logo
Ю-2012 с - 9 семестр / Для студентов - психология и педагогика в проф

Вопрос 5. Структура и классификация правосознания. Психолого-педагогические условия эффективного функционирования правовых норм

   Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания.    Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание - одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, - правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задают, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способны кардинально “перестроить” и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.    Поэтому, правосознание - весьма независимое, целостное явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории. Через правосознание теория права “выходит” на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д.    Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.    Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики, как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология - своего рода стихийный, несистематизированный слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.    Правовая психология - форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента. Это наиболее глубинная, “скрытая” от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая дает подчас такие типы индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Игнорирование юридической психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправными традициям и обычаями и т.д.).    Кроме этого, юридическая психология, будучи сама по себе сложносодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного - целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения.    Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таких формах познания действительности, как интуиция, психологический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком.    Таким образом, правовая психология - принципиально значимая для правового регулирования сфера общественного сознания, на изучение которой направлены усилия, как теоретиков права, так и специалистов отраслевых юридических наук.    Правовая идеология - это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.    Правовая идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).    В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы, прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми - учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих людей, которые достигают в своем сознании системного целостного отражения государства и права.    Однако правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.    Примерами правовой идеологии как способа правового осознания действительности могут служить гегелевская философия права, естественно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина государства и права, многие современные концепции правопонимания. Кроме этого, сфера наибольшего “применения” правовой идеологии - это нацеленность на выражение интересов, потребностей достаточно оформленных, институционализированных социальных сообществ (классов, политических партий, общественных движений, государства, межгосударственных объединений).    Таким образом, правовая психология и правовая идеология как структурные компоненты правового сознания общества каждая своими средствами служат осуществлению функций правосознания в правовом регулировании и в целом правовой культуре общества.    К функциям правосознания, как направлениям воздействия этого явления на общественные отношения, относят: познавательную, оценочную, регулятивную.    Познавательная функция правосознания заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни - социальной или даже естественной, природной. Задачи такого познания (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой реальности событий, действий, состояний, признаков и т.д. Субъектом такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.    Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка - это деятельность субъектов права, как граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизненных обстоятельств в их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиций права, необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.    Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Так, информация об юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как мотив конкретного вида поведения.    Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентаций субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению. В этом смысле правосознание как социальный регулятор выступает мощным средством социально-юридического контроля поведения.    В теории правоведения различаются следующие виды правосознания:    1. В зависимости от субъектов правосознания:    а) индивидуальное, т.е. отдельных физических лиц,    б) групповое, т.е. социальных сообществ людей (классы, страты, коллективы и др.)    в) общественное или общесоциальное, т.е. всего общества.    2. С точки зрения профессиональной подготовки субъектов правосознания:    а) обыденное правосознание - массовые представления людей, не имеющих юридической специализации, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта:    б) профессиональное правосознание - понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практики. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации (“обвинительный” или “оправдательный” уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т.д.);    в) - научное правосознание - идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-конституционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы.

Укрепление дисциплины и организованности, развитие демократизма в стране во многом зависят от уровня правового сознания населения, от правильного понимания каждым гражданином своих прав и свобод и умения их использовать, от готовности исполнять свои обязанности, поступать всегда в соответствии с законом. Поэтому дальнейшее упрочнение правовой основы государственной и общественной жизни обуславливает необходимость улучшения правового воспитания населения и в особенности молодежи. Важность правового воспитания молодежи обусловлена еще и тем, что в жизнь вступают все новые и новые поколения людей. И каждое новое поколение молодежи, усваивая опыт прошлого, испытывает тягу к познанию новых явлений, теории и практики строительства общества. Это накладывает определенный отпечаток и на методы, формы и средства правового воспитания молодежи, которые требуют тщательной разработки.

Среди различных форм правового воспитания молодежи важное место занимает правовое образование. Правовое обучение предполагает постоянство аудитории, наличие обучающей программы, широкое использование педагогических приемов обучения и воспитания. Наиболее эффективно такую правовоспитательную работу среди молодого поколения можно проводить в учебных заведениях , где можно изучить теоретические организационные основы, социально-психологические особенности формирования правосознания школьников и студентов.

Правовое воспитание населения, осуществляемое в неразрывной связи с политическим, нравственным, трудовым, интернационально-патриотическим и другими направлениями воспитания является одним из направлений воспитательной работы, поэтому его следует вести не изолированно от развития социальных условий, а в тесной связи с экономическим, политическим и социальным строем общества, с конкретными этапами его развития.

Не абстрактное "культурное совершенствование личности", а изменение коренных, прежде всего экономических и политических, условий жизни людей дает возможность духовного развития личности, воспитания ее лучших качеств. Но и нравственные черты, характер людей активно воздействуют на изменение жизненных обстоятельств и условий. Идеи, когда они овладевают массами, становятся материальной силой, служат главным условием исторического прогресса. При этом правовое воспитание в системе идеологического воспитания имеет два главных аспекта - структурный и функциональный, отражающих в совокупности реальную связь правовоспитательной работы с другими областями идеологической деятельности. Эта связь характеризуется следующими основными свойствами.

Во-первых, входя в целостную систему более высокого порядка и находясь в определенных отношениях координации с другими направлениями воспитания населения, правовое воспитание в то же время обладает известной самостоятельностью, определенной свободой функционирования. Это проявляется в специализации правового воспитания, в специфике его содержания и внутренней структуры, форм и методов правовоспитательного процесса.

Во-вторых, входя в систему идеологического воспитания, как часть в целое, и активно взаимодействуя с другими его составными частями, правовое воспитание обладает всеми системными свойствами идеологического воспитания граждан и способствует достижению ее общих целей, формированию цельной, гармонически развитой личности. Поэтому правовоспитательная работа может постоянно совершенствоваться и быть эффективной лишь в рамках всей системы идеологической работы.

Необходимость повышения уровня правового воспитания в современных условиях вызвана возросшим значением роли права и требований законности в совершенствовании правовой основы государственной и общественной жизни общества. Понятие правового воспитания, как и воспитания в целом, рассматривается обычно в двух смыслах: в широком и узком. Под воспитанием в широком смысле имеют в виду воздействие всех факторов общественной жизни (как объективных, так и субъективных) на формирование правосознания личности или той или иной общности людей. Еще А.С. Макаренко подчеркивал, что воспитывает буквально все: люди, вещи, явления [15]

Естественно, условия жизни, состояние правопорядка в стране, принципы государственного устройства, развитие демократии, доступность органов власти и всего процесса управления и т.д. оказывают в современных условиях решающее влияние на уровень сознательности и общественно-политической активности граждан. Причем влияние данных объективных факторов на формирование правосознания личности может быть как положительным, так и отрицательным. Как показывает практика, это влияние значительно повышается там, где оно дополняется умелым целенаправленным процессом воспитания, которое должно выступать главным стержнем формирования личности.

Среди нравственных убеждений, ценностных ориентаций, входящих в структуру правосознания, важное значение имеет уважительное отношение к законам, правопорядку, стремление активно использовать свои права и выполнять обязанности, а достигнуть этого можно систематической, целенаправленной правовоспитательной деятельностью. С точки зрения взаимодействия с объективными факторами общественной жизни, с общественной практикой правовое воспитание направлено на повышение регулирующей роли права и является важным условием укрепления законности и правопорядка, общественной дисциплины на основе формирования у всех граждан уважения к законам, к правам, обязанностям и законным интересам личности, различных организаций и государства в целом.

Но правовое воспитание способно приводить людей к правильному поведению, к выбору социально полезной правовой позиции лишь через формирование определенных качеств и элементов правосознания. Процессу правового воспитания свойственны структурные признаки, присущие идейно-воспитательному процессу в целом и характеризующие его как целенаправленную воспитательную деятельность по формированию всесторонне развитой, образованной и сознательной личности.

Непосредственным объектом воздействия правового воспитания является определенная область сознания людей, их духовной внутренней жизни, какой является в данном случае правовое сознание и сложившийся на его основе уровень правовой культуры поведения индивида и различных социальных общностей. Но при этом следует учитывать специфические особенности существующего уже уровня правосознания той или иной части граждан в процессе осуществления воспитательной работы, дифференцированного отношения к воспитанию правосознания различных слоев и групп населения.

Сложность борьбы с негативными отклонениями от общественного правосознания в современных условиях развития общества объясняется тем, что их носители как бы "распылены" в обществе, затрагивают представителей различных классов и социальных групп. Ориентация правовоспитательной работы на наиболее многочисленные слои населения и составляет основные направления этого вида идеологического воздействия. К ним в настоящее время относятся: правовое воспитание подростков и молодежи, рабочих, предпринимателей, интеллигенции, военнослужащих, должностных лиц,  членов общественных организаций, депутатов и др.

Под содержанием правовоспитательной деятельности обычно понимаются правовые идеи, взгляды, убеждения, нормы и факты, которые вносятся в сознание населения, обеспечивая его уважительное отношение к закону. В данной связи обращает на себя внимание прежде всего необходимость развития всех сторон правового сознания. В правосознании личности, как и в общественном правосознании, выделяются два уровня: психология и идеология. Первый, или как еще иногда говорят, нижний уровень включает психологическую часть сознания. Она связана с чувственными, эмоциональными свойствами человека. Другой, идеологический, уровень сознания - это представления, взгляды и понятия о праве и правовых явлениях. Данный уровень правосознания отличается осознанностью, осмысленностью, основан не на чувственном восприятии событий, а на научном познании права, форм его проявления. Он играет решающую роль в мотивации поступков человека. Об эффективности, содержательности правовоспитательных мероприятий можно говорить лишь в том случае, если они воздействуют на обе названные стороны правосознания.

Нельзя упускать из вида и формы правового сознания: государственно-правовую, административно-правовую, трудовую, уголовно-правовую, гражданско-правовую и другие. Ведь граждане в процессе всей жизни вступают в самые различные правоотношения, и им нужны основы знаний всех или большинства отраслей права. Поэтому правовоспитательные мероприятия должны исключать однобокость, предусматривать гармоничное, всестороннее развитие правосознания личности, общественного и группового правосознания.

В значительной мере правовое воспитание непосредственно ориентируется на борьбу с правонарушениями, предупреждение преступлений и проступков. Такое социальное назначение правового воспитания нельзя недооценивать, его ориентация на устранение дефектов правосознания у склонных к правонарушениям лиц вполне обоснована. Этого требуют задачи укрепления правопорядка. Гораздо чаще правовоспитательные мероприятия ориентируются на законопослушных лиц, правосознание которых не может считаться дефектным в уголовно-правовом воспитании. При этом правовое воспитание выступает в качестве условия обеспечения регулирующей, а не охранительной функции права. Правовоспитательные мероприятия в таких случаях воздействуют на те многочисленные стороны правового сознания, которые отражают правовые явления, непосредственно не связанные с применением карательных, принудительных мер.

Считается, что каждый разумный человек может регулировать свое поведение в соответствии с действующими нормами права. Однако для этого необходимо, чтобы он обладал необходимым минимумом юридических знаний, чтобы у него было воспитано внутреннее осознанное убеждение в необходимости следовать по пути, указанному законодателем, чтобы у него была сформирована устойчивая привычка правомерного поведения. Только тогда можно говорить о высоком уровне правосознания, о должной содержательности воспитательной работы, обеспечивающей такое развитие сознательности личности. Ибо правопорядок тем прочнее, чем выше уровень правосознания гражданина, его политическая и правовая культура, которые никакому закону не подчинишь.

Правовые взгляды формируются посредством усвоения информации о законодательстве, ознакомления населения с основными нормами права и его принципами, и все это является исходным элементом правового воспитания. Если знания являются необходимым условием деятельности индивида, то, соответственно, правовые знания являются тем фундаментом, на котором строится все "здание" правового воспитания.

Правовая осведомленность, наличие у человека определенного объема юридической информации составляют основу его правосознания. Но различные типы юридических знаний имеют неодинаковое отношение к формированию правовой сознательности. Среди них можно выделить знания фактического характера, то есть сведения о законе, норме права, конкретном деле или событии. Наряду с ними существуют знания, выражающие оценочные отношения к праву, к практике его исполнения и применения, которые базируются на классово-идеологических, мировоззренческих аспектах оценки реального положения дел. Все эти знания чрезвычайно важны. Анализ правоприменительной деятельности убедительно свидетельствует, что даже при наличии убеждений о необходимости исполнять, соблюдать и правильно применять нормы права многие лица не знают, как правильно поступать, а порой даже становятся правонарушителями, виновниками причинения существенного вреда гражданам и государству. Прямая причина этого - юридическая неосведомленность, незнание того, что закон предписывает, а что запрещает, как решаются по закону те или иные вопросы административных, финансовых, имущественных, трудовых, семейных или иных общественных отношений. В данных случаях мы встречаемся с таким положением, когда правовые убеждения не могут быть реализованы из-за незнания права. Особенно часто такие факты наблюдаются, например, в административно-правовой сфере правопорядка при дорожно-транспортных происшествиях, нарушениях паспортных правил, при осуществлении предпринимательской деятельности. В значительной степени из-за неосведомленности должностных лиц, незнания ими своих прав и обязанностей допускается значительная часть нарушения законодательства в области землепользования, трудовых правоотношений. Да и сами работники государственных, юридических органов в ряде случаев принимают ошибочные решения из-за недостаточного знания нормативных актов.

Однако наблюдается и другой аспект изъянов в содержании правосознания. Он заключается в том, что человек обладает достаточными фактическими знаниями о праве, юридических нормах, однако из-за того, что у него отсутствуют положительные правовые убеждения, не выработана привычка правомерного поведения, все равно предпочитает в соответствующей ситуации переступить границы дозволенного, встать на преступный путь. К сожалению, еще во многих случаях знание законодательства не только не сопровождается безусловным соблюдением и выполнением властных предписаний государства, но даже используется для обхода установленных нормативных требований. Известно, что расхитители собственности, взяточники, мошенники и другие правонарушители знают законы не хуже, а порой даже лучше, чем другие граждане.

Проведенные научные исследования правосознания различных групп населения и преступников показали, что законопослушные граждане и лица с отклоняющимся поведением не обнаруживают заметных различий в содержании и уровне правовых знаний и степени практического владения ими. Основные деформации практического сознания лежат преимущественно в сфере отношений людей к правоохраняемым ценностям, в области их ценностных ориентаций. Поэтому в процессе их правового воспитания должен быть предусмотрен такой качественный, содержательный уровень, который способен обеспечить у граждан сознательное, основанное на стойком внутреннем убеждении отношение к закону, исходя не только из сугубо личных, но и общественных интересов.

Взаимодействие и взаимопроникновение правового воспитания со всеми другими основными направлениями воспитания масс - большая самостоятельная тема. Однако ее полное и самостоятельное раскрытие требует специальных исследований. При осуществлении правового воспитания должны учитываться охарактеризованные выше особенности воспитательного воздействия на человека и предъявляемые к этому воздействию требования.

Таким образом, правовое воспитание ориентируется прежде всего на приобретение воспитуемыми основ правовых знаний. Только на базе научных знаний возможны сознательное восприятие и усвоение правовых требований, прав и обязанностей, то есть формирование сознательности в правовой сфере общественной жизни. При этом правильный выбор суммы правовых знаний, необходимых и полезных для разных групп населения, имеет важное значение для эффективного правового воспитания.

В правовом воспитании чрезвычайно важно также формировать и укреплять убеждения, установки и мотивы правомерного и инициативного правового поведения, добиваться активного участия граждан в управлении, охране правопорядка. Эти качества личности тесно связаны с осознанием и выработкой устойчивого нравственного отношения людей к правовым нормам и их применению в обществе: уважение к закону, правосудию, органам, применяющим закон, порядку его исполнения, правам личности и т.д.

Формирование такой позиции личности требует длительных, систематических усилий, вдумчивого, комплексного и системного подхода к нравственно-правовой пропаганде в каждом коллективе, регионе, по месту жительства, к различным группам населения. Правовое воспитание имеет ту особенность, что оно всем своим содержанием направлено на формирование социально-коммуникативных качеств людей, на воспитание их как членов общества. Этим оно отличается от формирования навыков и способностей в той или иной предметной деятельности (например, от профессиональной подготовки врача, менеджера, инженера, экономиста). Не давая профессиональных навыков (разумеется, исключая профессию юриста), правовое воспитание дает представителю каждой профессии минимум правовых знаний, умений и активно способствует формированию убеждений, поведенческих установок, необходимых для каждого гражданина. Именно поэтому правовое обучение и воспитание широких слоев населения и в особенности молодежи должно органически сочетать формирование общегражданских нравственно-правовых знаний, навыков, убеждений с выработкой профессионально-трудовых, а также социально-коммуникативных знаний и убеждений, необходимых для общения людей в семье, быту, общественной деятельности. Тем самым оно будет вносить вклад в дело формирования личности.

Итак, целью правового воспитания является выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных обязанностей, которые можно в целом охарактеризовать как высокую правовую культуру, включающую в себя все элементы правосознания и правового поведения; обладание необходимыми правовыми знаниями, выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности; утверждение в сознании гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства; нетерпимость к правонарушителям, а также высокую правовую активность, творческое участие в применении норм права и их совершенствовании, охране правопорядка.

В достижении конечных результатов правовоспитательных мероприятий наиболее ценно формирование таких мотивов правомерных, юридически активных действий граждан, которые органически сочетают единство личных и общественных интересов. Если под влиянием правового воспитания человек не только ведет себя правомерно, но и рассматривает каждый свой акт поведения под углом общественной полезности, удерживаясь от правонарушения, осознает, что его противоправный поступок может вызвать подражание других лиц, стать отрицательным примером, то можно говорить о достижении намеченной цели работы по формированию правосознания личности.

Следует иметь в виду, что хотя правовое воспитание и профилактика правонарушений осуществляются в комплексе, но они не идентичны. Теоретический и практический интерес имеют определения общего и особенного в таких пересекающихся, взаимосвязанных, но полностью не совпадающих видах деятельности, как профилактическая, правоохранительная и правовоспитательная. Общим для этих видов деятельности является то, что каждая из них представляет собой составную часть деятельности по обеспечению законности, они направлены на искоренение правонарушений, способствуют их сокращению. Общими для этих видов деятельности являются также и цели - укрепление правопорядка, неуклонное и добровольное соблюдение всеми гражданами предписаний правовых норм. Сближает эти виды деятельности и то, что одним из основных методов их осуществления является убеждение. Взаимосвязь проявляется и в том, что правоохранительная и правовоспитательная деятельность имеет общее профилактическое значение.

Однако по своему содержанию все три названных вида деятельности различны и заменить друг друга не могут. Содержанием социальной профилактики правонарушений является выявление и устранение причин и условий совершения правонарушений, то есть предотвращение их возникновения. Содержанием правоохранительной деятельности является выявление и устранение самих правонарушений и применение предусмотренных законом мер воздействия к лицам, их совершившим, то есть борьба с правонарушениями. Центральным видом правоохранительной деятельности является юрисдикция, которая состоит в применении закона к юридическим конфликтам и принятии по ним правовых актов.

В этом едином комплексе правовое воспитание и профилактика правонарушений во всех их формах занимают относительно самостоятельное место. В связи с этим для правильной их организации необходимы: учет и анализ состояния дисциплины и правопорядка в коллективе; планирование правового воспитания и профилактика правонарушений, охватывающие определение направления, методов и форм этой деятельности; организация исполнения намеченных планов при правильном взаимодействии администрации, общественности и коллектива. Историческая практика развития различных стран показывает, что чем последовательнее государство приводит практическое поведение своих граждан в соответствие с научно - обоснованными, развивающимися идеями и взглядами и выражающими их нормами права, тем сильнее, демократичнее, справедливее, богаче, жизнеспособнее становится общество. Одновременное взаимодополняющее совершенствование всех форм проявления правосознания с полным учетом специфики каждой из них - необходимое условие и огромный резерв успешного строительства и развития правового общества.

Особенности формирования правового сознания молодежи:[16]

В решении задач правового воспитания граждан нашей страны важное место занимает формирование правосознания подрастающего поколения. Праву принадлежит значительное место в формировании у молодежи трудолюбия, идейной убежденности, патриотической самоотверженности, интернационализма, дисциплины. Именно поэтому роль права как средства регулирования поведения молодежи, вовлечения ее в активную производственную и общественно-политическую деятельность остается значимой и в современных условиях. Однако объективно возрастающая воспитательная роль права не сможет быть достаточно эффективной, если не будет поддержана целенаправленной деятельностью по правовому воспитанию молодежи. Задача правового воспитания молодежи состоит в усвоении каждым молодым человеком основных принципов и направленности правовых норм, в выработке правильной правовой ориентации, в приобретении не только знаний основ законодательства, но и в формировании глубокого уважения к праву, превращающегося в личное убеждение, потребность и привычку соблюдать закон. К сожалению, в последние годы правовому воспитанию молодежи уделяется неоправданно мало внимания, оно осуществляется однобоко и сводится, в основном, к сообщению о преступлениях, совершенных молодежью.

Одним из средств формирования правового сознания молодежи является правовая пропаганда в средствах массовой информации. При этом ее содержание должно наиболее полно соответствовать как потребности общества в широкой политико-правовой ориентации индивидов, социальных групп, так и запросам, потребностям, интересам граждан. Для эффективного осуществления правовой пропаганды очень важно знать, какие цели обращения к юридической информации доминируют в правосознании молодежных групп. Это необходимо для того, чтобы, во-первых, содействовать их достижению; во-вторых, при ограниченности или искаженности этих целей в тех или иных группах самим содержанием пропаганды и разнообразием ее форм способствовать их расширению или исправлению в сознании читателя, слушателя, зрителя.

Характерной особенностью молодежи является повышенная динамичность, исключительная восприимчивость, "открытость" для всего интересного и нового. В наше время не менее значимым является учет и того, что начало самостоятельной трудовой деятельности юношей и девушек нередко запаздывает, так как после окончания профессионально-технических училищ, техникумов, лицеев, колледжей, вузов они не могут поступить на работу по полученной специальности.

У молодых людей, не участвующих в серьезной общественной деятельности, не вырабатывается присущее взрослому человеку чувство ответственности. Их активность может направиться по антиобщественным каналам: в пьянство, употребление наркотиков, пустое времяпрепровождение, занятие проституцией и всевозможные формы преступности. Особенности социального положения молодежи преломляются в специфических для нее психологических чертах и проблемах. Молодой человек страстно жаждет "найти себя". Найти себя - значит определить свое место в жизни, выбрать из громадного множества форм деятельности ту, которая максимально соответствовала бы его склонностям, его индивидуальности.

Сделать в современном обществе этот выбор нередко очень сложно. Это касается и выбора профессии, социально значимых ориентаций, нравственного идеала. Проблема выбора неизбежно рождает раздумья, сомнения и колебания, характерные для юношеского возраста. Не случайно именно в этом возрасте с особой остротой ставится вопрос о смысле жизни. Молодежь жадно ищет формулу, которая бы позволила осмыслить и собственное существование, и перспективы развития общества. Именно эти обстоятельства следует учитывать при формировании общественного и правового сознания молодого поколения.

Сама жизнь становится объективным критерием оценки человеческой жизни и деятельности с точки зрения общественных интересов и социального прогресса, право закрепляет в законе этот критерий. Чем больше человек дает людям, тем богаче он сам как личность. Этот общий ответ очень важен, но дает он только общую мировоззренческую установку. Из этого общего принципа нельзя вывести формулу индивидуального поведения.

Воспитываясь в обстановке торжества общественного правосознания, молодежь осваивает важнейший принцип поведения людей в обществе - коллективизм. Но коллективность, товарищество порой выступают в глазах молодежи как самоцель, а подчеркнутая "независимость" от старших сочетается с жестким конформизмом внутри самих юношеских групп, где действует принцип "быть таким, как все". Очень часто не только для подростка, но и для юноши фраза "все так поступают" не только оправдывает и обосновывает тот или иной поступок, но и превышает аргументы морального и даже правового порядка. В жизни мы нередко сталкиваемся с фактами так называемого ложного товарищества, когда основным, а то и единственным критерием оценки коллектива становится безоговорочная поддержка товарищей независимо от правомерности их деятельности. Особенно характерно это для неформальных малых групп. Ложные принципы коллективизма становятся в этом случае опасными, выливаясь в антиобщественную направленность. Тяга к "принципиальности" при отсутствии глубокого знания социальной действительности и личного жизненного опыта оборачивается крайней нетерпимостью, упрямством, а стремление к подвигу вырождается в бессмысленное самолюбование.

Вот почему важнейшее значение имеют научно-обоснованные организационные принципы правового воспитания молодежи. Среди них необходимо выделить следующие: а) ориентировка на более дробные контингенты (по возрасту, роду занятий, поведению); б) актуальность проблематики с учетом особенностей молодежи; в) взаимоподкрепление и закрепление различных методов воспитания; г) обеспечение оптимального соотношения различных методов и средств воспитания; д) координация правовоспитательной деятельности и управление ею.

Осуществление этих принципов во всей системе правового воспитания молодежи является одним из важных путей повышения его эффективности. При этом следует учитывать, что рассмотрение молодежи какобъекта правовоспитательной деятельности можно вести по крайней мере на трех уровнях: первый из них - индивидуально-психологический (через соотношения с конкретным человеком); второй - социально-психологический (через исследования наиболее существенных свойств, качеств, черт, настроений, стремлений, интересов социальных групп и слоев общества); третий - социологический уровень (путем анализа непосредственной и динамической связи с общественным строем, характером общественных отношений через определение места молодежи в системе материального и духовного производства и потребления в социально-классовой структуре).

В настоящее время остается характерным для большинства молодежи заглянуть вперед, активно участвовать в самых драматических проявлениях жизни общества, ученых исканиях, желание принести максимальную пользу стране. Изменения, происходящие в нашей стране, ни в коей мере не означают снижения общественной и политической активности молодежи. Наоборот, именно высокая гражданская активность молодого поколения, рост ее интересов ко всем сторонам жизни общества объясняют в то же время характерное стремление юношей и девушек не просто принять готовую истину, а прийти к ней в процессе серьезного размышления, обсуждения, проникая в самую глубину явлений.

В осуществлении правовоспитательной работы среди молодежи недостаточно только одного воздействия воспитателя извне. Необходимо стимулирование его собственной активности и творческих усилий. Социально-психологической наукой установлено, что успешность внешнего воздействия зависит не только от отношения человека к этому воздействию, но и от отношения к самому себе, к собственной деятельности. "Всякая эффективная воспитательная работа, - пишет С.Л. Рубинштейн, - имеет своим внутренним условием собственную нравственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей. Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять"[14] Эту же "собственно нравственную работу" наиболее эффективным образом стимулирует и направляет практическая общественно-политическая деятельность воспитуемого. Поэтому важнейшим условием для формирования правовых убеждений является создание юношам и девушкам возможности при помощи общественных организаций, семьи, школы, вузов, производственных коллективов и государства в целом посильно и сознательно участвовать в практической деятельности.

Разносторонняя общественно-политическая деятельность наилучшим образом способствует воспитанию у молодежи чувства ответственности и гражданского долга, сознательного отношения к своим обязанностям, нетерпимости к правонарушениям, к различным антиобщественным явлениям и преступным действиям. Вместе с тем процесс осознания и оценки личностью своих общественных интересов, выраженных в праве, может быть весьма длительным по времени. Более того, интересы могут быть осознаны неточно, неполно, на разных уровнях. До конца не осознанный интерес может привести к ложной постановке цели, порочным методам ее достижения и даже к правонарушениям и преступлениям. Поэтому важным идеологическим фактором правового воспитания молодежи является разъяснение юношам и девушкам на конкретном примере идеи сочетания в правовых актах общественных и личных интересов. Чем больше в своих общественных отношениях молодые люди будут руководствоваться не узколичными интересами, а интересами общества, требованиями правовых и моральных норм, тем выше будет уровень их сознательности, будут вырабатываться привычки, убеждения соблюдать закон, а также нетерпимое отношение к другим нарушителям предписаний законов.

Конституция Российской Федерации и другие действующие законы государства отражают интересы молодежи как общественной группы в целом, так и каждого отдельного молодого человека. Среди этих правовых актов можно выделить отдельные законы, направленные на: а) охрану молодежи от вредных антиобщественных влияний; б) охрану здоровья молодежи; в) создание оптимальных условий для семейного, школьного, производственного воспитания, организации досуга молодежи; г) непосредственное формирование социально-позитивных интересов, потребностей и положительных привычек поведения; д) реализацию прав молодежи на образование, трудоустройство, профессиональную ориентацию, труд и отдых, развитие способностей, участие в политической жизни общества; е) непосредственное предупреждение и пресечение преступных и других правонарушений.

