logo
Использование ИКТ на уроках

Работа с электронными энциклопедиями.

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.

Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)

Использование ИКТ на уроках естественных дисциплин позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее. С помощью ИКТ представляется возможным довести процесс дифференциации обучения до уровня индивидуализации.

Задачи использования ИКТ на уроках:

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Биология

Химия

  1. Мультимедийный компьютер.

  2. Сканер с приставкой для сканирования слайдов.

  3. Лазерный принтер.

  4. Цифровая видеокамера и фотокамера.

  1. Видеокамера на штативе.

  2. Видеомагнитофон (видеоплеер).

  3. Мультимедийный компьютер.

  4. Мультимедийный проектор.

Примеры использования ИКТ на уроках биологии, химии:

  1. Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ, электронных учебников, видеороликов.

  2. Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.

  3. Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

  4. Обработка результатов эксперимента.

  5. Разработка методических программных средств. Выпущены диски «ИКТ на уроках биологии» с методическими материалами учителями.

  6. Разработка педагогических программных средств различного назначения.

  7. Разработка WEB-сайтов учебного назначения.

  8. Использование Internet-ресурсов.

  9. Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

Традиционные методы обучения биологии включают три этапа: передача информации (объяснение), тренинг (закрепление) и аттестация (контроль). Для каждого из этих этапов есть свои дидактические полиграфические материалы. Компактный электронный ресурс, содержащий традиционный набор таблиц, рисунков, текстовых материалов для распечатки, в совокупности с мультимедиа-проектором, системой компьютерного поиска и т.п., уже является привлекательным. Электронное издание должно отличаться от традиционных (полиграфических) материалов. Современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ, они позволяют:

• использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;

• многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;

• использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией;

• автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д.

Если технологические возможности сопровождены соответствующей методикой использования, то это делает преподавание предмета более привлекательным как для учителей, так и для учеников, может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех трех этапах обучения. Для большей убедительности, приведу характеристику типов объектов, представленных в электронных изданиях с указанием на возможность их использования на различных этапах.

Этап “Объяснение”. Цветные рисунки и фото-учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т.к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные фотографии позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему приближенность к реальной жизни.

Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Придают данному этапу большую эмоциональность, выразительность, наглядность.

Видеофрагменты – выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.)

3D рисунки и модели. Создание пространственного рисунка с возможностью изменения ракурса рассматривания, приближения и удаления объекта с эффектом увеличения заменяет собой серию рисунков, разрезов и выносок и позволяет учителю выбирать для комментария тот или иной фрагмент.

Анимации короткие (упрощённые) – “ожившие картинки”, показывающие короткую динамику процесса. Могут содержать всплывающие подписи, выделение отдельных частей, сопроводительный текст диктора или быть интуитивно ясными в силу понятности содержания первого кадра и названия объекта.

Анимации сюжетные – аналоги традиционных фрагментов “мультфильмов”, включавшихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, в том числе микромира. Психологически привлекательны за счёт использования современного компьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. В подобных анимациях облегчена остановка и переход к нужному фрагменту, за счёт синхронизированного звукового сопровождения возможно квалифицированное объяснение процесса с нужными визуальными акцентами.

Интерактивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы (когда фрагменты могут “оживать” в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей).

Интерактивные рисунки - упрощённый вариант интерактивных моделей. При подведении курсора к такому рисунку отдельный объект или часть объекта выделяется подсвечиванием или изменением цвета, и всплывает его название.

Вспомогательный материал – сюда можно отнести справочные и обобщающие таблицы, определения величин, формулы. Они могут быть использованы на этапе объяснения для того, чтобы не работать с доской и мелом при проведении урока в компьютерном классе.

Этап “Закрепление”. Задания с выбором ответа - компьютерные технологии позволяют легко анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео - и анимационные фрагменты (однако пока чаще всего содержат только тексты, формулы и рисунки.)

Задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры – анализ числа или слова (словосочетания), введённого в специальное поле, в настоящее время также доступен большинству обучающих программ.

Тематические подборки заданий - реализуют техническую возможность сборки объектов по их характеристикам (атрибутам) и методическую возможность создания групп заданий, рассчитанных на достижение педагогических целей за счёт определённой последовательности их выполнения, привязки ко времени занятия, данной программе, выбранному учебнику.

Задания с использованием фото, видео и анимации – такие задания переводят фото-, видео и анимационные объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. В преподавании биологии могут быть использованы для создания заданий, связанных с экспериментом, обработкой экспериментальных данных и для сопоставления информации, представленной в различных видах, т.е. для усвоения методов познания, включённых в образовательный стандарт по биологии.

Задания с реакцией на ответ – появление на экране “реакций” на правильный и неправильный ответ повышает обучающий эффект выполнения заданий за счёт придания ему эмоциональной окраски.

