1.3.Направления правовоспитательной работы с населением
В истории нашей страны и других стран накоплен опыт повышения правовой культуры и правовоспитания населения работой по ряду направлений. В обобщенном виде они выглядят так.
Юридическое образование — направление, обладающее наибольшими возможностями формирования высокой правовой культуры и правовоспитания. В точном смысле слова оно реализуемо лишь при подготовке юристов-профессионалов. Вместе с тем само обучение в юридическом вузе еще не гарантия их наличия у выпускников. Решающее значение имеет постановка в вузе системы работы по формированию выпускников как юристов-личностей, воспитания их. Во всех юридических образовательных учреждениях целесообразно изучать курсы общей и юридической педагогики, спецкурсы по отдельным ее разделам (например, «Криминологическая и превентивная педагогика», «Педагогика профилактической работы с несовершеннолетними и молодежью», «Правовоспитательная работа с населением», «Педагогика связей с общественностью и СМИ», «Педагогика в деятельности органов обеспечения охраны порядка и безопасности», «Педагогика в деятельности органов прокуратуры», «Педагогика судопроизодст ва», «Экстремально-юридическая педагогика» и др.). Обладающий высокой правовой культурой юрист всем стилем своей работы, ее методами, результатами оказывает правовоспитательные воздействия на граждан. Юристы должны быть инициаторами организации и повышения действенности правовоспитательной работы на местах, поддерживать общественные инициативы; опытные юристы — воспитывать молодых.
Правовое обучение (правовой всеобуч, правовое просвещение) — направление работы по формированию у населения системы знаний по разным вопросам права и правомерного поведения. Начиная с семьи и дошкольных учреждений, правовое обучение призвано заложить основы правосознания, научно достоверной картины правовой сферы общества и государства, активную правовую позицию и осознанное отношение к различным явлениям. Всем родителям и детям нужно знание Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об образовании в РФ» и др. Основой содержания правового всеобуча служат вопросы государства и права, правового государства, законодательства и законодательной политики, законности и правопорядка, роли и сущности правовой культуры и правовоспитанности. Жизненно острыми являются вопросы криминологического просвещения, понимания гражданами роли различных факторов в состоянии законности и правопорядка, причин и условий преступности и различных видов преступлений, совершенствование, локализация или устранение недостатков в этой области способны обеспечить криминологическую безопасность граждан, в том числе определить и те качества и недостатки поведения, которые превращают человека в жертву.
В наиболее основательной форме правовое обучение реализуется в школах, средних и высших профессионально-образовательных учреждениях неюридического профиля, где наряду с общей и юридической педагогикой уместно преподавание специальных ее направлений, связанных с особенностями деятельности подготавливаемых специалистов, а также принятие иных мер, о которых говорилось выше. Содержание этих предметов имеет мировоззренческое и правовоспитательное для обучающихся значение, и преподавать их должны отличные педагоги, способные своими личностными особенностями воспитывающе влиять на обучающихся.
Новые информационные технологии открывают и новые возможности. Существуют компьютерные программы «Гарант», «Консультант», «Эксперт», которые позволяют человеку достаточно быстро найти ответ на вопрос, связанный с российским законодательством.
Программа «Консультант +» предназначена для средних школ и содержит правовую информацию, которая может быть полезной и интересной для учащихся.
Правовое просвещение можно и должно осуществлять в иных формах и с дифференцированным по группам обучающихся содержанием.
Правовая пропаганда и правовое обучение (от лат. propaganda — подлежащее распространению) — вид педагогической деятельности по распространению основополагающих и актуальных идей правового государства, укрепления законности и правопорядка, необходимости правомерного поведения, о правоохранительной деятельности, борьбе с преступностью, самоотверженной, трудной и достойной уважения работе сотрудников правоохранительных органов, причинах преступности, аморальности криминальной субкультуры и др. До населения, с учетом разнообразия их категорий, должно доводиться содержание новых законодательных актов, не только путем их публикации в особых изданиях (которые большинство населения не приобретает и не читает), но и путем организации специальных занятий. Принцип незнания закона, как известно, не исключает ответственности, но нельзя сваливать на граждан обязанность самостоятельно разбираться в сотнях законов, принимаемых законодательными органами.
