1.1.3. Первые экспериментальные исследования.
Многие специалисты в области истории науки считают, что наука получила право называться таковой лишь с того времени, как она начала по настоящему опираться на эксперимент и в широких масштабах использоваться математическими расчетами. Попытка найти истоки гениальности не в божественной предопределенности, а во вполне земных явлениях – врожденных (прирожденных) особенностях, знаменует начало принципиально нового этапа в исследованиях одаренности. Этот этап условно датируется серединой XIX в. Начиная с этого времени в исследованиях человеческой психики прочно обосновался эксперимент, что в итоге и способствовало превращению психологии в самостоятельную науку.
Одним из пионеров эмпирического подхода к изучению проблемы способностей, одаренности, таланта был выдающийся английский ученый Ф.Гальтон. Он первым в книге «Наследственность таланта; ее законы и последствия» попытался доказать, что выдающиеся способности (гениальность) – результат действия в первую очередь наследственных факторов.
В качестве доказательства он проводит статистический анализ фактов биографий представителей английской социальной элиты. Им обследовано 977 выдающихся людей из 300 семей. Главная причина высоких достижений лежит, по его утверждению, в самом человеке и передается биологическим путем, из поколения в поколение. Он приводит данные, согласно которым на каждых десять знаменитых людей, имеющих выдающихся родственников, приходятся три – четыре выдающихся отца, четыре или пять выдающихся братьев и пять или шесть выдающихся сыновей
Ф.Гальтон отмечал, что если интеллект нормального человека принять за 100, то «полный идиот» будет иметь – 0, а гений – 200. Позже эти цифры вошли в формулу расчета «коэффициента интеллекта», предложенную известным ученым Вильямом Штерном. Этой формулой пользуются исследователи и практические психологи во всем мире до сих пор. Но, если, по мнению некоторых представителей дифференциальной психологии, основателем которой был Ф.Гальтон, эти отклонения от условной нормы детерминированы «игрой случая», то убеждению самого Ф.Гальтона они строго регламентированы законами наследственности.
Дальнейшая работа в этом направлении привела Ф.Гальтона к заключению о необходимости искусственного поддерживания и совершенствования интеллектуального потенциала в человеческом сообществе. Для этого «естественный отбор» в человеческом сообществе, должен, по его утверждению, уступить место «искусственному отбору», для чего необходимо искусственно поддерживать воспроизводство людей, обладающих желательными качествами, и препятствовать воспроизводству больных, умственно отсталых, и т. п.
Созданная им для научного обеспечения решения этих социальных проблем отрасль знаний получила название «евгеника». Евгеника разрабатывает, в первую очередь, проблемы искусственной селекции применительно к человеку.
Приемы вариационной статистики, разрабатываемые в то время учеными, в том числе Ф.Гальтоном, вооружили психологию важным методологическим средством. Наиболее перспективным оказался метод исчисления коэффициента корреляции между переменными. Он позволял сделать заключение о степени случайности связи между двумя различными характеристиками, например, между уровнем интеллекта и академической успеваемостью; между особенностями внешнего облика и уровнем развития интеллекта и др. Этот метод был усовершенствован английским математиком К. Пирсоном, результатом чего стал факторный анализ.
От Ф.Гальтона ведут свою родословную и современные психодиагностика и психометрия. Им было введено общее понятие «тест» (от англ. test – проба). Но теоретические основания диагностической программы Ф.Гальтона, а, следовательно, и весь методический аппарат существенно отличались от тех, что стали доминировать впоследствии. Гальтон исходил из того, что умственную одаренность можно определять по степени сенсорной чувствительности. Он считал, что возможности рассудка тем выше, чем тоньше органы чувств улавливают и дифференцируют различия во внешнем мире. Это, на его взгляд, подтверждалось тем, что при идиотии сенсорные способности человека (способности различать тепло, холод, боль и др.) часто оказываются нарушенными.
Практическая проверка его концепции и построенного на ней диагностического подхода не подтвердила его теоретических предположений.
- 1.1. История изучения одаренности.
- 1.1.1. Эволюция учений об одаренности.
- 1.1.2. Теория «чистой доски».
- 1.1.3. Первые экспериментальные исследования.
- 1.1.4. Интеллектуальная одаренность.
- 1.1.5. Функциональный подход к проблеме одаренности.
- 1.1.6. Феномен одаренности в исследованиях ученых начала хх века.
- 1.2. Основные концепции одаренности
- 1.2.1. «Структура интеллекта» Дж. Гилфорда.
- 1.2.3. Физический интеллект.
- 1.2.4. Наиболее популярные модели одаренности.
- 1.2.5. «Рабочая концепция одаренности».
- 1.3. Состояние проблемы одаренности в современном мире.
- 1.4. Определение понятия одаренность и одаренный ребенок.
- 1.5. Виды одаренности.
- 1.6. Методы выявления и диагностики одаренности.
- 1.7. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
- 1.8. Работа с одаренными детьми.