Интерактивные задания – задания (система заданий), в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа.

Вспомогательный материал – справочные и обобщающие таблицы и т.п. могут быть использованы и на этапе закрепления – если учащийся обращается к ним при выполнении заданий или ликвидации пробелов в знаниях.

Этап “Контроль”. Задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с использованием фото, видео и анимации, интерактивные задания - все эти типы, обычно используемые на этапе закрепления, могут быть использованы и на этапе контроля – если у ученика нет возможности просмотреть верный ответ или решение задания.

Тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой – снабжены системой автоматической проверки и выдачей протокола выполнения. Оценивание выполнения оставлено за учителем по рекомендациям автора.

Контрольно-диагностические тесты – помимо протокола выполнения всех заданий содержат обоснованный анализ пробелов знаний по данной теме и рекомендации по их ликвидации.

Важным направлением в использовании ИКТ является Интернет – обучение школьников. В учебниках практически отсутствует информация о вкладе отечественных и зарубежных биологов в развитие науки, нет исторических справок об основных этапах развития биологических дисциплин, недостаточно материала о современных открытиях. Необходимую информацию они находят в Интернете.

В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днем, важное значение для человека приобретает умение быстро находить нужную информацию. Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания.

Сейчас многие образовательные учреждения имеют доступ к Интернету и должны в полной мере использовать его в образовательном процессе.

Применение учащимися Интернета дает следующие преимущества:

1. значительно сокращается время подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в Интернете осуществляется гораздо быстрее, чем, например, в библиотеке;

2. повышается актуальность, получаемой информации;

3. учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации.

Рассмотрим несколько направлений, как можно использовать Интернет в школе.

Использование Интернета на уроке для объяснения нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. В Интернете можно найти тематические сайты по всем предметам школьного курса, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов.

Дистанционное обучение. В настоящее время существует большое количество электронных учебников и дистанционных курсов по различным предметам. На многих дистанционных курсах имеются следующие инструменты получения информации и общения: доска объявлений, электронная почта, электронная конференция, обмен файлами, виртуальный класс, библиотека web-сайтов.

Дистанционные олимпиады, объединяющие конкурсы учащихся и обмен методическим опытом педагогов, позволяют, не нарушая основного учебного процесса, принять участие в крупномасштабных конкурсных мероприятиях, найти единомышленников из других учебных заведений.

Официальные сайты по образованию

http://www.techno.edu.ru – система федеральных образовательных порталов.

http://www.school.edu.ru/ – Российский общеобразовательный портал.

http://www.mon.gov.ru/ – сайт министерства образования и науки РФ.

http://www.rost.ru/projects/education/ – приоритетный национальный проект «Образование».

http://www.obrnadzor.gov.ru – федеральная служба по надзору в сфере образования науки.

http://www.ed.gov.ru/ – федеральное агентство по образованию.

http://www.gain.ru/ – система дополнительного профессионального образования.

http://firo.ru/ – федеральный институт развития образования.

http://lexed.ru/mainclass.php – федеральный центр образовательного законодательства.

http://www.fipi.ru/ – федеральный институт педагогических измерений.

http://fsu.edu.ru/p1.html – федеральный совет по учебникам.

http://ndce.edu.ru/ndce/ – портал учебного книгоиздания.

http://www.fasi.gov.ru/ – федеральное агентство по науке и инновациям.

Предметные образовательные сайты

http://www.rubricon.com/ – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета.

http://rusword.com.ua/rus/index.php – мир слова русского (афоризмы, пословицы. поговорки)

http://elementy.ru/ – сайт по физике, биологии, химии.

http://www.hemi.nsu.ru – основы химии (эл. учебник для школьника, подготовка к сдаче экзаменов в ВУЗ)

http://www.uic.ssu.samara.ru/ – «В мире науки», сайт для школьников по естествознанию

http://www.allbest.ru – союз образовательных сайтов (каталог рефератов, образовательные и психологические тесты, on-line библиотека и многое другое).

http://hemi.wallst.ru/index.htm – образовательный сайт по химии для школьников.

http://www.5ballov.ru/ – каталог рефератов по всем предметам.

http://novgorod.fio.ru/projects/Project544/index.htm – общая характеристика природы России.

http://ts.edu.ru/ – сайт «Твоя школа».

Дистанционное обучение и методика использования ИКТ на уроке

http://ito.edu.ru/2005/Moscow/IV/IV-0-5706.html – портал Информационные технологии в образовании. Использование Интернет-технологий в организации учебного процесса школы.

http://www.cito.ru/gdenet/ – глобальная сеть дистанционного образования.

http://teachpro.ru/ – сайт «Обучение через Интернет» (содержит видеокурсы по компьютерной грамотности, иностранным языкам, по школьным и вузовским дисциплинам, по компьютерной графике , web-версии обучающих программ и методику обучения работы с ними и др.)

http://www.fpru.org/ – фонд поддержки российского учительства.

http://pedsovet.org/ – Всероссийский Интернет-педсовет.

http://www.lang.ru – научная лаборатория школьников.

