logo
глава 1

1.3. Особенности форм и методов работы школьного социального педагога с учащимися начальных классов.

Организация и реализация деятельности социального педагога осуществляется через социально-педагогический процесс, целенаправленную последовательность действий, обеспечивающую наиболее оптимальное достижение социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта.

Школьный социальный педагог работает с трудными детьми, с педагогическим коллективом, с семьёй. Занимается организацией социально-педагогической работы с детьми и взрослым населением (учащиеся начальных классов и их родителями), организацией индивидуальной и консультационной работы с детьми и их родителями, помощью и поддержкой процесса социализации различных категорий детей, вовлечением родителей в воспитательную работу с детьми, оказанием психолого-педагогической и социально-педагогической помощи семье.

Основные направления деятельности социального педагога школы с детьми младшего возраста определяют основные методы его работы.

С.Л. Рубинштейн трактует так данное определение, метод - (от греч. Methodos - путь исследования или познания, теория, учение) - путь познания, способ построения и обоснования научного знания [26, 231].

В.И. Ожегов дает такое определение, метод - способ теоретического исследования или практического выполнения чего-нибудь [22, 532].

Рассмотрим основные методы работы социального педагога в начальной школе:

Диагностические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, тестирование, метод экспертной оценки, анализ документов, биографический метод.

Методы воспитания: методы организации деятельности и формирования поведения, методы стимулирования деятельности, методы коррекции поведения [23, 23].

Социально-психологические методы: психокоррекционные методы, психотерапевтические методы, методы психологического консультирования родителей, метод тренинга.

Охранно-защитные методы, вызванные конкретными случаями нарушения прав несовершеннолетних: подача от лица несовершеннолетнего необходимых заявлений и исков, сбор документов, представление прав несовершеннолетнего в суде и участие в судебных процедурах и др.

Использование диагностических методов в работе социального педагога необходимо для выявления специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения ребенка, уточнения его социальной ситуации развития, определения степени имеющихся отклонений, составления социального портрета личности ребенка.

Среди диагностических методов, используемых социальным педагогом, можно условно выделить социально-педагогические методы (паспортизация, биографический метод), педагогические (методики изучения воспитанности личности, изучения мотивов учебной деятельности), социологические методы (картографирование, опрос), психологические методы (проективные тесты) [19, 34].

Основными диагностическими методами работы с семьей ребенка  являются: метод наблюдения; беседа; тестирование; анкетирование; метод социометрии.

Изучая  семью, важно выяснить, как уживаются  в ней такие понятия, как любовь, понимание, жалобы, трудности, желания, надежды, отношения внутри семьи.

Изучение  отношений внутри семьи и их обсуждение помогут социальному педагогу представить положение  в ней ребенка. После изучения семьи перед социальным педагогом стоит задача создать внутри нее новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в огороде, в быту.

Именно  метод наблюдения дает социальному педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Социальный педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.

Чаще  всего социальный педагог прибегает  к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник и т.д. [30, 29].

Метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

Личность ребенка, являющаяся центральной в социально-педагогической деятельности, определяет разнообразие воспитательных методов, применяемых в работе социального педагога. Основные методы и приемы воспитания, реализуемые социальным педагогом школы в работе с девиантными детьми, мы обобщили в Таблице 1 [6, с. 58].

Таблица 1.