1.3. Особенности форм и методов работы школьного социального педагога с учащимися начальных классов.
Организация и реализация деятельности социального педагога осуществляется через социально-педагогический процесс, целенаправленную последовательность действий, обеспечивающую наиболее оптимальное достижение социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта.
Школьный социальный педагог работает с трудными детьми, с педагогическим коллективом, с семьёй. Занимается организацией социально-педагогической работы с детьми и взрослым населением (учащиеся начальных классов и их родителями), организацией индивидуальной и консультационной работы с детьми и их родителями, помощью и поддержкой процесса социализации различных категорий детей, вовлечением родителей в воспитательную работу с детьми, оказанием психолого-педагогической и социально-педагогической помощи семье.
Основные направления деятельности социального педагога школы с детьми младшего возраста определяют основные методы его работы.
С.Л. Рубинштейн трактует так данное определение, метод - (от греч. Methodos - путь исследования или познания, теория, учение) - путь познания, способ построения и обоснования научного знания [26, 231].
В.И. Ожегов дает такое определение, метод - способ теоретического исследования или практического выполнения чего-нибудь [22, 532].
Рассмотрим основные методы работы социального педагога в начальной школе:
Диагностические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, тестирование, метод экспертной оценки, анализ документов, биографический метод.
Методы воспитания: методы организации деятельности и формирования поведения, методы стимулирования деятельности, методы коррекции поведения [23, 23].
Социально-психологические методы: психокоррекционные методы, психотерапевтические методы, методы психологического консультирования родителей, метод тренинга.
Охранно-защитные методы, вызванные конкретными случаями нарушения прав несовершеннолетних: подача от лица несовершеннолетнего необходимых заявлений и исков, сбор документов, представление прав несовершеннолетнего в суде и участие в судебных процедурах и др.
Использование диагностических методов в работе социального педагога необходимо для выявления специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения ребенка, уточнения его социальной ситуации развития, определения степени имеющихся отклонений, составления социального портрета личности ребенка.
Среди диагностических методов, используемых социальным педагогом, можно условно выделить социально-педагогические методы (паспортизация, биографический метод), педагогические (методики изучения воспитанности личности, изучения мотивов учебной деятельности), социологические методы (картографирование, опрос), психологические методы (проективные тесты) [19, 34].
Основными диагностическими методами работы с семьей ребенка являются: метод наблюдения; беседа; тестирование; анкетирование; метод социометрии.
Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в ней такие понятия, как любовь, понимание, жалобы, трудности, желания, надежды, отношения внутри семьи.
Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут социальному педагогу представить положение в ней ребенка. После изучения семьи перед социальным педагогом стоит задача создать внутри нее новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в огороде, в быту.
Именно метод наблюдения дает социальному педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Социальный педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.
Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник и т.д. [30, 29].
Метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
Личность ребенка, являющаяся центральной в социально-педагогической деятельности, определяет разнообразие воспитательных методов, применяемых в работе социального педагога. Основные методы и приемы воспитания, реализуемые социальным педагогом школы в работе с девиантными детьми, мы обобщили в Таблице 1 [6, с. 58].
Таблица 1.
- Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с учащимися начальных классов.
- 1.1. Социально-педагогические проблемы детей младшего школьного возраста.
- 1.2. Причины и факторы социально-педагогических проблем детей младшего школьного возраста.
- 1.3. Особенности форм и методов работы школьного социального педагога с учащимися начальных классов.
- Методы воспитания, реализуемые социальным педагогом в работе с девиантными детьми