5. Содержание образования
Факторы отбора содержания образования
Образование есть процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей. Содержание образования - это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.
В дидактике имеется ряд теорий отбора содержания образования, в которых обосновывается перечень знаний, изучаемых в средней школе, и последовательность их усвоения. Они исходят из определения ряда факторов, детерминирующих содержание образования. К последним относятся следующие.
Социальные, профессиональные, культурные требования общества к выпускнику школы. Обучение должно подготовить выпускника к различным видам деятельности: познавательной, профессиональной, общественной, культурной, досуговой, лично-семейной. Для подготовки к этому школа должны иметь совокупность предметов обучения. Вторым фактором отбора содержания образования является степень его удовлетворения принципу научности (соответствие современному уровню научного знания о мире, культуре, технике), а также принципу систематичности, последовательности и ряда других дидактических принципов. Третий фактор - содержание образования должно соответствовать психологическим возможностям и развитию школьников на разных ступенях обучения: младший, средний и старший школьный возраст.
Четвертым фактором являются потребности личности в образовании. Не только общество выдвигает требования к образованию, но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение (см. Закон РФ об образовании). Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании - обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения (Закон РФ об образовании, ст.9, п.6).
Содержание общего среднего образования
Содержание образования отражено в ряде документов, учебниках, учебных и методических пособиях.
Государственный стандарт
Понятие «стандарт» предполагает некий принимаемый за исходный образец, эталон, модель для сопоставления с ним других подобных объектов. В законе «Об образовании» в ст.7 определяется, что в РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты, порядок разработки, утверждения и введения которых определяется Правительством РФ.
Образовательный стандарт есть совокупность общественно и профессионально признанных норм и требований к уровню подготовленности выпускника к данной образовательной системе, отражающих цели её функционирования и развития. Итак, государственный стандарт – это элемент согласованной по иерархии системы управления, а именно: федеральный компонент, национально-региональный и школьный компонент.
Учебный план общеобразовательной школы - это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет. Государственные органы разрабатывают варианты учебных планов, в которых имеются федеральный, региональный и школьный компоненты. Первые два в компетенции государства и регионов; школьный компонент - учебные дисциплины, назначаемые школой. Закон об образовании дает школам право делать индивидуальные учебные планы при том условии, что они отвечают государственным образовательным стандартам.
Базисный учебный план, разработанный в соответствии с законом «Об образовании», был введен приказом Министерства общего и профессионального образования РФ и является основным государственным нормативным документом в этой сфере. Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений России составляет основу для разработки региональных базисных планов. Учебный план школы, разрабатывается на основе базисного и регионального учебных планов на длительный период и отражает особенности конкретной школы.
Как правило, все учебные планы школ России в настоящее время предусматривают дифференцированное обучение с 10-го или ранее класса. Это означает наличие обязательных для всех предметов и углубленное изучение ряда предметов, которые выражают некоторую специализацию по направлению: естественно-математическое, гуманитарное и пр. Имеется и набор предметов по выбору, факультативных, хотя они мало распространены. Дифференцированное обучение, его сроки и степень составляют проблему теоретического и практического плана, поскольку это впрямую влияет на развитие личности и полноту образования.
Пример базисного учебного плана общеобразовательного учреждения России
Образовательные области | Образовательные компоненты | Количество часов в неделю | ||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
филология | Русский язык |
|
|
|
|
|
|
|
| литература |
|
|
|
|
|
|
|
математика | Математика, информатика |
|
|
|
|
|
|
|
И др. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обязательные занятия по выбору,факультативные, индивидуальные и групповые занятия | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 12 | 12 | |
Максимальный объем учебной нагрузки учащихся | 31 | 32 | 34 | 35 | 35 | 36 | 36 |
В структуре учебного плана выделяются:
Инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
Вариативная часть, обеспечивающая также индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их индивидуальные и личностные особенности.
Пересечение этих частей приводит к появлению в учебном плане любого общеобразовательного учреждения 3 основных вида учебных занятий:
- обязательные занятия
- обязательные занятия по выбору учащихся,
-факультативные занятия.
Учебная программа - документ, характеризующий отдельный учебный предмет. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему и весь курс; перечень знаний, умений и навыков, формируемых при изучении предмета, методические рекомендации о средствах обучения и контроля. Это документ для учителя школы. В Российских школах используются два вида учебных программ: типовые и рабочие школьные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные, авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда. Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также рекомендации общего характера и т.д. На основе типовой учебной программы составляются рабочие программы, в которых отражается национально-региональный компонент или школьный и т.д.
Структура учебной программы: - объяснительная записка или введение, содержание образования, методические указания и т.д. Имеется три принципа расположения материала в программе: линейный, концентрический и спиральный. При линейной структуре части материала расположены последовательно. В концентрической программе отдельные темы или разделы изучаются с перерывом, повторяясь на новом уровне несколько раз за все время обучения. Спиральные программы сочетают последовательность и цикличность. Учебный предмет - это дидактически обработанные знания по основам какой-либо науки, искусства, деятельности для достижения образовательных целей. Предметы объединяются в циклы: естественно-математический, гуманитарный, художественный, производственно-трудовой, физкультурно-оздоровительный. Каждая группа предметов имеет свои функции и роль в достижении образовательных целей. Важен вопрос об объеме часов на каждую группу. В учебных планах социалистических стран еще недавно объем естественно-математических дисциплин был значительно больше, чем в странах Запада и соответственно меньше часов на другие циклы. Согласно новым учебным планам в настоящее время в России соотношение объема часов по циклам предметов приближается к западным стандартам. Однако есть опасность потерять глубину подготовки учащихся по основам фундаментальных наук: математике, физике, химии, биологии. Важной проблемой в дидактике является также вопрос о связях между предметами. Считается, что предметная система преподавания не дает в сознании учащихся цельной картины мира, не стимулирует их к системному анализу и видению действительности. Для решения этой проблемы дидактика рекомендует учителю устанавливать межпредметные связи - видеть общие темы, сквозные, фундаментальные проблемы в разных учебных дисциплинах и строить обучение с опорой на комплекс предметов. Для этого есть также рекомендация делать интегративные курсы - учебные дисциплины, соединяющие знания из разных научных отраслей. Содержание образования любых курсов подробно представлено в школьных учебниках.
Учебники
Учебник - это учебная книга, отражающая подробно содержание образования, учебную информацию, подлежащую усвоению. Вместе с тем учебник надо рассматривать не только как носитель информации, но как средство обучения. Выделяется несколько функций учебника. Основная из них - информационная. Учебник представляет информацию не только в виде текста, но и в фотографиях, рисунках, схемах. Вторая не менее важная функция учебника - обучающая. С помощью учебника происходит управление познавательными действиями ученика. В учебниках и учебных пособиях даны задания, вопросы, упражнения, что должно обеспечить процесс усвоения. Именно поэтому ученые трактуют учебник как информационную модель обучения, как своеобразный сценарий учебного процесса, который отражает теорию и методику процесса обучения. С этих позиций в учебнике должны быть отражены цели обучения, описано его содержание, определена система познавательных действий с материалом, формы обучения и способы контроля. Однако современные учебники в основном только дают учебную информацию и не показывают, как с ней работать, предоставляя это определить учителю или ученику. Дидактика выделяет еще ряд функций учебника: мотивационную, контрольную, самообразовательную и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3