logo
Воспитание интереса и уважительного отношения к труду

1.2 Психолого-педагогические особенности трудового воспитания в школе

Характеристика возраста

Я. А. Коменский впервые в педагогике научно обосновал потребность в строгом учете возрастных особенностей детей при реализации учебно-воспитательной работы. Им был сформулирован и обоснован принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Младший школьный возраст – это период с 6-7 до 10-11 лет. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры головного мозга. Быстро развивается психика ребенка. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80% (А. Н. Леонтьев). Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Опираясь на указанные положения, можно отметить, что уроки труда по-особому значимы для развития младших школьников, так как они базируются на предметно-практической деятельности, а практические действия с предметами обеспечивают ребенку прежде всего чувственное (сенсорное) познание действительности, способствуют развитию восприятия окружающей действительности, способствуют переходу от предметно-действенного мышления к следующим стадиям. Современный урок технологии, как и любой другой, направлен на реализацию триединой цели – обучения, развития и воспитания учащихся.

Трудовое воспитание.

Трудовое воспитание направлено на формирование трудовых действий, обогащение знаний о труде. Современное политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях, способствует формированию интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей изобретательности. Труд является ведущим фактором развития личности, способом творческого познания и преобразования мира, получения опыта трудовой деятельности в различных сферах, способом вхождения в культуру.

Умственное развитие.

Проблема обогащения сенсорного опыта как первичного источника знаний об окружающем мире является актуальной для младшего школьного возраста, так как недостаточный запас впечатлений может влиять на развитие детей. Уроки технологии позволяют ученикам работать с разными материалами и через ощущения и восприятие получать информацию об их свойствах: тяжелые-легкие, гладкие- шероховатые и т.д. Значение сенсорного опыта в том, что он дает представление не только о свойствах и качествах предметов, но и о значении этих свойств (например, такое свойство пластилина или теста, как пластичность, позволяет придавать изделию любую форму).

Психологи отмечают в предметно-практической деятельности еще один важный момент: оперируя предметами, ребенок может наглядно представить себе многие абстрактные связи и понятия, которые, воплощаясь в предметных моделях, становятся нагляднее и яснее. Смысл этих действий состоит в том, что мыслительная деятельность облегчается, если она сопровождается моторной, практической деятельностью. Таким образом, сугубо интеллектуальные задачи с помощью предметно-практических действий становятся более доступными, легко решаемыми. С другой стороны, подключение практической деятельности позволяет значительно повысить степень сложности заданий, предлагаемых учащимся, и тем самым активизировать их умственное развитие.

Эстетическое развитие.

Кроме умственного развития, уроки технологии решают проблему эстетического воспитания: развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, то есть формирование эстетических знаний, воспитание эстетической культуры, овладение эстетическим и культурным наследием прошлого, формирование эстетического отношения к действительности, развитие эстетических чувств, приобщение школьников к прекрасному в жизни, природе, труде, развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты, формирование эстетического идеала и стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде. А вторая — активного включения в эстетическую деятельность. Вторая группа задач связана с включением в эстетическую деятельность и предполагает активное участие каждого ученика в созидании прекрасного своими руками. И первое, и второе направление должно находить отражение в содержании уроков технологии.

Нравственное воспитание.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность — это внутренняя мораль. Нравственное воспитание направлено на формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. В основе нравственного воспитания лежат общечеловеческие ценности, моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, среди которых ответственность, трудолюбие, уважение к чужому труду.

Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников

Педагогическая деятельность отличается от деятельности других людей, это деятельность особого рода. Феномен её состоит в постоянном требовании к росту как личностного, так и профессионального уровня. В тоже время имеются показатели качественные характеристики, общие для всех педагогических работников. Самобытность, индивидуальность, неповторимость, наличие индивидуального стиля, оригинальность взгляда на окружающую действительность сегодня в учителе как никогда ценится. Учительская индивидуальность, как правило, складывается не случайно, а в результате упорной работы над собой, умения анализировать свои действия и поступки, управлять собой, определять свои сильные и слабые стороны во взаимодействии с учащимися. Умение соблюдать социальные нормы и требования к личности педагога и в то же время проявлять свою индивидуальность - важный показатель профессионализма современного учителя.

