logo

48 Своеобразие поведения у лиц с интеллектуальными нарушениями

Дети, страдающие олигофренией, в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен. Это приводит к тому, что представления у этих детей обычно нечеткие и малодифференцированные.

Пониженная реактивность коры у умственно отсталых создает условия, которые способствуют образованию нечетких, недостаточно дифференцированных представлений о предметах и явлениях внешнего мира. Выработанные условные связи непрочны и быстро угасают. Обычно детали, второстепенные признаки предметов и явлений плохо или совсем не фиксируются.

У таких детей иногда имеют место неадекватные реакции и недостаточно осмысленные формы поведения.

Многие авторы отмечают у олигофренов нарушения волевой деятельности. Внешне это выражается в хаотическом поведении, преобладании движений и действий непроизвольного характера. Слабость воли у многих детей еще выражается в том, что они легко подчиняются чужому влиянию, не проявляют настойчивости и инициативы в достижении цели. Их поведение носит импульсивный характер. Отсюда неспособность сдерживать свои чувства и влечения.

Для страдающих олигофренией в степени идиотии характерна неподвижность (сидят или лежат в кроватях); иногда у них возникают однообразные навязчивые движения. Другие более беспокойны: они долго повторяют одни и те же стереотипные движения или действия.

Все эти движения и действия носят автоматизированный, бесцельный и хаотичный характер. Некоторые дети-идиоты отвечают на раздражение, поступающее из внешней среды, но ответные реакции примитивны и однообразны.

Иногда ответные реакции носят неадекватный и запоздалый характер. Речь у детей-идиотов часто отсутствует. Они плохо понимают обращенную к ним речь и чаще реагируют на интонацию. Их поведение зависит от состояния биологических потребностей: они спокойны, когда сыты, находятся в тепле и сухости, и проявляют беспокойство, когда находятся в неблагоприятных условиях. Ута-ких детей возникают импульсивные вспышки гнева, злобы, что выражается в бурном двигательном возбуждении, крике, агрессивных действиях по отношению к себе или окружающим (царапаются, кусаются и т. д).

В более легких случаях идиотии имеет место сравнительно большая динамика в развитии. Дети живей реагируют на раздражители внешней среды. У них формируются статические рефлексы, функции, начинает развиваться речь (произносят отдельные слова). У некоторых из них при занятиях увеличивается словарный запас, возникает понимание коротких фраз. Иногда проявляется чувство привязанности к лицам, которые за ними ухаживают, однако эта привязанность нестойкая. Музыка на большинство детей действует успокаивающе.

В процессе длительной и упорной работы дети приобретают некоторые навыки самообслужи