По сравнению с правовым просвещением правовая пропаганда более конкретна, теснее связана с освещением трудных вопросов законности и правопорядка, с формированием взглядов, убеждений и отношений к важнейшим элементам функционирования правовой сферы общества. Можно сказать, что правовая пропаганда — это преимущественно «правовое просвещение на дому и на работе», и ведется она с помощью средств массовой информации, периодической печати, лекций по месту работы и жительства, встреч работников правоохранительных органов с населением, разъяснения гражданам различных правовых вопросов.
Правовая агитация (от лат. agitatio — приведение в движение, побуждение к чему-либо) — целенаправленное распространение актуальной правовой информации в определенный момент жизни государства, общества, региона, населенного пункта, учреждения; при подготовке и проведении каких-то акций и массовых мероприятий. Она преследует цель правовоспитательного обеспечения активности и правомерности действий граждан в это время. Она носит характер информирования, объяснения порядка действий, обоснования их необходимости, практических рекомендаций по правомерному поведению и призывов к нему. Это может быть и сообщение о розыске преступника с сообщением его словесного или наглядного портрета, обращением к свидетелям какого-то происшествия или обладателям информации, полезной для раскрытия преступления. Правовая агитация может быть адресована всему населению, отдельным группам, коллективам и даже быть индивидуальной и вестись с использованием радио, телевидения, периодической печати, устно, с использованием громкоговорящих средств, листовок, настенной печатной информации и др.
Сейчас правовая агитация правоохранительных органов сильно ослаблена (за исключением, пожалуй, индивидуальной), и они, как правило, в одиночестве противостоят преступности, что сильно снижает их возможности в борьбе с ней.
Участие граждан в обеспечении правопорядка. Ценность этого направления в том, что обеспечительные педагогические меры от слов переходят к делу. Молодые люди, входящие в жизнь, и взрослые граждане включаются в активное содействие правоохранительным органам, в распространение правовых знаний, профилактическую работу, правозащитную деятельность. Включение в такую работу вносит вклад в их собственное правовоспитание, правовоспитание других и укрепление правовых основ жизни. Стоит подчеркнуть, что педагогический эффект достигается не просто фактом участия, он особенно зависит от мотивов участия, личных целей, содержания решаемых задач, форм и методов работы, условий оказания им правовой и педагогической помощи и поддержки. Нужно педагогическое обеспечение в виде специального повышения уровня правовых знаний участников такой работы, обучения методам и приемам работы, технике общения, поучительное инструктирование и разборы, создание воспитывающей атмосферы в группах.
Привлечение населения к активному участию в укреплении правопорядка давно практикуется и в России, и в других странах. После разрушения существовавшей в Советском Союзе такой системы и почти десятилетнего отсутствия ее в Российской Федерации начали приниматься отдельные меры для восстановления ее на новой концептуальной основе. Необходимо придать этому процессу масштабность, разнообразие, большую эффективность и исключить показную организационную шумиху. Помимо традиционных народных дружин, общественных пунктов охраны правопорядка заслуживает внимания организация жителями домов дежурств и патрулирований; дежурств дружин, групп по борьбе с правонарушениями в трудовых коллективах; групп содействия торговым инспекциям; участие в судебных разбирательствах в качестве заседателей и присяжных. Педагогично привлечение учащихся разных учебных заведений и детских учреждений к поддержанию дисциплины, порядка, соблюдению правил поведения как внутри их, так и на прилегающих территориях. Поучителен опыт привлечения учащихся к контролю соблюдения правил перехода улиц детьми при руководстве их деятельностью учителями или сотрудниками полиции. Мировая практика подтвердила оправданность такой работы даже в дошкольных учреждениях, где из числа детей назначались дежурные по раздевалке, умывальнику, столовой, комнате игр и др., с разъяснениями необходимости соблюдения установленных норм, значимости поручения, необходимости добросовестного и ответственного его выполнения, приданием ритуальности поручению и вызовом чувства удовлетворенности от его успешного выполнения.
