3. Оценка результатов деятельности студентов.
Оценка – способ и результат установления факта соответствия или несоответствия усвоенных студентом ЗУН целям и задачам обучения. Отметка является численным аналогом оценки.
Требования к оценке ЗУН студентов: объективность, индивидуальный характер, гласность, обоснованность.
Рассмотрим методику оценки качества усвоения студентами изучаемого ими предмета.
При вынесении оценки на экзамене преподавателю нужно поставить именно ту оценку, которую студент действительно заслуживает, и не ошибиться. Как облегчить его задачу, помочь снять сомнения, сохранить твердость позиции? Ответ напрашивается один: нейтрализовать субъективизм, а для этого самому преподавателю разработать объективные критерии оценки знаний студентов, а методику оценки основывать на этих критериях: знаниям и умению применять их на практике.
Преподаватель лучше других знает, что именно по его предмету нужно студентам знать и что они должны уметь делать с помощью этих знаний. Т.е. преподаватель должен определить, какое конкретное содержание вкладывать в понятие «знание» и какое будет иметь содержание понятие «умение», если говорить об использовании знаний на практике.
При выставлении оценки нужно учитывать несколько аспектов — личностный, общепедагогический и научный.
Индивидуальный подход к вынесению оценки — это и есть подход личностный, т. е. учитывая, как данный студент вообще учился в течение семестра.
Общепедагогический подход предполагает соблюдение определенных педагогических и методических правил, обеспечивающих нормальные, комфортные условия сдачи экзамена. Эти правила в общем и целом известны каждому преподавателю: не прерывать ответ по вопросу билета, не высказывать по ходу ответа каких-либо реплик-комментариев. Однако есть тут определенные детали: если студент говорит не по существу, то лучше сказать, чтобы он переходил к следующему вопросу, а по завершении ответа на все вопросы билета вернуться к замечаниям и уточнениям ответов по каждому вопросу, если они не удовлетворили преподавателя.
Научный подход, означает, что оцениваться должно знание вопроса.
Должны быть разработаны критерии оценки студентов на экзмене.