logo
КУРСОВАЯ РАБОТА-311

1.2.Особенности техники папье-маше.

Задачами данного параграфа являются:

Всему миру известны великолепные живописные миниатюры мастеров Федоскина, Палеха, Мстеры… Изящные, разнообразные по форме шкатулки, ларцы, табакерки, игольницы, бисерницы уже не одно столетие радуют любителей и знатоков декоративно- прикладного искусства. Но не все знают, что многие эти предметы, пользующиеся заслуженной славой, изготовлены из папье - меше, покрытого черным лаком.

Папье-маше в буквальном переводе с французского означает «жеванная бумага» и представляет собой способ склеивания маленькими кусочками 5-7 слоев бумаги по определенной форме или модели. Корни его создания уходят в Иран средних веков. Европа же познакомилась с искусными изделиями иранских мастеров в XVI в. Основу иранских шкатулок и ларцов составляли несколько слоев проклеенной бумаги, сверху обмазанной смесью клея и мела, и расписанных красками, поверх которых наносился слой прозрачного лака. К сожалению эти нарядные шкатулки и ларцы были очень хрупкими. Смекалистые крепостные купца Коробова, первого организатора производства в России табакерок из папье – меше, начали изготовлять основу из добротно проклеенных, спрессованных листов картона. Для большей прочности картон проваривали в льняном масле, после чего просушивали в печи. Покупатели довольно быстро оценили преимущества красочно оформленных, легких табакерок из папье – меше по сравнению с тяжелыми и неудобными из фарфора. Только за один 1804 г. Коробов продал 9094 табакерки.

Папье-маше – очень податливый материал, он находит очень широкое применение во многих странах мира. техникой папье-маше изготовляют подносы, вазы, шкатулки. Изделия эти достаточно крепкие и долговечные. Не подвергаются изменениям под влиянием климатических условий, как это происходит с деревом.

Анализ фактического положения дел на практике говорит о том, что сейчас папье-маше несправедливо забыто и очень редко встречается в планах работы кружков декоративно-прикладного искусство, в то время как внеклассные занятия по выклейке папье-маше позволяют решать многие образовательные и воспитательные задачи. Занятия папье-маше положительно влияют на развитие у детей творческих способностей и художественного вкуса, на воспитании у них прилежания, аккуратности, настойчивости.

Папье-маше используется для изготовления различных наглядных пособий, например макетов и рельефных карт. Из папье-маше можно делать бутафорские предметы для спектаклей школьного драматического кружка.

Хорошо освоив приемы работы по выклейке папье-маше, можно сделать много самых разнообразных полезных и красивых изделий. Из папье-маше выклеивают игрушки для украшения новогодней елки и просто игрушки, различные декоративные тарелочки и вазы и даже целые чайные сервизы.

Работа с папье-маше не ограничивается только приемами выклейки. Эта рабата охватывает значительно больший круг навыков и различных трудовых процессов. Чтобы сделать какое-либо изделие из папье-маше, необходимо изучить способы приготовления клея, глины, различных грунтовок, научиться лепить из глины или пластилина, уметь разводить гипс и отформовывать модель, грунтовать, научиться со вкусом расписывать красками изделие.

Занятия по выклейке папье-маше развивают творческие способности, вырабатывают художественный вкус, воспитывают настойчивость, прилежание, аккуратность, знакомят с практическими применением различных материалов и инструментов, дают много полезных навыков.

Занятия кружка декоративно-прикладного искусства можно подразделить на три группы: индивидуальные, групповые и массовые мероприятия.

Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством учителя или руководителя кружка учащиеся самостоятельно выполняют интересующее их задание.

В кружки объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый интерес к конкретным видам практической деятельности.

Говоря о воспитательной роли занятий кружка декоративно-прикладного искусства, нельзя не остановиться на формировании многих моральных качеств личности ребенка.

Создание игрушек, сувениров и других изделий в технике папье-маше приближается художественному конструированию, способствует развитию эстетических чувств и художественных наклонностей детей.

Техника (от греческого techne- искусство, мастерство) - способность добиться чего-либо, достигать, осуществлять. Это совокупность приемов применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве, для создания материальных ценностей.

Хорошо организованная, продуманная деятельность ребенка в кружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.

Успех работы кружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организацией занятий, обеспечения необходимым инвентарем, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать количество членов кружка, количество часов, сложность занятий и организацию итоговых выставок.

Занятия помогают осознать свою силу творца, способного подчинить своей воле этот материал, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность, учат планировать свою трудовую деятельность, вносить изменения в технологию и конструкцию изделий, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждое изделие, т. е. ее облик в совокупности с художественной отделкой, имеет свое индивидуальное лицо. Л. С. Выготский утверждает, что стремления воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.

Декоративно-прикладная деятельность дает широкую возможность организации продуктивного взаимодействия взрослого и ребенка, основанного на принципах творческого сотрудничества.

Отсюда мы можем сделать вывод: занятия по выклейке папье-маше развивают творческие способности, вырабатывают художественный вкус, воспитывают настойчивость, прилежание, аккуратность, знакомят с практическими применением различных материалов. А так же учат планировать свою трудовую деятельность, способствует развитию эстетических чувств и художественных наклонностей детей, осуществлять собственные замыслы будят интеллектуальную и творческую активность.