Правовое самовоспитание. Каждому надо оберегать себя от конфликта с законом, ибо всегда победа будет на его стороне. Надо совершенствовать свое знание законов, своих прав и обязанностей, воспитывать привычку к соблюдению моральных норм, уважать других и вести себя культурно в общественных местах. Полезно знакомиться с данными криминологии, содержащей статистические выкладки и факты, объясняющие, как и почему жизненный путь некоторых людей приводит их в конце концов на скамью подсудимых. Уголовное наказание — всегда закономерный результат предшествующей истории жизни человека. Хорошо это проследить самим на известных историях из жизни близких или знакомых, попавших под пресс закона. На основе этого надо криминологически взглянуть на свою жизнь, оценить направления изменений, происходящие в ней и в самом себе. Полезна организация в обучаемых группах специальных упражнений по криминологическому анализу правовой социализации конкретных личностей, степени их правовой воспитанности, с тем чтобы затем оценить и себя. Продуктивны упражнения по нравственному и правовому анализу различных жизненных ситуаций (лучше взятых из своей жизни или жизни коллектива), обучение обоснованным оценкам их, а также решениям и поведению в них. Уместно использовать и криминально опасные жизненные ситуации, в которые попадает порой человек, руководствуясь мнением А.С. Макаренко: « Каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию. Не оберегать человека от вредного влияния, учить его сопротивляться.»
Для молодежи полезно взглянуть на более или менее отдаленные перспективы своей жизни. Криминологический анализ показывает, что одной из распространенных причин, приводящих молодых людей на скамью подсудимых, является праздность образа жизни, привычка жить только удовольствиями, отсутствие привычки к труду и беззаботность в вопросе о том, как и на чей счет жить дальше, во взрослой жизни, когда будет своя семья, дети. Отсутствие привычки к труду начинается с отсутствия привычки добросовестно и трудолюбиво учиться, с лени в приобретении хорошей профессии, с праздной жизни, иждивенчества. Но рано или поздно перед таким человеком возникает вопрос: «А где же достать (вариант: «еще больше») средств для жизни?» Поиск ответа может привести к мысли, что выход один — криминальный: смошенничать, украсть, ограбить. Зрелые правовые мысли, стремление быть всегда честным и совестливым перед собой, людьми и обществом побуждают к добросовестной учебе, приучению себя к труду, к гармоничному сочетанию труда и отдыха, к овладению хорошей профессией, предупреждают влияние непривлекательных сторон жизни.
Молодая и взрослая часть населения с интересом знакомятся с вопросами виктимности, показом того, как незнание способов совершения преступлений, правовая беспечность, необоснованная доверчивость и пр. приводят к тому, что они становятся жертвами преступных посягательств. Одновременно граждане вооружаются знаниями, понижающими их виктимность, и знакомятся со способами обеспечения личной безопасности.
Хорошо убеждают людей данные криминологии, показ на цифрах и фактах, как и почему жизненный путь части людей приводит их, в конце концов, на скамью подсудимых. Уголовное наказание — всегда закономерный результат предшествующей истории жизни человека. Показ на фактах позволяет человеку лучше оценить свой образ жизни, и если в нем содержатся криминологические причины, то и спрогнозировать закономерные последствия. Полезны упражнения по криминологическому анализу и самоанализу процесса и результата, достигнутого в правовой социализации конкретными личностями и самим, степени их и своей правовой воспитанности, обученности, развитости и образованности.
Педагогическое сопровождение личностной правовой социализации — специальная индивидуальная работа по прослеживанию ее хода у отдельных граждан, изменений в правовой культуре и ее компонентах, в частности — в правовоспитанности; выявление испытываемых трудностей и их причин и оказание оперативной педагогической помощи. Важным педагогическим действием в ходе сопровождения является педагогическая диагностика фактического положения дел, использование исследовательских педагогических методов для этого — познавательных бесед, анкетирования, педагогического тестирования (проверки знаний, правовых установок и ценностей, самооценки и др.), а также педагогическое прогнозирование ожидаемых изменений на основе полученных при диагнозе данных. Другое важное действие при педагогическом сопровождении — педагогическое консультирование. Это ответы на вопросы, устранение сомнений, дополнительные разъяснения, рекомендации, доказательства, опровержение ошибочных мнений и возражений, показ и т.п. Нередко при сопровождении нужны также педагогическая поддержка и помощь молодому человеку, гражданину словесными одобрениями, стимулированием, соучастием в его учебе, работе, досуге, личным примером, помощью товарищей.