Решая в комплексе все эти задачи, государство и право способствуют созданию для каждого молодого человека и молодежи в целом "ближней", "средней" и "дальней" социальной перспективы, воспитанию чувства социальной уверенности, ответственности, коллективизма. При этом законодательство учитывает и возрастные социально-психологические особенности молодежи; меняющиеся условия общественной жизни; необходимость использования не только механизма воздействия: закон - личность, но и более сложного взаимодействия: закон - коллектив - личность.

Система правового воспитания молодежи должна основываться на принципах идейности, связи с практической деятельностью, всесторонности и эффективности воспитания, необходимости учета всех факторов, положительно или отрицательно влияющих на уровень правосознания и правовой культуры юношей и девушек, базирующихся на индивидуальном подходе к воспитуемым. При этом, как показывает практика, в правовоспитательной работе следует руководствоваться определенными принципами при выборе содержания и объема правовой информации. Важнейшими из них, на наш взгляд, являются: актуальность и своевременность информации; потребность в ней для повседневной жизни и деятельности в настоящее или ближайшее время; конкретность и доступность, то есть раскрытие обобщающих понятий на примерах из повседневной жизни с учетом уровня усвоения правовой информации конкретными лицами; достоверность и объективность (оптимальное соотношение позитивных и негативных примеров); запретность и наказуемость тех или иных противоправных деяний.

Целостное воздействие этих принципов должно осуществляться с учетом особенностей различных социальных групп молодежи. Поэтому важно представить внутреннюю структуру молодежи как общественной группы, ее дифференциацию по целому ряду демографических и социальных признаков. С точки зрения взаимодействия с объективными факторами общественной жизни, с общественной практикой правовое воспитание, направленное на повышение регулирующей роли права, является важным условием укрепления законности, правопорядка, общественной дисциплины. Однако представляется необходимым подчеркнуть, что укреплению законности правовое воспитание служит через создание идейно-психологической основы укрепления правопорядка, в первую очередь, путем создания демократичного правового государства и других его институтов в лице правоохранительных и других властных структур, стоящих на страже соблюдения законности.

Правовая практика общества по соблюдению законов является определяющим фактором повышения правовой культуры молодежи, ибо она наглядно демонстрирует применение закона, его роль в жизни общества и отдельной личности, последствия пренебрежительного отношения к предписаниям закона.

При этом правоохранительную практику отличает глубина эмоционального воздействия особенно на молодое поколение, так как применение закона почти всегда сопровождается серьезными переживаниями человека, к которому закон, по их мнению, применен неправильно. Сила воздействия правоприменительной практики на правосознание молодежи определяется множеством факторов: престижем правоохранительных органов, состоянием законности в стране и в регионе, убедительностью, обоснованностью и справедливостью применяемых решений и т.п. И вот здесь правовое воспитание, осуществляемое через правовую пропаганду, правовое образование, правовую ориентацию и индивидуальную воспитательную работу, способно приводить молодежь в правильному поведению, к выбору социально полезной правовой позиции, к формированию определенных качеств правосознания.

Система форм и средств, которые могут быть применены в современных условиях для развертывания широкой работы по правовому воспитанию молодежи, должна определяться в зависимости от возрастных особенностей воспитуемых, обстановки и окружения, в которых протекает учеба или деятельность подростков и юношей, уровня их образования и культурного развития. Правовоспитательные формы молодежи, как и любых других групп населения, должны быть строго дифференцированы, и среди них гораздо большее место должны занимать индивидуальные методы влияния и воздействия на сознание, психику и поведение воспитуемых. И еще одно важное условие. В воспитании детей, подростков и юношей решающее значение принадлежит рациональному выбору воспитательных форм, средств и приемов, чем и объясняется сложность самой науки педагогики. Для успеха правового воспитания подрастающего поколения этот фактор имеет не меньшее значение. К тому же между общим воспитанием и формированием правосознания обнаруживается большая преемственность. Правовоспитательная деятельность есть не что иное, как продолжение того сложного и многогранного процесса политического, нравственного, культурного воспитания, которое начинается на более ранних стадиях развития человека. Если мы попытаемся хотя бы поверхностно проследить этапы развития той части населения, которой принадлежит близкое и отдаленное будущее, то указанная взаимосвязь и соединение форм воспитания с точки зрения решения нашей проблемы особенно ярко проявятся на первых этапах.

Детские годы - это такой период в развитии человека, когда в его сознании и психике закладывается основа общественного разумного существа, намечаются и получают развитие черты характера, проявляется понимание интереса, формируются воля и

стремления, симпатии и антипатии. В начальной школе у ребенка не только складываются основы научных представлений об окружающем мире, но и зарождаются в сознании первые проявления гражданственности, выкристаллизовываются психологические категории долга, обязанности, понимания своего права на определенные блага. Поэтому в его душу надо заронить добрые семена и воспитать его в благородных понятиях чести и совести, нравственности и справедливости, добра и гуманности. Без этого даже самое высокое образование, полученное им впоследствии, ничего не будет стоить. Вместе с тем человек в детском возрасте весьма восприимчив к воздействию отрицательных факторов, легко раним грубостью и жестокостью, высокая впечатлительность и отсутствие жизненного опыта развивают у него неверные ассоциации при восприятии сознанием различных явлений.