Развитие личностного потенциала достигается посредством самовоспитания, профессионального образования, повышения квалификации. Специфика этого процесса заключается в желании человека наращивать свой потенциал. Здесь закономерно употребление понятий профессиональное самовоспитание, профессиональное самообразование, профессиональное самообучение. Содержание технологического обучения предполагает реализацию новых подходов в педагогической деятельности учителя. Это требует от него активного освоения инновационной педагогической практики, обновления способов, форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, освоение новых технологий обучения. Следовательно, особую роль приобретают такие качества личности педагога как готовность к принятию профессионального опыта учителей-новаторов, профессиональная открытость, обучаемость, самостоятельность творческих поисков.

Специфика содержания деятельности учителя технологии предполагает наличие обозначенных качеств и отражена в функциональных характеристиках, направлениях его деятельности и её результате. Однако в требованиях, предъявляемых к личности учителя технологии, в данном контексте, обозначены лишь организаторские способности, что явно не достаточно для успешной профессиональной деятельности учителя в современных условиях. Вместе с тем, наличие таких способностей как прогностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, необходимо современному учителю технологии, а их развитие в процессе профессиональной деятельности сегодня обретает особую актуальность.

Высокий уровень сформированности обозначенных способностей у учителя предполагает возможность передачи этих способностей учащимся. Вместе с тем, формы и методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, представленные в рамках традиционной методики, явно не соответствуют заявленному результату деятельности учителя. Формирование такого качества, как "освоение проектной деятельности..." безусловно, активных методов обучения (метод проектов, метод мозговой атаки, метод морфологического анализа, функционально-стоимостный анализ, деловая игра, учебный эксперимент и др.).

Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а лишь при определенной организации труда школьников.

Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется, эстетическое и физическое воспитание личности учащихся. Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется быть примером, изучать сильные и слабые стороны своих учеников, организовывать деятельность и многое другое. Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников.

В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета и самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание.

Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но и не исключая ее. В этом я вижу будущее трудового обучения.

Трудовое воспитание детей в семьях крестьян

Трудолюбие издавна занимало одно из центральных мест в системе человеческих ценностей, рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая благополучие в дальнейшей жизни. Труд, уважение и достаток в народном сознании были взаимосвязаны понятиями. Трудовое воспитание детей предусматривало не только обучение их всем необходимым для крестьянской жизни навыкам, но и формирование у ребенка особого отношения к труду как к жизненно необходимому средству существования и как к внутренней, нравственной потребности человека. Обучение детей трудовой деятельности проходило по хорошо продуманной, отшлифованной многими поколениями системе. Объем нагрузки и воспитательные меры соответствовали возрасту ребенка, его потребностям и возможностям в каждый период времени.

Приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано, буквально с младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни. В крестьянстве вся жизнь семьи проходила на глазах детей. Малыш, передвигающийся  по дому в «ходунке», не только осваивал жизненное пространство дома, но и усваивал порядок, заведенный в семье, наблюдал за распределением обязанностей между ее членами, правилами поведения и многим другим.

Патриархальный мир семьи, в котором рос ребенок, отражен в разных фольклорных жанрах, но, пожалуй, первыми произведениями устной культуры, адресованными непосредственно ребенку, были колыбельные песни, и уже в них нередко встречаются картины обыденного поведения, хозяйственной деятельности ближайших родственников, трудового ритма семьи.

Издавна повелось, что в крестьянской семье существовало строгое  разделение «мужских» и «женских» ролей.

Поскольку в народном понимании женщина –  это прежде всего мать, хранительница очага, в ее обязанности входило вести домашнее хозяйство, организовывать семейный уклад, воспитывать детей. Кроме того, на женщине лежали работы, связанные с обработкой льна и изготовление одежды для семьи; она должна была уметь прясть, ткать и шить. В традиционном обществе статус женщины-матери был очень высок.

Мужчина же всегда воспринимался как глава семьи, ее опора и основа. Главная «мужская» забота – обеспечить благосостояние семьи, представлять семью на сельских сходках; на мужских плечах была и самая тяжелая работа по дому и хозяйству.

В соответствии с этим формировались и основные задачи воспитания детей в семье (в том числе и трудового).

Девочку нужно было прежде всего обучить тем видам работ, которые предстоит выполнять женщине, хозяйке дома, матери. Она должна была уметь прясть, ткать, шить, стряпать, няньчить детей и пр.

Установка на «женскую долю» задавалась еще при рождении. Напомним о существовании обычая перерезать пуповину девочки на гребне, прялке или веретене, чтобы она была искусной пряхой. Прялка использовалась и в обряде размывания рук: стоя одной ногой на ней, повитуха как бы задавала девочке нужные качества.

