Рок в Марий Эл
В Марий Эл рок-культура имеет свою историю. Местные рок-н-ролльные традиции уходят своими корнями в конец 60-х годов. До этого в Йошкар-Оле бал правил джаз. И именно на джазе воспитывалось первое поколение рок-музыкантов.
Первая рок-группа в Марийской республике – это ВИА «Крестовые гитары», появившийся в конце 1960-х годов на базе ДК им. Дзержинского. Наиболее сильным коллективом тех лет считался ВИА «Мари» (основан в 1969 г.). В его составе выступали Леонид Токарев, Виктор Мосенков, Сергей Бирюков, Вольдемар Токтаров, Николай Ромашов, Вячеслав Курапов, Анатолий Морозов, Валентин Царегородцев, Николай Кузнецов и другие музыканты. В репертуаре ансамбля были народные мелодии, а также классика рок-музыки. Роковые вещи музыканты «снимали» один к одному, в связи с чем на концерты ВИА «Мари» приходила большей частью рок-н-ролльная публика. В 1972 г. с ансамблем даже случился крупный скандал во время его гастролей в Сочи, когда пожилая часть зрителей стала неистово возмущаться по поводу внешнего вида и манеры поведения участников легендарной марийской команды.
К середине 70-х годов XX века республика, как и весь Советский Союз, была подвергнута «ВИА-лизации» и все ростки рока попросту растоптали вокально-инструментальные формирования. Ансамбли создавались где угодно (заводы, институты, дворцы культуры, школы, детские клубы). Их число росло не по дням, а по часам. Отдел культуры и горком комсомола проводили специализированные смотры-конкурсы. Например, традиционный конкурс «Мелодии весны». Традиция проведения официальных смотров-конкурсов сохранялась вплоть до начала 90-х годов.
На рубеже 70 – 80-х годов высоко котировался вокально-инструментальный ансамбль «Сувенир» под управлением бывшего участника ВИА «Мари» Леонида Токарева. В коллективе выступало немало известных музыкантов. Например, пианист Валерий Новоселов, органист Александр Соловьев, клавишник Валерий Липец, бас-гитарист Виктор Рукавишников, гитарист Герман Сидоркин, барабанщик Борис Киясов, трубач Сергей Бирюков, тромбонист Анвар Шахиев, солисты Наталья Конева, Гульфия Чубарова, Людмила Антонова, Василий Прохоров.
Во второй половине 70-х годов росткам рок-культуры не давал погибнуть студенческий музыкальный клуб «Ваганты», возникший в марте 1977 г. на базе Марийского политехнического института. «Ваганты» сотрудничали с известным рок-музыкантом Алексанром Градским, московским композитором Андреем Богословским (рок-опера «Алые паруса»), устраивали тематические вечера. Клуб носил полуофициальный статус и характеризовался некоторыми хипповскими чертами. «Вагантов» удачно дополнял раздел «Фонограф» молодежной газеты «Молодой коммунист» (сейчас – «Молодежный курьер»). Первый же выпуск «Фонографа», вышедший в 1978 г., содержал материалы о «Beatles».
В начале 80-х годов рок-н-ролл ушел в глубокое подполье, и лишь ветер перестроечных перемен всколыхнул музыкальную жизнь Йошкар-Олы. В середине 80-х интерес у любителей рок-музыки вызвал ансамбль «Впечатление», которым руководил Валерий Липец. Высокий профессионализм отличал группу «Мифа» (основана в 1983 г.), которая уходила своими музыкальными корнями в хард-рок. Эффект разорвавшейся бомбы произвело появление в 1987 г. двух групп – «Профсоюз» и «Дети подземелья». Они исполняли музыку в духе остросоциальной «новой волны». В середине 1980-х годов впервые прозвучал и рок на марийском языке (композицию в стиле тяжелый металлический рок исполняла марийская певица Татьяна Егошина вместе с А.Романовым, лидером группы «Воскресение», в рамках проекта О.Мелик-Пашаева «В едином ритме»). Однако марийскоязычный рок почему-то не получил своего дальнейшего развития.
В середине 1980-х годов на марийской земле появляются и молодежные субкультуры. В 1985 г. заявили о себе брейкеры. В 1986 г. заговорили о гопниках («мотальщиках», «широкоштанниках»), точнее, о войнах между микрорайонами Йошкар-Олы («казанский феномен»). Вскоре Йошкар-Ола превращается в один из центров этого движения. Своего пика активность территориальных подростковых группировок достигла в 1991 г., когда в Йошкар-Оле прошел Всеповолжский съезд гопников. В феврале 1987 г. состоялся легендарный концерт группы «Черный кофе»: официальные структуры неожиданно для себя обнаружили, что в Йошкар-Оле немало металлистов…
На рубеже 1980 – 90-х годов нашу республику захлестнул настоящий рок-н-ролльный бум. Эпицентром музыкальных событий стал актовый зал главного корпуса Марийского политехнического института. 90-е подарили Республике Марий Эл множество групп: «Оливер Твист», «Проект А», «Женихи Пенелопы», «Мэд Рейв», «Миро», «Комендантский час», «Хозяйственный трест», «ЧК», «Пионер», «Очная ставка», «Гравитационное управление», «Душа населения», «Невинный буддист», «Старый Чо», «Моби Дик», «Старгейзер». Были представлены различные музыкальные стили и направления. Например, идеи хард-рока пропагандировали и развивали такие группы, как «Кардинал», «Александр», «Дача», «Кондор», «Диверсия», «Акция», «Реаниматор». Были и панки: «Симпатия к дьяволу», «Гонорея оппортуниста», «Батарея Крюкова». Выходили на большую сцену и приверженцы блюза, гранджа и других музыкальных разновидностей.
Естественно, творчество групп во многом зависело от харизмы лидера коллектива. Без преувеличения можно сказать, что основатель «Профсоюза» Дмитрий Желонкин (Цепель) стал кумиром целого поколения местных поклонников рок-музыки. Цепель принимал непосредственное участие во многих значимых проектах («Мы», «Электрический стул», «Рвезе бойз да ÿдыр спейс», «Мэджик Машрумз», «U.L.T.Y.»). Огромный авторитет завоевали и другие талантливые музыканты – Александр Бутусов, Сергей Шихалеев (Хабиасс), Петр Фиронов.
Вторая половина 90-х годов ознаменована появлением новых интересных групп. Это прежде всего «Братья Карамазовы», «Клены», «Стоны-Моны». Однако некоторый спад в рок-н-ролльном движении в конце 1990-х годов все же имел место.
В 2000-е годы рок снова начинает возвращать утраченные позиции. Оживлению рок-движения в Марий Эл во многом способствовало появление рок-клуба «Тоннель», на сцене которого уже успели выступить не только местные рокеры, но и известные российские и зарубежные команды. В последние годы в нашей республике получили известность следующие рок-группы: «Джакор», «Миру Мир», «Demogorgon», “Da'tura”, «12 секунд», «Иду за Тенью», «Скала», «Impaler», «Медуза», «Джанки», «Про100мат», «UnDead», «С.Мудрый и Кº», «Хабиасс и Кº», «Игрушки», «Миксеры». Стили самые разные: от брит-попа и поп-рока до рэпкора и панк-рока…