Разумеется, здесь не приходится говорить о каком-либо специальном правовом воспитании. Всем комплексом воспитательных форм ребенку прививаются уважение и любовь к политическому строю, к правилам поведения людей и порядкам их взаимоотношений, к общественным богатствам, в нем воспитывается дух равноправия, альтруизма, нетерпимости к плохому. Может быть, современное внушение детям правильного решения древнейшей проблемы "хочу - можно или нельзя" значит больше, чем многие последующие правовоспитательные усилия без такого "базиса". Но все же этот первый этап правового воспитания растущей смены в основном укладывается в рамки детской педагогики, которая должна быть сейчас ориентирована на воспитание качеств, о которых речь шла выше.

Подростки - очень сложные существа с психологией полуребенка - полувзрослого, жадно впитывающие впечатления, фиксирующие в своем сознании все и вся, тянущиеся к самостоятельности, "взрослости" и при этом далеко не застрахованные от опрометчивых решений и поступков, от серьезных ошибок. Но они уже имеют определенный жизненный опыт, взгляды и оценки окружающих явлений и событий, ясно обнаруживают интересы и стремления, проявляют известную политическую и гражданскую зрелость, понимание своих общественных обязанностей. Они также чутки к проявлениям общественных противоречий, к явлениям, которые мешают становлению верных и прочных правовых представлений и убеждений. Ни на минуту нельзя забывать, что в жизни, в окружающей подростка действительности рядом с хорошим, добрым, возвышенным, всем тем, что помогает формированию лучших черт человека будущего, часто еще существует и дает о себе знать социальная накипь, которая растлевающе влияет на развитие сознания молодежи, толкает известную ее часть на путь равнодушия и подлости.

Острая и напряженная борьба за души подростков требует использования в процессе воспитания его правовых форм. Правовое воспитание складывается в первую очередь из формирования у них на базе правовой идеологии правильного понимания существа и задач политической и правовой организации общества, воспитания уважения к закону, стоящему на страже общественных интересов, внушения им необходимости соблюдения действующих в обществе и охраняемых государством правил поведения. На этом этапе надо привить мысль о том, что жизнь несовместима с полуанархическими толкованиями понятий воли, свободы, что общество зиждется на сознательной дисциплине и предполагает определенное ограничение, в том числе и с помощью правовых форм, индивидуальной и коллективной воли, а следовательно, и свободы в социальном значении этого слова. Но как бы ни была ограничена или самоограничена свобода воли, она принадлежит к числу самого ценного достояния для человека, поэтому всякое неосновательное или непонятное для подростка ее ущемление вызывает соответствующей силы протест, противодействие. Последнее очень характерно для детей этого возраста. Скольких подобных протестов можно избежать своевременным включением подростков в сферу правового воспитания. Но это одна, хотя и главная сторона правовоспитательной задачи. Вторая состоит в необходимости уже на первой стадии правовоспитательной деятельности сделать первые шаги в подготовке старших подростков, часть которых находится накануне вступления в жизнь, в сферу производства, в общественные отношения и сложные юридические связи.

Главное, что нужно сделать в этом направлении, - добиться максимального включения подростков в общественную деятельность, привлечения к правовому воспитанию подготовленных к этому людей. Большое значение имеет научная разработка педагогических методов индивидуальной правовоспитательной работы, ибо перенесение центра тяжести в правовом воспитании молодежи в область индивидуальной работы с сохранением общего коллективного правовоспитательного фона вырисовывается в качестве определенной тенденции всей воспитательной деятельности среди подрастающего поколения.

Правовое воспитание старшей части молодежи - юношества - должно логически и практически завершать становление ее правового сознания и подготовить к общественной жизни и полноценному участию в производственной деятельности. С этим периодом связано включение в сферу трудовых, семейных отношений, завершение формирования мировоззрения, характера, привычек, убеждений. Нельзя забывать о противоречивости и сложности процесса развития юношества, когда одинаково опасны и излишняя опека, и увлечение административными мерами, толкающими к развитию негативных и нигилистических черт в характере, порождающих ложные понятия и представления в сознании.

Правовые нормы служат в наших условиях не только прочной основой для применения государственного принуждения, но и средством научно-обоснованной организации хозяйственной, политической, культурной жизни общества, развития инициативы масс, обеспечения правильного сочетания интересов общества и личности, справедливого и четкого распределения материальных благ и общественных обязанностей между членами общества. К сожалению, во время проведения правовоспитательной работы, чтения лекций по общественно-политическим дисциплинам еще недостаточно уделяют внимания влиянию правовых норм на процесс формирования личности, ее культуры. Как известно, правовая культура содействует укреплению законности и правопорядка. В свою очередь, состояние законности и прочность правопорядка активно влияют на развитие и повышение культуры в обществе. При проведении правовоспитательной работы в вузе следует помнить, что правосознание как форма общественного сознания неотделимо от политической формы общественного сознания.

Правосознание включает в себя по своему идейному содержанию представления, взгляды, идеи, теории, выраженные в специфических правовых категориях. Политическое сознание, в котором нет места правовым взглядам, не есть развитое политическое сознание. Ущербность правовых взглядов есть ущербность и политического сознания. Правовые взгляды - необходимое, специфическое мысленное подытоживание экономических и политических отношений, вытекающих их них требований политического характера. Правосознание - специфическая форма общественного сознания. Оно в политике не растворяется, не утрачивает при этом своей относительной самостоятельности. Правосознание всегда связывает, соотносит потребности, интересы, отношения людей, условия их жизни с юридическими правами и обязанностями. Именно такое определенное опосредование сознанием общественной действительности делает эту форму относительно самостоятельной в отношении других форм общественного сознания, политической его формы в частности. Далеко не все представления, понятия, идеи, установки политического характера входят в правосознание. Политическое сознание в целом шире, богаче, многостороннее, чем сознание правовое. Правосознание выполняет важные мировоззренческие функции. Научно-обоснованное правовое осознание действительности предполагает широкое и многостороннее познание объективных социально-экономических основ государства и права, их специфики, определение конечных, непосредственных и промежуточных перспектив и этапов их функционирования.