Новорожденный мальчик при рождении также получал «профессиональное» напутствие: повитуха перерезала его пуповину на каком-нибудь «мужском» инструменте – топорище или колодке для плетения лаптей, - чтобы задать ему в будущем качества хорошего работника. Немаловажным было и то, что в будущем мальчик должен стать главой семьи, добытчиком, кормильцем, опорой отцу-матери.

Как целенаправленный сознательный процесс, трудовое воспитание начиналось с семи-восьми лет, когда ребенок вступал в следующую возрастную стадию- отрочество.

Продолжителен, степенен и мудр был процесс передачи мастерства в народной среде. Все делалось так, чтобы ребенок постоянно «тешил свое достоинство» и хотел учиться, вникать в дело. В традиционном обществе процесс подготовки ребенка к тяжелому, разнообразному крестьянскому труду шел естественно, ненавязчиво, без какого-либо насилия со стороны старших. Детей постепенно включали в трудовую деятельность семьи, с учетом физических и психических особенностей возраста и возможностей каждого.

Понятно, что ребенок семи-двенадцати лет был еще физически не окрепшим, он лишь подрастал, набирался сил. В этот переходный период была неустойчива и психика ребенка. Учитывая эту общую «недозрелость», взрослые на первых порах старались придерживаться определенных педагогических правил:

Все в меру. Это значило, прежде всего, что ребенка нельзя насильно заставлять трудиться или загружать непосильной для него работой, иначе он может «сорваться», сама работа будет ему в тягость, а стало быть, и в дальнейшем прока не будет от такого работника.

Каждой трудности - по разу. Для того, чтобы процесс систематического обучения ребенка трудовым навыкам не был для него обыденным, скучным и монотонным занятием, надо было дать ребенку возможность попробовать себя в самых разных формах деятельности. Это не только делало сам процесс обучения ярким и интересным занятием, но и позволяло выявить индивидуальные склонности и способности.

Сформируй конечную цель. Известно, что для успешного освоения того или иного навыка, нужно сформировать у человека определенную мотивацию. Крестьяне прекрасно знали, что возбудить интерес ребенка к работе, ненавязчиво включить его в процесс трудовой деятельности можно было, обрисовав ему конечный результат работы. К примеру, отец деловито обращался к сыну: «Давай лапти плести, а то зима придет, в чем ходить будешь?». Это не только приобщало ребенка к совместной деятельности, но и формировало у него сознание, что нельзя «захребетничать», все нужно заработать своим трудом («Что заработал, то и заслужил»). За особо трудную, «черную» работу отец мог пообещать купить сыну или дочери подарок – вещь, о которой ребенок давно мечтал. Ну, уж коли сказал свое слово, то обязательно должен был выполнить данное обещание, чтобы не утратить доверия ребенка и не сформировать у него представление о неблагодарном отношении к его труду.

Возбуди интерес. Не секрет, что освоение любого трудового навыка требует от ребенка настойчивости, упорства и внимания, а именно этих качеств так недостает маленькому человеку. Для того, чтобы справиться с такими возрастными трудностями, родители старались внести в процесс обучения какой-то «интерес», включить в него тот или иной игровой момент – одним словом, сделать сам труд радостным занятием. Приведем лишь один пример. Когда шел засев зерна, трудно было уследить и дважды не кинуть зерно в одно и то же место. Вот ребятишки должны были идти сзади за отцом и ставить вешки.  Согласитесь, достаточно  скучная для ребенка работа! Ни попрыгать тебе, ни побегать! Разумеется, крестьянин - отец  и понятия не имел об «основах организации труда»; о том, что монотонная, однообразная работа быстро вызывает утомление, преодолеть которое можно лишь временным переключением человека на другой вид деятельности. И все же он находил самое верное решение: он клал в посевное зерно репку – лакомство, любимое всей ребятней, - и время от времени бросал ее вместе с зерном. Найдет ее мальчуган, обрадуется и съест, и работа дальше идет уже в охотку, с азартом.

Не наказывай работой. В традиционном крестьянском обществе строго придерживались мнения: никогда нельзя наказывать работой (например, за проступок сулить на завтрашний день прополку). Ребенок может начать бояться труда, а труд должен всегда приносить радость и удовлетворение.

Давайте заглянем в сегодняшний день. Как часто мы можем видеть примеры наказания трудом. Вам не раз, вероятно, приходилось слышать от взрослых слова, обращенные к ребенку: «Опять загулялся на улице с ребятами! Все, терпение лопнуло – будешь сидеть теперь дома. И попробуй только не убраться в квартире, не вымыть посуду» и т. д. Можно представить, какую «радость» будет испытывать ребенок, выполняя все эти поручения, какое отношение к труду сформируется у него.