Конфликты в сюжетно-ролевой игре
В процессе игры объединяются дети с различными характерами, вкусами и привычками. Один ребенок инертен и пассивен, другой - общителен и энергичен, этот может уступить игрушку, тот никак не хочет этого сделать, одни пытаются захватить себе больше материалов, игрушек, разрушают постройки товарищей, другие противостоят этим стремлениям, одна и та же роль в игре понравилась сразу нескольким ребятам и т.д. Происходит столкновение характеров, возникают конфликты и противоречия между играющими.
В процессе развития игры и формирования детского коллектива в ней такие трудности преодолеваются, у детей воспитываются положительные черты характера. Ребенка, привыкшего командовать, организовывать, быть только на главных, ведущих ролях, надо научить подчиняться. Для этого он должен чаще выступать в ролях второстепенных. Чтобы у детей возникло желание выполнять любые роли, необходимо раскрыть перед ними их сюжетную линию, рассказать, что делают, как ведут себя люди определенной профессии (например, матрос, повар, рабочий на строительстве и т.д.), показать общественную значимость их труда, вызвав тем самым не просто интерес к этим ролям, но и чувство симпатии, теплоты к людям разных профессий. В то же время нельзя сразу поручать ведущую роль инертному ребенку, он может с ней не справиться. Для него надо выбрать роль, соответствующую его возможностям, которая помогла бы ему поверить в свои силы. Постепенно этого ребенка следует выдвигать на более ответственные роли. Например: «Какая у нас в ателье хорошая портниха Катя. Не только сама умеет хорошо шить, но и других учит, как надо шить. Она у нас будет заведующей ателье». При организации коллективных игр необходимо бережно относиться к индивидуальности каждого ребенка. В коллективной игре сталкиваются не только характеры, но и замыслы. Согласование замыслов, действий тоже одна из трудностей совместных игр детей. Одному кажется, что его выдумка интересней, другому - что его мысль занимательней. Это может подчас привести к ссоре и конфликту между участниками. Разрешение таких споров нужно использовать для воспитания нравственных чувств детей и организации детского коллектива. Споры, возникающие между детьми, могут, во-первых, приучать ребенка считаться с мнением товарищей, уважать замысел каждого участника игры; во-вторых, воспитывать привычку добровольно подчиняться коллективу, отказавшись от своего замысла, если кто-то другой придумал интереснее; в-третьих, формировать критическое отношение к различным предложениям и умение выбирать наиболее интересные из них. Преодоление конфликтов дает возможность воспитывать в детях тактичность, чуткость, справедливость, сознание необходимости поступиться свои желанием ради совместной деятельности. Чтобы игра получилась увлекательней и дружной, ребенок должен, может быть вопреки своему желанию, согласовать свои действия с действиями товарищей, подчиняться правилам игры, выработанным самими играющими.Возникающие в играх конфликты и ссоры - результат недостаточного еще развития у детей способности к коллективному творчеству. Играя в коллективе, дошкольники не имеют пока устойчивых навыков и привычек коллективной деятельности. Только в процессе дальнейшего воспитания и обучения ребенок овладевает такими навыками и становится человеком, способным к коллективному творчеству.
- Тема: Понятие об игровой деятельности. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
- Развитие сюжетно-ролевой игры
- Уровни развития сюжетно - ролевой игры ( по д.Б. Эльконину)
- Конфликты в сюжетно-ролевой игре
- Роль взрослых в развитии игры
- Значение игры для психического развития детей дошкольного возраста