Программа танца. Композиционный план. Сценарий. Либретто.
Создание хореографического произведения начинается с рождения замысла. Замысел обязательно должен включать в себя тему и идею будущего произведения.
Возникший замысел воплощается в программе. Программа является первым звеном в цепи творческих процессов, предшествующих появлению нового хореографического произведения.
Программа содержит подробное изложение сюжета, последовательное описание событий спектакля с указанием времени, места действия и социальной среды, развёрнутую характеристику основных образов, чёткого обозначения основного конфликта и расстановку борющихся сил.
Непременное условие создания программы – владение законами драматургического построения действия, ясное и чёткое определение основных пунктов его развития.
Приступая к разработке программы балетмейстер прежде всего определяет жанр, в котором она будет решаться. В искусстве существуют различные жанры: трагический, героический, сатирический, комедийный и д.р.
Замысел определяет форму танца. Она бывает различной: сольная пляска, дуэтная, групповая и др. Нужно выбрать такую, которая соответствовала бы замыслу и давала широкие возможности для выражения идеи задуманного номера.
Выяснив все эти моменты, можно приступать к сочинению действия танца, его драматургии: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки.
Разрабатывая программу танца, важно сделать так, чтобы каждое последующее действие по своей яркости, силе воздействия, выразительности было сильнее предыдущего.
Единство содержания, формы, драматургии всегда должно быть в центре внимания постановщика. Чем детальнее разработает он драматургию, тем полнее и убедительнее будет донесена до зрителя тема и идея замысла. В период работы над сочинением содержания танца – его программой, постановщик намечает все действия персонажей на основе жизненной логики, разрабатывает драматургию сценического воплощения танца. Так возникает балетмейстерское решение танца, которое оформляется в виде композиционного плана – это музыкально-хореографический сценарий, в котором в органическом единстве разработано драматургическое развитие содержание танца с подробным решением конкретных хореографических форм его воплощения.
В композиционном плане содержаться следующие сведения:
время и место действия танца
обстановка, в которой возникает действие
описание декораций, при необходимости
подробно излагается по законам драматургии всё действие танца с характеристикой и обоснованием поступков действующих лиц
последовательно описанная экспозиция, завязка, ступени развития действия, кульминация, развязка.
указывается предположительный характер хореографической формы танца (монолог, дуэт, хоровод, кадриль, перепляс и др.)
отмечается характер музыки, её темп, размер
делается точный хронометраж всего танца в минутах и отдельных эпизодов в секундах с указанием примерного числа тактов музыки, характера её звучания.
Иногда композиционный план называют сценарием (итал. сцена) – словесный проект балетного спектакля, содержащий изложение его главных событий (сюжета), идеи, конфликта. Сценарий служит основой для создания музыки и постановки будущего произведения.
Сценарий не только составная часть хореографического произведения, но и особый род литературы.
Либретто – (итал. libretto- книжечка) – изложение сюжета балета в программке спектакля, которая помогает зрителю понять происходящее на сцене действие.
- Основные законы драматургии и их применение в хореографическом произведении.
- Программа танца. Композиционный план. Сценарий. Либретто.
- Балетмейстер и сфера его творческой деятельности.
- Хореографический текст – составная часть и выразительное средство хореографической композиции.
- Хореографический образ.
- Рисунки танца.
- Музыка – основа драматургии хореографического произведения.
- Музыкальный материал – важнейшая основа работы над хореографическим произведением
- Взаимосвязь лексики с драматургией. Сюжетный танец. Развитие действия в сюжетном танце.