Методы воспитания, реализуемые социальным педагогом в работе с девиантными детьми
Методы | Методы организации жизнедеятельности и общения | Методы просвещения, убеждения и формирования сознания | Методы стимулирования общения и деятельности |
|
Побуждающие методы | Положительная перспектива, пример, требование, подражание, создание учебной ситуации | Разъяснение, беседа, информирование, пример | Похвала, положительная перспектива, позитивные стимулы, просьба, побуждение |
|
Методы ориентировки и формирования качеств личности | Требование, игра, приучение, упражнение | Приучение, беседа, убеждение, лекция, диспут | Поощрение, награждение, система перспективных линий, ситуация успеха |
|
Методы индивидуальной коррекции | Требование, поручение, проектирование успеха, | Информация, внушение, переубеждение, разъяснение, игнорирование | Соревнование, индивидуальный контроль, личная перспектива, воспитывающая ситуация, концентрация на положительном
|
|
Коррекционно-реабилитационная направленность деятельности социального педагога с младшими школьниками с девиантным поведением, обусловливает использование социально-психологических методов в его работе с целью предупреждения и преодоления социально-психологических проблем - коррекции коммуникативной, эмоциональной сфер личности, преодоления поведенческих отклонений у младших школьников, укрепления детско-родительских отношений [13, 67].
Необходимость оказания психологической помощи и поддержки ребенку в трудной жизненной ситуации определяет использование психотерапевтических приемов в работе социального педагога с такими детьми. Так, для обеспечения контакта с несовершеннолетним, укрепления чувства психической защищенности, снятия последствий психотравмирующей ситуации социальный педагог может использовать эмпатическое слушание, вербализацию эмоциональных состояний[4, 193].
Также следует упомянуть такую группу методов работы социального педагога школы с детьми, как охранно-защитные методы. Потребность реализации охранно-защитных методов вызвана необходимостью защиты и восстановления прав ребенка в случаях их нарушения, которые регистрируются сотрудниками школы (по причине их социально опасного положения). В таких случаях социальный педагог осуществляет социально-правовое сопровождение школьника в процессе защиты (в том числе судебной) его законных прав и интересов [15, 34].
Методы работы социального педагога школы с детьми реализуются в различных формах социально-педагогической деятельности.
По мнению В.И. Ожегова, форма - внутренняя организация содержания, охватывающая систему устойчивых связей предмета [22, 789].
Формы работы школьного социального педагога с учащимися начальных классов, реализуется совместно с учителем:
Одной из важных направлений работы социального педагога является профилактика правонарушений среди учащихся начальных классов. Она осуществляется такой формой работы, как индивидуальная работа с учащимися начальных классов, у которых проявляются предпосылки к девиантному поведению, привлечения к работе в этом направлении соответствующих специалистов [7, 24].
Следующим является, реабилитация и социальная адаптация детей, младшего школьного возраста в начальной стадии девиантного поведения:
Это направление связано с такими формами деятельности, как:
учёт и контроль состояния дел младших школьников с девиантным поведением (составление картотеки, систематическое ведение тетради учёта работы с детьми, склонными к девиантному поведению и т.д.);
тестирование, интервьюирование детей с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие - помощь в устранении этих причин;
индивидуальное консультирование с целью помочь ребёнку избавиться от стресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически (необходимо взаимодействие с родителями, психологом);
установление контакта с семьёй ребёнка, при необходимости защиты прав ребёнка - жестокое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания;
посещение семей с целью изучения условий, в которых живёт ребёнок;
организация мероприятий, позволяющих ребенку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;
совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля [14,3].
Дальнейшей формой работы с опекаемыми детьми, живущими с лицами, заменяющими родителей, может быть:
установление контакта с родственниками опекаемых и их опекунами;
помощь в оформлении документов;
оказание материальной помощи;
взаимодействие с инспекторами по опеке и попечительству;
собеседование с ребёнком, при необходимости - помощь в решении его проблем (моральных, психологических, материальных). С этой целью осуществляется взаимодействие с психологом, логопедом, администрацией школы, инспектором по опеке и попечительству;
посещение семей с целью изучения условий, в которых живёт ребёнок [27, 36].
Еще одними важнейшими формами работы с малообеспеченными и многодетными семьями является такие формы, как изучение семей учащихся школы с целью выявления малообеспеченных, многодетных, неполных, а также социально благополучных и неблагополучных семей; изучение условий, в которых проживают дети из малообеспеченных и многодетных семей, с целью оказания им материальной, моральной и другой помощи; работа с детьми при взаимодействии с учителем, психологом, включение детей в группы поддержки, проведение индивидуального консультирования; взаимодействие с органом по социальной защите населения, органом по защите многодетных семей и т.д. [8, 165].