Вся правовоспитательная работа призвана отличаться четким воплощением общих педагогических принципов воспитания, повышенной интересностью, эмоциональностью, яркостью, убедительностью, наглядностью, доступностью и тактичностью. Активные формы наиболее уместны, особенно практические занятия, дискуссии, диспуты, «круглые столы», вечера вопросов и ответов, а также правовых викторин, олимпиад «Знаешь ли ты закон?», школ юного юриста, устных журналов и др. Темы их могут быть таковы: «Свобода и право», «Демократия и право», «Гуманизм и право», «Закон и мораль», «Справедливость и право», «Гражданином быть обязан», «Права и обязанности», «Закон и я» и др. Проводящим правовое воспитание нужно чувство повышенной государственной и общественной ответственности, личная примерность и авторитет, хорошая психолого-педагогическая подготовленность, владение методикой воспитательной работы. Люди такими не рождаются, поэтому руководителей занятий надо усиленно и постоянно готовить хотя бы на муниципальном уровне, при юридических и педагогических факультетах образовательных учреждений.
Правовоспитательной работе нужны специальные интенсивные педагогические технологии. Опыт нашей страны последних 30—40 лет показывает, как мало пользы от шумихи и суеты вокруг этой работы, насколько малоэффективны трафаретные формы и методы работы, как не соответствуют большие затраты сил и средств достигаемым небольшим результатам. Разработка специальных технологий — одна из актуальнейших задач педагогической теории и практики.
1.4. Факторы, влияющие на правовоспитанность граждан[17]
Сущность и классификация факторов. К социальным факторам в широком смысле относятся все обстоятельства, события, условия, меры, процессы и т.д., оказывающие какое-то влияние на жизнь общества, граждан. Они же оказывают влияние на правовую систему и правовую психологию. По своей природе они делятся на две группы:
• социально-психологические факторы - все виды социально-психологических явлений, закономерностей и механизмов;
• психологически-значимые социальные факторы.
Их собственная природа не психологическая (экономическая, политическая, финансовая, правовая, управленческая и др.), но они, воздействуя на людей, по законам отражения детерминируют психические явления в группах и у отдельных личностей.
По тесноте связи с непосредственными причинами, определяющими состояние правопорядка в обществе, конкретном регионе, на территории административной единицы (области, города, района, населенного пункта и др.) факторы делятся на: фоновые, правовые, криминогенные и криминальные. Их совокупности, характерные для жизни общества, социальных групп, трудовых и служебных коллективов, бытовых групп, отдельных граждан, образуют систему факторов, в значительной степени определяющих правовую психологию. Фоновые факторы. Эта группа факторов присуща всему обществу и придает общность разным регионам, территориям и административным единицам, доходя до каждого села, квартиры, человека. Фоновые факторы особенно разнообразны по своей природе, действует устойчиво. Фоновыми они названы потому, что выступают как бы фоном всей специальной работы по укреплению законности и правопорядка, но не входят в нее.
К числу фоновых социально-психологических факторов, влияющих на правовую психологию людей, относятся:
• менталитет народа, его представления о жизненных идеалах, патриотизме, способах удовлетворения своих потребностей, государственности, о власти; традиции, обычаи, стереотипы социальных ожиданий и ориентации и др.;
• общественная психология, характерная для населения страны, региона, населенного пункта, группы:
• господствующие общественные мнения, настроения, чаяния, стремления;
• отношение населения к происходящим в стране радикальным процессам и изменениям;
• психологические особенности господствующего образа жизни и степень удовлетворенности им;
• особенности опыта общественной жизни в условиях гуманизма, демократии и свободы;
• сфера общественной психологии, порождаемая особенностями рыночной экономики;
• взаимоотношения между различными ветвями власти и качество их взаимодействия;
• психология людей и групп, работающих в органах государственной власти, проявляющаяся в их деятельности, и др.;
• авторитет государственной власти;
• психологическая контактность (близость) власти и народа, оценка ее в общественном мнении народа;
• отношение населения к происходящим в стране процессам и изменениям;
• уровень социальной культуры и активности населения, степень его участия в общественном обустройстве и экономическом развитии;
• взаимоотношения между различными группами населения;
• социализация подрастающего поколения в ее психологических особенностях и условиях;
• уровень духовности населения и взаимоотношения между разными религиозными конфессиями.
Подгруппу психологически значимых фоновых факторов образуют:
• общественная и политическая жизнь России, региона, города, населенного пункта, социальной группы;
• состояние экономики и уровень жизни населения;
• деятельность органов государственного и муниципального самоуправления;
• прочность института семьи;
• состояние системы образования и науки;
• вся система работы с населением и особенно с подрастающим поколением;
• деятельность средств массовой информации, во многом определяющая общий морально-психологический климат жизни населения, господствующие общественные мнения, убеждения, настроения, интересы, представления о перспективах жизни, устремления, порождающие определенные отношения, желания, поступки и деятельность граждан;
• исторические, этнические, культурные, национальные, религиозные и иные особенности населения, его быта, сознания, образа жизни, морали, традиций, нравов, привычек, социальных ориентации и способов проведения досуга;
• многое другое.
Подобно тому, как общественное бытие определяет общественное сознание, так оно определяет и правосознание. Вполне подходит здесь и формула: правовая психология есть совокупность общественных отношений. Как общество творит людей, как люди творят друг друга, в том числе и правосознание, так и люди творят общество, законность и правопорядок. Как основы последних, так и причины преступности лежат в сфере этих фоновых факторов. Американский исследователь И. Анденес отмечал, что неверие в честность политического руководства и правоприменительных органов, уроки того, что правительство продажно, беззаконие — путь к богатству, честность — заблуждение, а нравственность — капкан для простаков — вот основа отсутствия уважения к праву и склонности к общественно опасным действиям. .[11]
Роль фоновых факторов в реальном состоянии правовой психологии людей, законности и правопорядка подчеркивает важнейшее значение и высочайшую ответственность высших государственных законодательных и исполнительных органов, а также соответствующих им структур на местах. Наличие у них мудрости выражается в способности предвидеть юридико-психологические последствия осуществляемых радикальных перемен и масштабных мер, заблаговременно оценить, облегчат ли они задачу укрепления законности и правопорядка, без которой такие перемены и меры «не идут», или осложнят ее решение, и упреждающе принять надлежащие меры по юридико-психологическому и правоохранительному обеспечению их.
К сожалению, начиная с середины 80-х годов наша государственная мудрость была в рассматриваемом плане не на высоте и криминальная революция, возникшая в нашей стране, спада которой пока не наблюдается, — неопровержимое тому доказательство. Видимо, есть два психологически обоснованных практических направления работы, которые заслуживают неотложного воплощения:
- включение в систему подготовки, образования и работы с кадрами государственной и муниципальной службы, государственных образований и частных структур, деятельность которых оказывает фоновое влияние на правовую психологию населения и правовую социализацию подрастающего поколения, подготовку по вопросам юридической психологии;
• введение практики юридико-психологического обеспечения законо- и нормотворческой, а также текущей деятельности персонала упомянутых структур, решения задач и проблем. Это осуществимо путем создания специальных служб или обращения к специалистам по юридической психологии за консультациями и помощью, использования психологической экспертизы и аудита. Понимание основополагающего влияния фоновых психологических факторов на правовую психологию, состояние законности и правопорядка отнюдь не прибавляет оптимизма работникам органов правоохраны. Недостатки в них в основном вне компетенции этих органов. Однако и их возможности велики, потому что имеются региональные и местные особенности фоновых факторов. Все они нуждаются в понимании и обеспечении адекватными правовыми мерами. Кроме того, есть и другие группы факторов, влияющих на правовую психологию и правовую социализацию населения, влияние на которые в основном и даже исключительно в компетенции органов правоохраны и их персонала.
Правовые факторы. Они непосредственно связаны с правовой системой, ее урегулированностью и состоянием, целенаправленной деятельностью юридических органов, общественных формирований и частных структур, функционирующих в интересах укрепления законности и правопорядка.
Подгруппа социально-психологических правовых факторов включает:
• психологические свойства, механизмы, эффективность всей системы правового регулирования,
• психологию персонала, коллективов всех законодательных, правоохранительных и правоисполнительных органов (юстиции, судов, полиции, внутренних войск, таможни, органов, исполняющих наказания и др.),
• психологию личностей работников органов правоохраны;
• уровень юридико-психологической подготовленности персонала органов правоохраны;
• уровень юридико-психологической подготовленности и работы руководителей и сотрудников кадровых аппаратов органов правоохраны с его персоналом;
• уровень психолого-юридической подготовленности выпускников юридических образовательных организаций, не ограничивающейся знанием психологии судебной деятельности, а обладающей целостной психологической концепцией психолого-юридической работы;
• эффективность юридического образования и степень правовой сформированности выпускников как личностей, отвечающих цивилизованным требованиям современной юридической деятельности;
• социальное восприятие, оценку населением правильности построения и степени успешности деятельности правовой системы;
• степень одобрения населением правовых установлений, направленных на борьбу с преступностью;
• мнение населения о состоянии законности, преступности, об уровне защищенности граждан от чиновничьего произвола и криминала;
• мнение населения об уровне действенности законодательства и правопослушности тех, кто призван его строго исполнять и защищать права граждан;
• общественное мнение граждан по вопросам эффективности деятельности правоохранительных органов, о людях, работающих в них, их коррумпированности и честности;
• авторитет всех органов правоохраны и профессии их работников у населения;
• взаимоотношения и общение персонала органов правоохраны с населением;
• степень веры граждан в возможность встретить человеческое отношение, понимание и защиту от правонарушителей у работников юридических органов, вынесенное из опыта обращений к ним;
• психологию стихийного правовоспитания в бытовых объединениях и сообществах, в молодежной среде;
• психологические особенности связей органов правоохраны с населением;
• наличие и эффективность функционирования психологических служб в различных ведомствах, решающих юридические задачи и оказывающих психологическое влияние на население, и др.
Подгруппа собственно правовых факторов, влияющих на правовую психологию, выглядит следующим образом:
• совершенство и надежность функционирования всей правовой системы;
• совершенство законодательства, его адекватность состоянию общества и правопорядка, реалистичность, отсутствие признаков «левацкого» забегания вперед или отставания от требований времени;
• уровень законности в работе самих юридических органов и их представителей;
• уровень реализации психолого-педагогических функций в управленческой и юридической работе всех категорий работников органов правоохраны;
• наличие и эффективность организованных и эффективных систем правового развития граждан, управления правовой социализацией, правового всеобуча, правовой пропаганды;
• уровень правового воспитания в семьях и бытовых общностях;
• уровень работы общеобразовательных школ, внешкольной работы, воспитания школьников, наличия и эффективности работы по их правовому обучению и воспитанию, то же - в дошкольных учреждениях;
• степень усилий, организованности и успешности деятельности органов правопорядка по укреплению законности, защите прав и свобод граждан, реализации принципа неотвратимости наказания;
• эффективность всех направлений работы по профилактике правонарушений и преступлений, особенно среди несовершеннолетних и молодежи;
• психолого-педагогическая эффективность системы исполнения наказаний и постпенитенциарной работы по профилактике рецидивной преступности;
• уровень правовой работы в трудовых коллективах по укреплению дисциплины, ответственного отношения к делу, строгому выполнению нормативных требований в производственном процессе и выполнению обязательств перед государством и другими коллективами;
• психолого-педагогическая компетентность всех лиц (государственного аппарата, образовательных учреждений, дошкольных, частных и др.), участвующих в юридико-психологической и юридико-педагогической работе с подростками, молодежью и другими категориями населения;
• педагогическая подготовленность сотрудников кадровых аппаратов, отделов профессиональной подготовки, начальников и командиров, преподавательского и командно-административного состава юридических органов и образовательных учреждений, а также работников их пресс-центров и подразделений по связям с общественностью, руководителей занятий по служебной подготовке и др.;
• степень представленности в персонале юридических органов лиц с базовым психологическим и юридическим образованием.
Все эти факторы в зависимости от своих характеристик положительно или отрицательно, но всегда реально и сильно, сказываются на правовой психологии населения и состоянии законности и правопорядка. Особенно заметно это в масштабе субъекта федерации, населенного пункта, группы. Бывает даже, что при наличии недостатков в них они становятся непосредственной причиной или условием совершения правонарушений. Оптимизация этих факторов — во власти и возможностях руководства территориальных юридических органов и местной власти.
Криминогенные факторы. Эти факторы непосредственно способствуют зарождению и развитию правонарушающего поведения. Практически почти все они обусловлены слабостями позитивных мер и работы по упрочению правовой психологии общностей и отдельных личностей.
В подгруппе социально-психологических по своей природе факторов в качестве криминогенных выступают:
• низкая психологическая воздейственность правовой системы, системы законодательства, «пробелы» в нем, отставание законотворчества от фактических изменений в обществе;
• низкая психологическая действенность всей системы правовоспитательной работы, разрушение старой, социалистической, и запаздывание с созданием новой, отвечающей реальностям свободы, прав, демократии в современном обществе;
• правовой нигилизм, падение авторитета норм права у значительной части населения;
• падение престижа честного труда;
• социально-психологические напряжения и недовольства, вызываемые различными недостатками в жизни российского общества, в работе органов государственного управления, органов правопорядка, состоянием борьбы с преступностью;
• недовольство населения безнаказанностью явно противоправной деятельности отдельных граждан или организаций (финансовых пирамид, строительных организаций и т.п.);
• недовольство населения плохой работой с жалобами, заявлениями, исками граждан в государственных органах и судах;
• заразительность для части населения примеров быстрого и легкого обогащения людей с низким уровнем образованности, культуры и нравственности, наживших состояния явно нечестным путем;
• обостренные взаимоотношения между различными группами населения (социальными, профессиональными, национальными, религиозными и др.);
• падение авторитета органов правопорядка;
• низкая эффективность мер по профилактике криминальных деформаций правовой психологии отдельных групп населения и граждан;
• тревожные слухи, возбужденная толпа, паника и др.
К числу непсихологических криминогенных факторов можно отнести:
• снижение уровня общественной морали;
• феномен «бизнеса власти», связанный с фактическим богатством жизни людей, находящихся у власти, обилием различных льгот и привилегий у «слуг народа», богатством услуг, возможностями получения квартир, обогащения путем лоббирования чьих-то интересов, злоупотребления властью при полной безнаказанности, обеспеченной безграничной неприкосновенностью, доходящей для абсурда;
• широкое распространение рэкетирства, шантажа, вымогательства, запугивания, психологического насилия, в том числе в сфере судопроизводства;
• криминализация и сексуализация досуга, искусства, видеорынка, телевизионных передач: культ силы и насилия, жестокости, неуважения к человеку; пропаганда необходимости самозащиты любыми средствами, мести, самосуда; распространение уголовного жаргона, песенок на уголовный манер; социальная дифференциация молодежных групп по образцу уголовных, «дедовщина»; идеализация жизни удачливых преступников и их «благородных» качеств; подмена слов родного языка «красивыми» иностранными словечками, прикрывающими и романтизирующими омерзительную сущность преступной деятельности («киллер», «рэкетир» и др. вместо русских слов «убийца», «вымогатель», «подонок» и др.), засорение языка словами и словесными оборотами, почерпнутыми из уголовного жаргона, и др.;
• повсеместная бесхозяйственность, слабая защищенность ценностей;
• распространение пьянства и наркомании;
• увеличение числа лиц без определенных занятий, места жительства, безработных;
• низкий уровень раскрываемости преступлений;
• коррупция в органах государственного управления и органах правопорядка;
• политический экстремизм и религиозный фанатизм;
• слабости системы воспитания подрастающего поколения и взрослых, особенно нравственного, правового, трудового, патриотического, семейного, культурного;
• слабости системы внешкольного воспитания, по месту жительства;
• распространение фактов педагогической запущенности и безнадзорности несовершеннолетних, юношей и девушек;
• отсутствие пропаганды здорового образа жизни и воспитания молодежи, всего населения;
• слабая психолого-педагогическая эффективность воспитания персонала юридических органов в духе строжайшего соблюдения законности;
• недостаточный уровень психолого-педагогической подготовленности персонала органов правопорядка;
• снижение массовости и активности участия населения в работе общественных формирований социально-педагогического и профилактического профиля;
• распространение по стране оружия;
• крупные пожары, стихийные бедствия, чрезвычайные обстоятельства и др.
Можно привести еще десятки факторов криминогенного характера.
Криминальные факторы. Эти факторы относятся к криминальному миру и активно обусловливают весь криминал, испытывают на прочность правовые устои общностей и отдельных граждан, вербуют новых рекрутов криминального мира. Это:
• криминальная деформированность правосознания, потребностей, нравственности, криминальная «образованность» личностей, занимающихся преступной деятельностью;
• криминальная субкультура, каждодневно и стихийно углубляющая антиправовую психологию членов преступных группировок;
• целенаправленная деятельность авторитетов преступного мира и организованной преступности по криминализации психологии молодых правонарушителей, повышению их «криминального профессионализма», психологически расчетливому воздействию на граждан с неустойчивой правовой ориентацией и постепенному вовлечению их в преступный образ жизни, криминализации «массовой культуры», модной у нынешней молодежи;
• коррумпирование представителями преступного мира части должностных лиц, чиновников, личного состава МВД, работников судов и прокуратуры, органов юстиции с неустойчивой и слабой правовой устойчивостью методами соблазна, подкупа, сбора компромата, шантажа, запугивания и др.;
• взаимоотношения преступных групп и преступных «авторитетов», приводящие к «разборкам», и др.
В итоге можно сказать, что все факторы:
1) находятся в числе причин и условий, определяющих состояние законности и правопорядка в обществе, в регионе, городе, районе, а также правомерное или противоправное поведение групп населения и отдельных личностей. Можно сказать, что преступность — это не только социальное, криминологическое, но и психологическое явление;
2) выступают важным условием деятельности личного состава органов правоохраны и одной из причин, влияющих на ее успешность;
3) нуждаются в тщательном и постоянном изучении, оценке, использовании в деятельности государственных, законодательных, правоприменительных и правоисполнительных структур; информации о них (психологической информации) — важных видах криминологической, оперативной, служебной, управленческой, кадровой и другой информации, необходимой для правильной оценки обстановки, принятия мер, прогнозирования и планирования; без нее трудно рассчитывать на успех в укреплении законности и правопорядка;
4) выступают особым предметом правового и юридико-психологического воздействия (регулирования, оптимизации, изменения, нормализации и пр.), содержащим большие резервы улучшения всей работы по укреплению законности и правопорядка;
5) предъявляют особые требования к профессиональной подготовленности персонала правоохранительных органов, профессионально-психологической подготовленности;
6) нуждаются в комплексном, всестороннем и постоянном учете в деятельности правоохранительных органов, что оптимально может быть достижимо созданием системы профессионально-психологического обеспечения.
- Лекция «Правовое воспитание населения» Вопросы:
- Вопрос 1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее.
- 1.1 Понятие и сущность правового воспитания
- 1.2 Механизм, формы и методы правового воспитания
- 1.3.Направления правовоспитательной работы с населением
- Вопрос 2. Народная педагогика и правовоспитание.
- Вопрос 3. Правовое воспитание несовершеннолетних и молодежи:[16]
- Вопрос 4.Психолого-педагогические средства правовой социализации личности. Механизмы правовой социализации личности. Причины дефектов в правовой социализации личности.
- Вопрос 5. Структура и классификация правосознания. Психолого-педагогические условия эффективного функционирования правовых норм