29. Особенности эмоционально волевой сферы детей с нарушением слуха
Личность ребенка формируется в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в ходе усвоения социального опыта. Сама социальная ситуация, в которой пребывает глухой ребенок, играет важную роль в возникновении и формировании у него определенных черт личности. Ребенок, потерявший слух в младенчестве, оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям, чем нормально слышащий. Можно выделить различные неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на развитие личности и эмоциональной сферы глухих детей.
Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, это создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, эго приводит к упрощению межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи. Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личности глухих детей, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают условия семейного воспитания. Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. Так, глухие дошкольники, имеющие глухих родителей, не отличаются от слышащих сверстников по эмоциональным проявлениям, по числу интеллектуальных эмоций, тогда как в поведении глухих детей, имеющих слышащих родителей, наблюдается бедность эмоциональных проявлений — меньшее их количество и разнообразие (В. Петшак). В младшем школьном возрасте глухие дети глухих родителей более общительны со сверстниками, более любознательны, у них наблюдается стремление доминировать в группе сверстников, быть лидерами. Глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению. В подростковом возрасте, по данным американских психологов, у глухих детей глухих родителей наблюдается более точное представление о самих себе, своих возможностях и способностях, более адекватная самооценка по сравнению с глухими детьми слышащих родителей. Эти особенности могут объясняться тем, что на начальных этапах развития слышащие родители не могут вызвать своих глухих детей на эмоциональное общение, хуже понимают их желания и потребности, часто опекают своего ребенка, неохотно предоставляя ему свободу и самостоятельность Все это усиливает зависимость глухих детей от взрослых, формирует такие личностные черты, как ригидность, импульсивность, эгоцентричность, внушаемость. У глухих детей возникают трудности с развитием внутреннего контроля за своими эмоциями и поведением, у них замедлено формирование социальной зрелости. В младшем и старшем подростковом возрасте большое влияние на развитие личности глухих детей оказывают условия обучения и взрослые, осуществляющие это обучение. На самооценку детей с нарушением слуха влияют мнения учителей. Черты личности, которые они оценивают как положительные, часто связаны с учебной ситуацией: это внимательность на уроках, умение решать задачи, аккуратность, трудолюбие, успеваемость. К ним добавляются собственно человеческие качества: чуткость, умение прийти на помощь (В.Г.Петрова, Т.Н. Прилепская). У глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий (В. Петшак, А. П. Гозова).
По мере продвижения в обучении у глухих детей наблюдается все более глубокое и тонкое понимание личностных и эмоциональных особенностей того или иного человека и межличностных отношений, повышается правильность оценки результатов своей деятельности, самокритичность, устанавливается соответствие притязаний собственным возможностям. Направление их развития аналогично тому, которое наблюдается у слышащих детей, однако соответствующие изменения появляются позднее (на два года и больше).
33 ))))Термин «дизонтогения» был введен представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости.
По имеющимся данным, первым термин «дизонтогения» употребил в 1927 г. Швальбе для обозначения отклонений в формировании структур организма в период внутриутробного развития.
В соответствии с представлениями клиницистов Г.Е.Сухаревой и М. С. Певзнер, В.В. Лебединского, Э.Г. Симерницкой . В.Семенович рассматривают следующие факторы, влияющие на тип возникшей у ребенка дизонтогении: 1) время и длительность воздействия повреждающих агентов (возрастная обусловленность дизонтогении), 2) их этиологию, 3) распространенность болезненного процесса — локальность или системность патогенного воздействия, 4) степень нарушения межфункциональных связей.
Классификация видов психического дизонтогенеза В.В. Лебединского.
Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации дисфункцию созревания:
общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести),
• задержанное развитие (задержка психического развития).
Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения
по типу повреждения:
• поврежденное развитие (органическая деменция),
• дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).
Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения
по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых на-
рушений:
• искаженное развитие (ранний детский аутизм),
• дисгармоническое развитие (психопатии).
- Вопрос 20 Особенности восприятия и памяти умственно отсталыхз детей. 24
- 1. Особенности мышления уо детей.
- 3. Особенности мышления детей с нарушением слуха
- 6.Особенности позновательной сферы детей с зпр
- 7 Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
- 8. Особенности регулятивных психических прцессов(эмоции, воля, внимание, потребности и мотивы) у умственно отсталых детей.
- 9. Психологические параметры дизонтогенеза.
- ?. 10. Общение детей с нарушениями в развитии
- 11. Систематика детей с зпр
- 12. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с зпр
- 13. Основные категории специальной психологии: компенсация, коррекция, абилитация, реабилитация.
- ? 15. Содержание и органицация психокоррекционной работы с детьмис сенсорными нарушениями.
- 16. Варианты дизонтогенеза по классификации в.В. Лебединского.
- 17. Особенности мышления у детей с нарушениями зрения.
- 18. Содержание и организация психокоррекционной работы с детьми с нарушениями ода
- 19. Специальная психология как наука: объект, предмет, задачи, методы, принципы.
- Вопрос 20 Особенности восприятия и памяти умственно отсталыхз детей.
- 22. Особенности ощущений, восприятия и памяти детей с нарушениями слуха.
- 26. Особенности речевого развития детей с нарушением слуха
- 28. Психологическая помощь семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии.
- 29. Особенности эмоционально волевой сферы детей с нарушением слуха
- 32. Особенности эмоционально-волевой сферы и личностного развития при нарушениях зрения
- 42. Особенности памяти у детей с нарушениями зрения
- 45. Особенности ощущений, восприятия и представлений у слепых и слабовидящих
- 46.Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью