logo
глава 1

Методы воспитания, реализуемые социальным педагогом в работе с девиантными детьми

Методы

Методы организации жизнедеятельности и общения

Методы просвещения, убеждения и формирования сознания

Методы стимулирования общения и деятельности

Побуждающие методы

Положительная перспектива, пример, требование, подражание, создание учебной ситуации

Разъяснение, беседа, информирование, пример

Похвала, положительная перспектива, позитивные стимулы, просьба, побуждение

Методы ориентировки и формирования качеств личности

Требование, игра, приучение, упражнение

Приучение, беседа, убеждение, лекция, диспут

Поощрение, награждение, система перспективных линий, ситуация успеха

Методы индивидуальной коррекции

Требование, поручение, проектирование успеха,

Информация, внушение, переубеждение, разъяснение, игнорирование

Соревнование, индивидуальный контроль, личная перспектива, воспитывающая ситуация, концентрация на положительном

Коррекционно-реабилитационная направленность деятельности социального педагога с младшими школьниками с девиантным поведением, обусловливает использование социально-психологических методов в его работе с целью предупреждения и преодоления социально-психологических проблем - коррекции коммуникативной, эмоциональной сфер личности, преодоления поведенческих отклонений у младших школьников, укрепления детско-родительских отношений [13, 67].

Необходимость оказания психологической помощи и поддержки ребенку в трудной жизненной ситуации определяет использование психотерапевтических приемов в работе социального педагога с такими детьми. Так, для обеспечения контакта с несовершеннолетним, укрепления чувства психической защищенности, снятия последствий психотравмирующей ситуации социальный педагог может использовать эмпатическое слушание, вербализацию эмоциональных состояний[4, 193].

Также следует упомянуть такую группу методов работы социального педагога школы с детьми, как охранно-защитные методы. Потребность реализации охранно-защитных методов вызвана необходимостью защиты и восстановления прав ребенка в случаях их нарушения, которые регистрируются сотрудниками школы (по причине их социально опасного положения). В таких случаях социальный педагог осуществляет социально-правовое сопровождение школьника в процессе защиты (в том числе судебной) его законных прав и интересов [15, 34].

Методы работы социального педагога школы с детьми реализуются в различных формах социально-педагогической деятельности.

По мнению В.И. Ожегова, форма - внутренняя организация содержания, охватывающая систему устойчивых связей предмета [22, 789].

Формы работы школьного социального педагога с учащимися начальных классов, реализуется совместно с учителем:

Одной из важных направлений работы социального педагога является профилактика правонарушений среди учащихся начальных классов. Она осуществляется такой формой работы, как индивидуальная работа с учащимися начальных классов, у которых проявляются предпосылки к девиантному поведению, привлечения к работе в этом направлении соответствующих специалистов [7, 24].

Следующим является, реабилитация и социальная адаптация детей, младшего школьного возраста в начальной стадии девиантного поведения:

Это направление связано с такими формами деятельности, как:

учёт и контроль состояния дел младших школьников с девиантным поведением (составление картотеки, систематическое ведение тетради учёта работы с детьми, склонными к девиантному поведению и т.д.);

тестирование, интервьюирование детей с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие - помощь в устранении этих причин;

индивидуальное консультирование с целью помочь ребёнку избавиться от стресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически (необходимо взаимодействие с родителями, психологом);

установление контакта с семьёй ребёнка, при необходимости защиты прав ребёнка - жестокое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания;

посещение семей с целью изучения условий, в которых живёт ребёнок;

организация мероприятий, позволяющих ребенку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;

совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля [14,3].

Дальнейшей формой работы с опекаемыми детьми, живущими с лицами, заменяющими родителей, может быть:

установление контакта с родственниками опекаемых и их опекунами;

помощь в оформлении документов;

оказание материальной помощи;

взаимодействие с инспекторами по опеке и попечительству;

собеседование с ребёнком, при необходимости - помощь в решении его проблем (моральных, психологических, материальных). С этой целью осуществляется взаимодействие с психологом, логопедом, администрацией школы, инспектором по опеке и попечительству;

посещение семей с целью изучения условий, в которых живёт ребёнок [27, 36].

Еще одними важнейшими формами работы с малообеспеченными и многодетными семьями является такие формы, как изучение семей учащихся школы с целью выявления малообеспеченных, многодетных, неполных, а также социально благополучных и неблагополучных семей; изучение условий, в которых проживают дети из малообеспеченных и многодетных семей, с целью оказания им материальной, моральной и другой помощи; работа с детьми при взаимодействии с учителем, психологом, включение детей в группы поддержки, проведение индивидуального консультирования; взаимодействие с органом по социальной защите населения, органом по защите многодетных семей и т.д. [8, 165].