Среди важнейших проблем высшей школы - задача выработки у будущих специалистов комплекса социальных качеств всесторонне и гармонично развитой личности. Несомненно и то, что в социально-педагогическом плане студент как личность формируется под влиянием общей профессиональной направленности подготовки специалистов в наших вузах. Поэтому порой студенты ошибочно полагают, что профессиональная подготовка исчерпывает развитие их личности. Отсюда появляется нигилистический элемент в отношении к гуманитарным, общественным и правовым дисциплинам. А это, в свою очередь, ведет к обеднению духовных потребностей и интересов личности. Поэтому особенно важно, чтобы в ходе усвоения студентами специальных учебных дисциплин учитывалось не только отношение личности к творческому характеру усваиваемых знаний, но и непосредственное отношение личности к общественной среде, выражающееся во всех проявлениях социальной действительности. Именно эти отношения выступают основой (критерием) оценки уровня общественного и правового сознания личности. Следует также отметить, что на уровне студенческих коллективов наиболее рельефно выступает необходимость дифференциации правового воспитания к особенностям данного коллектива и возможность организовать правовоспитательную работу с учетом этих особенностей. Именно в студенческих группах, на курсах, факультетах достижимы в наибольшей мере системность и комплексность воспитательной деятельности, охватывающей, с одной стороны, все средства и формы правового воспитания, начиная с правового обучения и кончая индивидуальной работой с правонарушителями и вовлечением каждого студента в борьбу за укрепление правопорядка и законности. С другой стороны, комплексный подход предполагает включение правового воспитания в целую систему всех идейно-воспитательных, профессиональных, организационных и профилактических мероприятий данного учебного заведения.

В практике профилактики правонарушений различаются методы общего, локального и индивидуального предупреждения. Общее предупреждение правонарушений используется в тех случаях, когда профилактическое мероприятие проводится в отношении более или менее широкого, неопределенного по составу круга лиц (например, проведение лекций, бесед на правовую тему). Метод локального предупреждения правонарушений используется при проведении профилактического мероприятия в отношении заранее определенной группы лиц. Метод индивидуального предупреждения применяется при необходимости перевоспитания отдельных лиц или предупреждения правонарушений отдельными лицами. Четко организованная борьба с правонарушителями в коллективе, атмосфера нетерпимости, презрения к прогульщикам, пьяницам, хулиганам, грубиянам, наркоманам, лицам, противопоставляющим себя коллективу, суровое осуждение их своими же товарищами приводят к повышению эффективности правовоспитательной работы, укреплению законности и правопорядка в коллективе.

Формируя правосознание студентов, необходимо добиваться повышения их правовой культуры, которое включает в себя не только знание права, но и отношения к правовым ценностям, установки на проявление социально-правовой активности, на развитие готовности не просто следовать правовым предписаниям, а активно реализовывать не только свои права и обязанности, но и отстаивать права других граждан. Чтобы быть на уровне постоянно усложняющихся задач общественного развития, высшая школа должна непрерывно совершенствовать формы, методы и средства правовоспитательной работы, реагировать на изменения общественных потребностей и оперативно перестраивать свою правовоспитательную деятельность по повышению правовой культуры студенческой молодежи, ибо специалист с высшим образованием должен быть человеком высокой культуры поведения, образцом для других членов трудового коллектива, особенно молодежи.

Заключение

Подводя итог, можно сделать некоторые краткие выводы.

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по передаче достижений (ценностей) в области права от одного поколения к другому. К таким ценностям относятся и правовые идеалы, и действующее законодательство, и юридическая практика, и механизмы разрешения конфликтов, и способы защиты прав и свобод.

Правовое воспитание призвано формировать у граждан высокий уровень правосознания и правовой культуры общества в целом.

Это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм.

Целями правового воспитания являются:

достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека;

повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;

создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.

Правовое воспитание неразрывно связано с правовым обучением, а точнее, правовое обучение - его основа.

Традиционными формами правовой работы с населением считаются правовой всеобуч, пропаганда права средствами массовой информации, правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями. Огромное значение в системе правового воспитания имеет выработка мер, направленных на повышение правовой культуры молодого поколения.

Список использованной литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237. - 25 декабря.

[2] Кваша А.А. Правовые установки граждан: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01/ А.А.Кваша - Волгоград. – 2002. – с.18.

[3] Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков. [Электронный ресурс]. URL: http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004 /kon1.11/sek2/2/http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon22.03/sek1/13.htm

[4] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. – М.: Юристъ, 2001. – С.623.

[5]Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: Дисс. : канд. юрид. Наук / Т.М.Почтарь. – Москва. - 2001. - С.47.

[6] Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. - 2004. - №3. – С.70.

[7] Баранов, В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В.Н.Баранов // Теория государства и права; под ред. В.К.Бабаева. - М.: изд. «Лань», 2003. - С.301.

[8] Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник / О.Ф.Скакун. - Харьков: Консум, 2000. - 691 – С.18

[9] Баранов, В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В.Н.Баранов // Теория государства и права; под ред. В.К.Бабаева. - М.: изд. «Лань», 2003. - С.492.

[10] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. – М.: Юристъ, 2001. – С.625.

[11] Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений. - М., 1979. С. - 186.

[12] Коптяев А. Проблемы правосознания молодежи в современной России // Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса. - СПб.: Институт бизнеса и права. - 2009. – С.25

[13] Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. — М, 1975.

[14] Рубинштейн С.А.. Принципы и пути развития психологии. - М.,1959. - С.158.

[15] Макаренко А.С., соч., Т.4. - М., 1957. - С.20

[16] Галимов М.М. Направленность и содержание правовоспитательной деятельности. Вестник¨ТИСБИ¨ (Татарский институт содействия бизнесу), 2000, № 4.

[17] Столяренко А.М.Прикладная юридическая психология, М., 2001.