Другие образовательные сайты

http://edu.ac.ru/index1024.htm – образовательный сайт для родителей, школьников, абитуриентов.

http://www.school.edu.ru – описание школьных образовательных проектов.

http://school-sector.relarn.ru – Школьный сектор (информационно-развлекательный проект для школьников, и их учителей)

http://www.catalog.zaochnik.com/ – каталог образовательных сайтов.

http://alleng.ru/edu/school.htm – каталог образовательных сайтов для школьников и студентов.

Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся. ИКТ стимулирует и развивает мышление, память. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя.

Работая над проблемой внедрения ИКТ в образовательный процесс, можно придти к выводу, что нет причин, препятствующих внедрению компьютера. Главное: не перегрузить машинной технологией, что может привести к утрате школьниками эмоционально – личностного отношения к природе.

Умения, необходимые для выполнения педагогической деятельности в условиях информатизации педагогической системы

Функциональный компонент педагогической деятельности

Умения, необходимые преподавателю в условиях информатизации педагогической деятельности.

Гностический (или исследовательский)

Сформулировать цели использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе в подсистемах системы непрерывной подготовки специалистов

Умение осуществлять автоматизированную проверку готовности к усвоению предметных знаний и к познавательной деятельности

Умение использовать ИКТ для поиска педагогической и профессионально значимой информации

Умение отобрать содержание учебной информации, в том числе с использованием автоматизированных информационно-поисковых систем и поисковых серверов в Internet

Умение разрабатывать методику учебного занятия с использованием ИКТ

Умение прогнозировать результаты использования средств ИКТ

Умение самостоятельно приобретать и совершенствовать знания, необходимые для использования средств ИКТ в педагогической деятельности

Проектировочный

Умение проектировать информационные технологии обучения на уровне отдельного учебного занятия, темы, раздела, курса

Умение разрабатывать профессионально ориентированные спецкурсы (на основе использования средств ИКТ в профессиональной деятельности)

Определять место средств ИКТ на конкретном учебном занятии, тип программного средства

Умение разрабатывать перспективный план по предмету (системы занятий) на основе оптимального использования ИКТ

Умение разработать материалы для оценки эффективности использования ИКТ на занятиях

Конструктивный

Умение разрабатывать конспекты учебно-воспитательных занятий с использованием ИКТ

Умение использовать базовое программное обеспечение для целей управления учебно-воспитательным процессом (разработка и использование баз данных различного назначения, электронного журнала, электронного блокнота и др.)

Умение эксплуатировать технические и программные средства ИКТ

Умение использовать инструментальные и педагогические программные средства ИКТ (для разработки материалов автоматизированного тестового контроля знаний, интерактивных программ и др.) для целей подготовки специалистов

Коммуникативный

Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучаемыми в условиях использования средств ИКТ

Создавать положительное отношение обучаемых к использованию средств ИКТ в учебно-познавательной деятельности

Оценивать интерес обучаемых к использованию компьютерных средств с целью установления наиболее благоприятных отношений в системе “информационная среда компьютера – обучающийся”

Уметь вести электронную переписку, знать правила этикета работы в компьютерных сетях

Уметь использовать сетевые Internet-проекты для целей подготовки специалистов

Организаторский

Умение организовать познавательную деятельность обучаемых в условиях использования средств ИКТ

Управлять учебно-познавательной деятельностью обучающегося в условиях использования средств ИКТ

Осуществлять организацию индивидуальной, групповой, коллективной деятельности обучаемых при использовании средств ИКТ на различных этапах учебного занятия

Контролировать деятельность обучаемых при использовании всего многообразия как компьютерных, так и традиционных средств

Умение организовать свою деятельность в условиях использования средств ИКТ, направить ее на высвобождение времени для решения творческих задач и снятия рутинной нагрузки

Адаптационный

Уметь адаптировать педагогические программные средства и технологии обучения на основе компьютерных средств для конкретных групп обучаемых, используя с этой целью разнообразные приемы и технологии

Определять достоинства и недостатки информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов

Понимание проблем использования средств ИКТ для целей учебно-познавательной деятельности и умение осуществлять ее коррекцию при негативных результатах использования компьютеров

Умение корректировать процесс подготовки специалистов, осуществляемый на основе использования средств ИКТ (например, при дистанционном обучении)

Мотивационный

Формировать потребность обучаемых успешно выполнять деятельность с использованием средств ИКТ

Поддерживать стремление обучаемых добиваться успеха, показать себя с лучшей стороны при использовании средств ИКТ

Формировать положительное отношение к самообразованию, в том числе с использованием сетевых технологий Internet