А также работа с родителями может принимать различные формы, в том числе:

Во-первых, правовое воспитание родителей:

знакомство родителей с нормативно-правовыми документами по защите прав ребёнка, обязанностям родителей в отношении воспитания ребёнка;

взаимодействие с сотрудниками полиции, членами комиссии по делам несовершеннолетних;

индивидуальная работа с родителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях;

деловые игры с целью выявления проблем и перспектив развития отношений в системах: школа-семья, учитель-родитель, родитель-ребёнок, учитель-ребёнок (в центр внимания деловых игр ставятся интересы детей, разъясняются формы защиты прав ребёнка).

Во-вторых, просветительская работа с родителями (организация встреч со специалистами различного профиля).

Создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы [9, 33].

И последним является такое направление, как работа с педагогическим коллективом начальной школы.

Все работники школы непосредственно связаны с ребёнком и его семьёй, поэтому социальному педагогу необходимо установить контакт и сотрудничество с каждым из них. Главная цель такого профессионального взаимодействия - защита интересов ребёнка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития[2, 25].

Формами работы в этом направлении могут быть:

беседы с учителями начальной школы;

консультирование;

проведение деловых игр, тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в школе, семье;

развитие профессиональных приёмов работы с «трудными детьми», «трудными родителями», обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.;

создание условий для обмена учителей опытом работы.

Таким образом, формы и методы в работе социального педагога направлены в первую очередь на защиту интересов ребёнка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития. В свою очередь, развитие ребёнка - это семья, школа (педагоги) и всё то, что его окружает, поэтому социальный педагог должен тесно сотрудничать не только с самим ребёнком, но и с факторами, влияющими на его развитие. Здесь формы работы, как установление контакта с ребёнком, его семьёй (родителями, опекунами, родственниками опекаемых и т.д.), взаимодействие с педагогами (работниками школ), с органом по социальной защите населения, с инспекторами, психологами и другими специалистами, учёт и контроль состояния дел детей, изучение семей учащихся школы, привлечение помощников в процессе социальной адаптации детей, посещение семей, организация всевозможных мероприятий, проведение деловых игр, консультирование (детей, педагогов, родителей), создание условий для обмена учителей опытом работы, организация семейного досуга и т.д. Все эти формы осуществляются с помощью таких методов, как диагностические, социально-психологические, охранно-защитные и воспитательные.

Выводы по первой главе.

При исследовании социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по теме деятельности социального педагога с учащимися начальных классов, что данная тема в последнее время была интересной многим отечественным и зарубежным ученым (Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.А Венгер, Н.А. Занкова, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, Я.А.Коменского, К.Д. Ушинского, Л.С.Выготского, П.П.Блонского, М.Я. Басова).

Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в развитии ребенка. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Работая с младшими школьниками, социальный педагог встречается в основном с такими социально - педагогическими проблемами детей, как адаптация детей к школе, девиантное поведение, детско – родительские отношения.

Адаптация ребенка к школе – длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма, когда он приспосабливается к новым условиям существования, новым видам деятельности и новым нагрузкам. Успешная адаптация – это результат положительных детско-родительских, детско-педагогических отношений. От того, как пройдет адаптация к школе, во многом определит дальнейшее отношение маленького человечка к школе.

Социальный педагог общеобразовательной школы является связующим звеном, посредником, исполняющим одну из самых важных ролей в социализации личности и общества.

Социально-педагогическая деятельность в школе направлена на решение конкретных проблем, с которыми к нему обращаются учащиеся, родителя и учителя. Свою работу социальный педагог обеспечивает следующим образом.

Во - первых рассматривает личность ученика как сложную систему, имеющую разную направленность проявлений ( от собственной внутренней активности индивида, до участия в различных группах оказывающих на него определенного внимания)

Во-вторых используемый специалистами методический инструментарий системный подход и нацелен на выявления всех сторон и качеств ученика с тем, что бы помочь в процессе социализации.

Способами достижения целей социально-педагогической деятельности являются методы работы социального педагога с детьми, а внешними способами организации этой работы выступают ее формы. Мы рассмотрели понятия метода и формы с педагогической и социально-педагогической позиций, различные классификации методов и форм социально-педагогической работы.