8. Особенности регулятивных психических прцессов(эмоции, воля, внимание, потребности и мотивы) у умственно отсталых детей.
Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкое нарушение психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и в первую очередь стойкая выраженная неразвитость абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с инертностью психических процессов.
Существует четыре степени умственной отсталости: легкая (70 IQ), умеренная (от 70 до 50 IQ), тяжелая (от 50 до 25 IQ) и глубокая (от 25 до 0 IQ).
Большую часть умственно отсталых детей составляют олигофрены. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит ре-зидуальных (остаточный), непрогредиентный (неусугубляющийся) характер.
Олигофрения – стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, которое возникает в результате повреждения зародыша либо вследствие поражения центральной нервной системы на различных этапах внутриутробного развития плода либо в самом раннем периоде жизни ребенка. Олигофрения может носить наследственный, врожденный или приобретенный характер.
Клинико-психологическую структуру дефекта при олигофрении определяют два важных фактора: тотальность, проявляющаяся в недоразвитии всех психических функций, и иерархичность, выражающаяся в обязательном недоразвитии высших форм мышления, тогда как недостаточность восприятия, памяти, эмоциональной сферы, моторики всегда будет выражена меньше.
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является недоразвитие не только познавательной, но и других сторон психической деятельности, т.е. эмоционально волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребенка.
Психопатологическая картина дефектов развития познавательной сферы не исчерпывается только интеллектуальным дефектом. У умственно отсталых детей всегда имеется недоразвитие эмоционально– волевой сферы, проявляющееся примитивностью чувств и интересов, недостаточной выразительностью, дифференцированностью и адекватностью эмоциональных реакций, слабостью побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего.
Психика ребенка – олигофрена совершенно не похожа на психику нормального ребенка.Незрелость высших интеллектуальных процессов в сочетании с чрезмерной косностью поведения создает качественно своеобразную картину психического развития.
При различных поражениях головного мозга возможно преимущественное ослабление одного из нервных процессов – возбуждения или торможения.
Определяющие дефекты детей олигофренов дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, познавательных интересов,слабость ориентировочной деятельности,замедленная затрудненная восприимчивость к новому, плохая обучаемостъ.
Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения,замедленной переключаемостью. В основном недоразвито произвольное внимание, хотя страдает и непроизвольное. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть, а, как правило, бросают работу. Если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания. Дети не могут сосредоточиться на каком-то одном объекте или виде деятельности
Эмоционально-волевая сфера. Эмоции недоразвиты: нет оттенков переживаний. Эмоции неустойчивы (состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех— слезами). Переживания неглубокие, поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции неадекватны источнику.Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (эйфория, дисфория, апатия). Для умственно отсталых детей актуальны лишь непосредственные переживания, они часто не могут оценить возможные последствия тех или иных событий и поступков. Для эмоций, так же как и для мышления,характерна инертность и недостаточная переключаемость.
Волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений, побуждений, большой внушаемостью. В работе умственно отсталые предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий. В деятельности часто наблюдается подражание, импульсивные поступки, неумение подавлять непосредственные влечения.Отсутствует самостоятельность,целеустремленность, инициативность. Из-за непосильности требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство
Личность. Интересы, потребности и мотивы поведения примитивны, преобладающими среди них являются элементарные органические потребности (сон, еда, сексуальные потребности); в связи со сниженной контролирующей функцией головного мозга с годами их побудительная сила увеличивается. Общая активность снижена.Затруднено формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. Отсутствует гибкость,поведение стереотипное, шаблонное. С трудом формируются абстрактные понятия добра и зла,чувство долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков.Развитие способностей и компенсирующих возможностей ограничено. Самосознание характеризуется некритичностью к своим и чужим поступкам, неадекватной самооценкой и неадекватным уровнем притязаний.
Процесс обучения детей с отклонениями в развитии имеет существенную специфику. Она проявляется в более низком, чем в массовой школе,уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на занятиях для учащихся,преимущественном использовании наглядных методов обучения.
Коррекционная работа ставит своей целью исправления присущих умственно отсталым детям недостатков путём применения специальных педагогических средств, стимулирующих компенсаторные процессы развития. Это позволяет ослабить или преодолеть дефекты ребёнка,воспитать новые положительные качества и тем самым продвинуть.
Эффективность исправления недостатков развития,присущих умственно отсталым школьникам, зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения.
- Вопрос 20 Особенности восприятия и памяти умственно отсталыхз детей. 24
- 1. Особенности мышления уо детей.
- 3. Особенности мышления детей с нарушением слуха
- 6.Особенности позновательной сферы детей с зпр
- 7 Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
- 8. Особенности регулятивных психических прцессов(эмоции, воля, внимание, потребности и мотивы) у умственно отсталых детей.
- 9. Психологические параметры дизонтогенеза.
- ?. 10. Общение детей с нарушениями в развитии
- 11. Систематика детей с зпр
- 12. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с зпр
- 13. Основные категории специальной психологии: компенсация, коррекция, абилитация, реабилитация.
- ? 15. Содержание и органицация психокоррекционной работы с детьмис сенсорными нарушениями.
- 16. Варианты дизонтогенеза по классификации в.В. Лебединского.
- 17. Особенности мышления у детей с нарушениями зрения.
- 18. Содержание и организация психокоррекционной работы с детьми с нарушениями ода
- 19. Специальная психология как наука: объект, предмет, задачи, методы, принципы.
- Вопрос 20 Особенности восприятия и памяти умственно отсталыхз детей.
- 22. Особенности ощущений, восприятия и памяти детей с нарушениями слуха.
- 26. Особенности речевого развития детей с нарушением слуха
- 28. Психологическая помощь семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии.
- 29. Особенности эмоционально волевой сферы детей с нарушением слуха
- 32. Особенности эмоционально-волевой сферы и личностного развития при нарушениях зрения
- 42. Особенности памяти у детей с нарушениями зрения
- 45. Особенности ощущений, восприятия и представлений у слепых и слабовидящих
- 46.Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью