12 Понятие «социальная депривация», ее влияние на развитие психики ребенка
Понятие депривации в специальной психологии означает определенное состояние человека, при котором у этого человека или группы людей появляется чувство одиночества, обде-ленности вниманием и непонимания окружающим обществом. Существует два вида депри-вации.
Первый вид депривации описывает состояние людей, которые понимают и осознают причины создавшейся ситуации.
Второй вид депривации подразумевает неосознанное состояние людей, которые не понимают и не осознают причины своего одиночества.
Оба вида депривации сопровождаются сильным стремлением преодолеть состояние изолированности.
Состояние депривации является противоестественным, однако существуют исключения, например кастовая принадлежность в Индии. Всего существует пять видов депривации, в том числе социальная депривация.
Понятие «социальная депривация» раскрывает стремление любого общества разграничить и оценить способности каждого человека или определенных общественных групп. Принадлежность к определенной социальной группе позволяет решать многие вопросы, связанные с деятельности человека. Кроме того, данное понятие может ограничивать свободу или права людей при определенных условиях.
Социальная депривация выражается в разного рода поощрениях, должностях, престиже, статусе, возможности продвижения по социальной лестнице вверх, других преимуществах в обществе.
Чаще всего принципы определения социальной депривации являются непреложным неписаным законом общества.
Так, права и желания молодых людей ценятся более высоко, чем пожилых, при общепринятом равноправии мужчин и женщин мужчины все-таки обладают большими правами и полномочиями, чем женщины.
Более одаренные люди имеют более широкие права и привилегии по сравнению с обычными людьми.
Социальная депривация является дополнением к остальным четырем типам депривации, например к экономической депривации.
Такая взаимосвязь выражается в прямой пропорции: чем лучше человек материально обеспечен, тем выше его социальный статус, и наоборот.
Изменение социальной депривации может происходить в результате получения образования, повышения по служебной лестнице и т. д.
У детей в состоянии социальной депривации может задерживаться развитие всех психических процессов и речевой деятельности. Все эти ограничения приводят к приостановке речемыс-лительной функции.
- 1 Предмет и задачи коррекционной психологии
- 2 Отрасль коррекционной психологии, ее связь с другими науками
- 3 Основные методы коррекционной психологии
- 4 Становление и развитие специальной психологии
- 5 Понятие психического дизонтогенеза
- 6 Первичные и вторичные нарушения в процессе психического развития
- 7 Нарушенное развитие и распад психики
- 8 Принципы компенсаторного приспособления по п. К. Анохину
- 9 Коррекция нарушений письма и чтения у детей младшего школьного возраста
- 10 Взаимосвязь процессов коррекции и компенсации
- 11 Понятие сенсорной депривации
- 12 Понятие «социальная депривация», ее влияние на развитие психики ребенка
- 13 Психологические основы интегрированного обучения и воспитания детей с проблемами в развитии
- 14 Основы олигофренопедагогики
- 15 Недоразвитие речи, ее нарушения при снижении интеллекта
- 16 Характеристика деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности формирования знаний, умений и навыков у умственно отсталых детей
- 18 Психолого-педагогические основы коррекционной работы в условиях социальной депривации
- 19 Тифлопсихология
- 20 Деятельность лиц при глубоких нарушениях зрения
- 21 Развитие личности при нарушениях зрительного анализатора
- 22 Ранний онтогенез в условиях слепоты
- 23 История развития взглядов на личность слепого
- 24 Развитие психомоторики и сенсорных процессов
- 25 Мышление и речь в условиях нарушенного зрения
- 26 Познавательные процессы при слепоте и слабовидении
- 27 Воображение слепых и слабовидящих
- 28 Пространственная ориентация слепых
- 29 Понятие о тотальной и частичной слепоте
- 30 Эмоционально-волевая сфера слепых
- 31 Развитие личности при нарушениях слухового анализатора
- 32 Деятельность лиц с недостатком слуха
- 33 Межличностные отношения в среде глухих и слабослышащих
- 34 Особенности развития осязания у глухих детей
- 35 Особенности развития письменной речи у детей с нарушением слуха
- 36 Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития
- 37 Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения
- 38 Познавательные процессы у лиц с интеллектуальной недостаточностью
- 39 Развитие ощущений и их коррекционная роль при нарушенном интеллекте
- 40 Прикладные аспекты специальной психологии
- 41 Социальная интеграция в обществе ребенка с проблемами в развитии
- 42 Роль обучения в условиях нарушенного развития
- 43 Проблемы возрастной периодизации дизонтогенеза
- 44 Принципы построения классификаций отклоняющегося развития
- 45 Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением слуха
- 46 Особенности психического развития детей с синдромом дауна
- 47 Особенности общего моторного развития
- 48 Своеобразие поведения у лиц с интеллектуальными нарушениями
- 49 Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма
- 50 Методика логопедического воздействия при различных речевых патологиях
- 51 Структурные компоненты речевых способностей. Пути их формирования
- 52 Принципы основных классификаций задержек психического развития
- 53 Внутренняя картина «болезни» при нарушенном интеллекте
- 54 Личностные акцентуации при умственной отсталости
- 55 Компенсация потери слуха в процессе развития сохранных анализаторов
- 56 Расширение объекта современной специальной психологии