Последствия
Уже во времена распада СССР при падении «железного занавеса» и открытия новых возможностей, появления иных перспектив развития страна впервые ощутила эффект массовой «утечки мозгов». Тогда этим эффектом являлось падение качества образования, вызванное огромным потоком эмиграции советских евреев и этнических немцев на родину.
Большинство российских учёных, покинувших страну после развала СССР, были ведущими исследователями своих университетов и НИИ, а также академики РАН. Получилось так, что количество уезжающих учёных превысило количество подготавливаемых. [10]
Последствиями миграции ученых за границу или «утечки мозгов» при "внутренней" «утечке мозгов» могут быть слишком большие затраты на подготовку специалистов мирового класса и, падение Российской Федерации в рейтинге стран мира, ухудшение качества и продолжительности жизни населения и распад научных школ.
Так, например, затраты МГУ на подготовку одного специалиста мирового класса составляют около 400 тыс. долларов. Эта сумма включает в себя затраты на образование будущих учёных, потери от того вклада, который специалисты могли бы сделать для развития науки, производства и страны в целом, государственные затраты на техническое и приборное оснащение лабораторий.
Огромное расходы несет государство также и при "внутренней" «утечке мозгов». "Внутренней" «утечкой мозгов» называются те случаи, когда российский специалист, работая на зарубежные компании или по международным грантам, продолжает жить в России. Потери от такого сотрудничества ежегодно составляют примерно 600-700 млн. долларов в год. А от того, что наши производители интеллектуальной продукции не умеют правильно её продавать и прибегают к помощи зарубежных посредников, ежегодные потери составляют около 3-4 млрд. долларов. [16]
Кроме традиционных видов утечки мозгов появились новые формы, в которых российские специалисты все чаще и чаще публикуют свои труды и результаты научной деятельности на иностранных языках, в иностранных журналах. Ввиду высокой стоимости подписки на подобную литературу, которую нельзя просмотреть в научной библиотеке, так как для последней подобные журналы непосильны, коллеги-соотечественники ученых не могут ознакомиться с их трудами.
В современных условиях наблюдается тенденция к увеличению среднего возраста ученых. Этот средний возраст на данный момент составляет 46 лет, кандидатов наук - 53 года, докторов наук - 60 лет. [10] По этим цифрам можно сделать вывод, что молодое поколение высококвалифицированных специалистов не желает оставаться на родине и покидает нашу страну ради более выгодной работы. Очень часто случается так, что молодые специалисты уезжают на практику или временную работу за границу, и к концу срока находят множество причин не покидать принимающую страну, оставаясь там на постоянное проживание, превратив командировку или практику в эмиграцию. Сейчас более 900 тыс. российских ученых и научных специалистов на постоянной основе работают в США, 150 тыс. - в Израиле, 100 тыс. - в Канаде, 80 тыс. - в Германии, 35 тыс. - в Великобритании, около 3000 - в Японии и около 25 тыс. - в Китае.
По мнению Ольги Анатольевны Усковой, известного российского предпринимателя и президента группы компаний Cognitive Technologies, если такая практика будет продолжаться, то к 2018 г. «Россия может практически полностью лишиться креативного научного слоя. В этом случае создание собственного инновационного сектора станет просто невозможным, и мы опять окажемся в технологической зависимости от западных стран». [18] Данный прогноз не является утешительным, но в то же время вполне верным и вероятным.
Так же последствиями «утечки мозгов» является то, что среди людей, вовлеченных в НИОКР, значительная часть является не исследователями и специалистами, а техниками, «вспомогательным персоналом» и «прочим персоналом». Так, в 2008 г. в НИОКР в общей сложности было вовлечено 761 252 человек. Из этого числа на «исследователей» (375 804 чел.) попадало 49,4% вовлеченных в НИОКР. На «вспомогательный персонал» (194 769 чел.) – 25,9%, на «технический» (60 218 чел.) – 7,9%, на «прочий персонал» (130 461 чел.) – 17,1%. [15] Эти цифры показывают, что более половины вовлеченных в НИОКР не являются исследователями, что не может является даже просто удовлетворительным результатом.
Показателем того, что в России становится все меньше и меньше ученых является подсчет лауреатов Нобелевской премии за период, начиная с 1901 по 2010 гг. (рис. 2.1). Чтобы иметь более наглядный пример, приведены цифры не только за последние несколько лет, а за достаточно обширный период, вместе с данными по другим развитым странам мира.
Рисунок 2.1
Так, например, русские по рождению и обучению, но мигрировавшие в Англию Андрей Грейм и Константин Новоселов получили Нобелевскую премию по физике в 2010 году.
Подобный успех наших соотечественников за границей побуждает все большее и большее число в особенности молодых ученых покидать родину и мигрировать в другие страны.
Так же количество и результативность деятельности ученых влияет на среднюю продолжительность жизни, которая напрямую связана с развитием науки.
По этому критерию Россия из 223 стран и государственных образований в 2011 году заняла 163-е место, улучшив свой показатель на одну единицу по сравнению с 2008 годом, но оказавшись в компании наименее развитых стран мира. [z]
В заключение всего выше сказанного, можно написать, что науке в Российской Федерации не уделяется достаточного внимания, нет необходимого финансирования научной деятельности, выпускники ВУЗов не считают работу в этом направлении престижной.
Последствиями «утечки мозгов» является то, что страна терпит убытки в связи с миграцией ценных научных кадров и высококвалифицированных специалистов в страны с большим уклоном на научную сферу. Происходит распад научных школ, снижения качества жизни.