А также работа с родителями может принимать различные формы, в том числе:
Во-первых, правовое воспитание родителей:
знакомство родителей с нормативно-правовыми документами по защите прав ребёнка, обязанностям родителей в отношении воспитания ребёнка;
взаимодействие с сотрудниками полиции, членами комиссии по делам несовершеннолетних;
индивидуальная работа с родителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях;
деловые игры с целью выявления проблем и перспектив развития отношений в системах: школа-семья, учитель-родитель, родитель-ребёнок, учитель-ребёнок (в центр внимания деловых игр ставятся интересы детей, разъясняются формы защиты прав ребёнка).
Во-вторых, просветительская работа с родителями (организация встреч со специалистами различного профиля).
Создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы [9, 33].
И последним является такое направление, как работа с педагогическим коллективом начальной школы.
Все работники школы непосредственно связаны с ребёнком и его семьёй, поэтому социальному педагогу необходимо установить контакт и сотрудничество с каждым из них. Главная цель такого профессионального взаимодействия - защита интересов ребёнка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития[2, 25].
Формами работы в этом направлении могут быть:
беседы с учителями начальной школы;
консультирование;
проведение деловых игр, тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в школе, семье;
развитие профессиональных приёмов работы с «трудными детьми», «трудными родителями», обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.;
создание условий для обмена учителей опытом работы.
Таким образом, формы и методы в работе социального педагога направлены в первую очередь на защиту интересов ребёнка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития. В свою очередь, развитие ребёнка - это семья, школа (педагоги) и всё то, что его окружает, поэтому социальный педагог должен тесно сотрудничать не только с самим ребёнком, но и с факторами, влияющими на его развитие. Здесь формы работы, как установление контакта с ребёнком, его семьёй (родителями, опекунами, родственниками опекаемых и т.д.), взаимодействие с педагогами (работниками школ), с органом по социальной защите населения, с инспекторами, психологами и другими специалистами, учёт и контроль состояния дел детей, изучение семей учащихся школы, привлечение помощников в процессе социальной адаптации детей, посещение семей, организация всевозможных мероприятий, проведение деловых игр, консультирование (детей, педагогов, родителей), создание условий для обмена учителей опытом работы, организация семейного досуга и т.д. Все эти формы осуществляются с помощью таких методов, как диагностические, социально-психологические, охранно-защитные и воспитательные.
Выводы по первой главе.
При исследовании социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по теме деятельности социального педагога с учащимися начальных классов, что данная тема в последнее время была интересной многим отечественным и зарубежным ученым (Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.А Венгер, Н.А. Занкова, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, Я.А.Коменского, К.Д. Ушинского, Л.С.Выготского, П.П.Блонского, М.Я. Басова).
Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в развитии ребенка. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Работая с младшими школьниками, социальный педагог встречается в основном с такими социально - педагогическими проблемами детей, как адаптация детей к школе, девиантное поведение, детско – родительские отношения.
Адаптация ребенка к школе – длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма, когда он приспосабливается к новым условиям существования, новым видам деятельности и новым нагрузкам. Успешная адаптация – это результат положительных детско-родительских, детско-педагогических отношений. От того, как пройдет адаптация к школе, во многом определит дальнейшее отношение маленького человечка к школе.
Социальный педагог общеобразовательной школы является связующим звеном, посредником, исполняющим одну из самых важных ролей в социализации личности и общества.
Социально-педагогическая деятельность в школе направлена на решение конкретных проблем, с которыми к нему обращаются учащиеся, родителя и учителя. Свою работу социальный педагог обеспечивает следующим образом.
Во - первых рассматривает личность ученика как сложную систему, имеющую разную направленность проявлений ( от собственной внутренней активности индивида, до участия в различных группах оказывающих на него определенного внимания)
Во-вторых используемый специалистами методический инструментарий системный подход и нацелен на выявления всех сторон и качеств ученика с тем, что бы помочь в процессе социализации.
Способами достижения целей социально-педагогической деятельности являются методы работы социального педагога с детьми, а внешними способами организации этой работы выступают ее формы. Мы рассмотрели понятия метода и формы с педагогической и социально-педагогической позиций, различные классификации методов и форм социально-педагогической работы.
- Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с учащимися начальных классов.
- 1.1. Социально-педагогические проблемы детей младшего школьного возраста.
- 1.2. Причины и факторы социально-педагогических проблем детей младшего школьного возраста.
- 1.3. Особенности форм и методов работы школьного социального педагога с учащимися начальных классов.
- Методы воспитания, реализуемые социальным педагогом в работе с девиантными детьми