logo

3. Основные дидактические концепции

      Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами или моделями обучения. Их характеристика сводится к описанию принципов, целей, содержания, средств обучения. Обобщая богатство имеющихся систем, следует выделить три: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики. Каждая складывается из ряда направлений, теорий ученых. Разделение концепций на три группы произведено по тому, как понимается предмет дидактики - процесс обучения. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я.Коменский, И.Песталоцци и в особенности И.Гербарт и дидактика немецкой классической гимназии.

    В педоцентристской концепции главная роль в обучении отводится учению - деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система Д.Дьюи, трудовая школа Г.Кершенштейнера, В.Лая - теории периода реформ в педагогике в начале 20 века.     Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение - составляют единство в процессе обучения и являются предметом дидактики. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П.Гальперин, Л.Занков, В.Давыдов), когнитивная психология (Дж. Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества группы учителей-новаторов 80 годы в России. Ниже они будут рассмотрены подробней.     Традиционная дидактическая система связана прежде всего с именем немецкого ученого И.Ф.Гербарта, который обосновал систему обучения, живущую в Европе до сих пор. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать, по его выражению, морально сильную личность.       Согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по формальным ступеням, которые определяют его структуру. Ступени структуры: изложение, понимание, обобщение, применение - рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения. Нет сомнения, эта теория упорядочивала, организовывала процесс обучения, предписывала рациональную деятельность учителя по ведению обучения от представления материала через его объяснение к усвоению и применению в учебных задачах. Нетрудно увидеть в этом логику большинства уроков и в настоящее время.

Анализ современных дидактических концепций:

Психолого-дидактическая концепция, основанная на принципе субъективности. Автор Якиманская И.С. считает, что ученик субъект познавательной и предметной деятельности. Роль обучающего в том, чтобы, выявив субъектный опыт и его особенности, создать условия для раскрытия и развития его индивидуальных познавательных возможностей. «Учение не есть беспристрастное познание. Это субъектное значимое постижение мира, наполненного для ученика личностными смыслами, ценностями, отношениями, зафиксированными в его субъектном опыте. Содержание этого опыта необходимо преобразовать в ходе образовательного процесса».

Сериков В.В.

Система личностно-ориентированного обучения

И.С.Якиманская

Система личностно-ориентированного развивающего обучения

Цель

Создание условий для реализации личностных функций

Помощь в самопознании, самореализации, самоопределении

Содержание

Стандарт + личностный опыт педагога и ребенка

Стандарт + личностный опыт ребенка

Формы работы

Индивидуальные + групповые

Индивидуально-дифференцированные

Преобладающий метод обучения

Познавательный через самостоятельную деятельность

Активное экспериментирование

Кредо педагога

«Я вместе с вами»

«Я рядом с вами»

Стиль взаимодействия

Диалог

Диалог

Позиция ребенка

Активно-инициативная

Активно -инициативная

мотивация

Внутренняя, систематическая

Внутренняя целенаправленная, систематическая

Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования, разрабатывается в научной школе Е.В.Бондаревской, и состоит в следующем: образование часть культуры, которая с одной стороны, питается ею, а с другой стороны влияет на её сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным. Это означает, что основным методом его проектирования и развития должен стать культурологический подход, который предписывает поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как её творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.

Yandex.RTB R-A-252273-3