logo
Лекции

Балетмейстер и сфера его творческой деятельности.

Балетмейстер – мастер танца, постановщик танца.

Балетмейстеры работают в оперно-балетных театрах, а также в муз.комедии, на эстраде, в ансамблях классического и народного танца соединяют бальные танцы. Одни балетмейстеры создают характерные произведения, другие репетируют, ведет педагогическую работу.

Балетмейстеры подразделяются на 4 типа:

  1. Сочинитель

  2. Постановщик

  3. Репетитор

  4. Реставратор

Бал-тер сочинитель – будит воображение зрителей, создавая хореографические образы, он является автором произведения.

Бал-тер постановщик – переносит точность текста произведения; доносит до зрителя мысль произведения. Он ставит уже готовое произведение.

Бал-тер репетититор – репетирует, отрабатывает произведение.

Бал-тер рестовратор – восстанавливает забытые номера по записи, хореографической литературе, встречами с бывшими исполнителями.

Балетмейстер должен (знать) обладать знаниями (но и иметь дарование), боготейшей фантазией, иметь хорошую зрительскую память, должен мыслить характерными образами, хорошо знать хореографическую музыку, живопись, скульптуру. Должен быть хорошим режиссером и педагогом.

Балетмейстер должен уметь работать с композитором, художником, гримёром.

Балетмейстер должен видеть «всё» и мгновенно анализировать. Должен уметь показать любое движение, жест, позу.

Балетмейстер является художественным руководителем и определяет идейно-эстетическое направление всей художественной жизни коллектива. От его мировоззрения и эстетических позиций зависят направления творчества.

Балетмейстер – это человек высокой культуры и глубоких знаний, в совершенстве владеющий основами профессионального мастерства.

Балетмейстер не только художественный, но и идеологический руководитель коллектива, его воспитатель. От зрелости мировоззрения балетмейстера, его мировоззрения зависит идейно-творческий план работы коллектива.

Источники содержания и выразительные средства народной хореографии.

Руководителю самодеятельного танцевального коллектива важно хорошо знать источники содержания и выразительные средства народной хореографии. Прежде всего они возникают в окружающей действительности, рождаются идеями, потребностями к интересам, которыми живет народ.

Отметим самые основные источники:

  1. Трудовая деятельность (человека) народа – трудовой процесс, отдельные его этапы, взаимопонимание людей в труде, отношение к труду, к его продуктам ( «бульба», «ленок» ).

  2. Природно-климатические условия, различные явления природы Человек, наблюдая окружающую природу, часто прибегает к ее образам, пластике для создания худ. образа человека («Утушка», «Сосенка», «Травушка»).

  3. Жизненный уклад народа, его нравы, мораль, этика, которые находят отражение в танце, передаются показан. Условного игрового характера взаимоотношений. Эти танцы выражают сложившиеся в народе представление и понятие об отношениях между людьми. К танцам этой группы относятся кадрили, игровые пляски, хороводы («Давыдковская кадриль», «Шестера», «Субботка»).

  4. Сфера домашнего хозяйства. Человек в этой повседневной жизни постоянно имеет дело с какими-то предметами обихода, инструментом. Он часто изображает их в своем творчестве для воспроизведения атмосферы окружающей жизни («Плетень», «Капустка», «Сени», «Улица»). Уже само название говорит о том, что лежит в основе их образности, пластики, настроения.

Разбор танца по записи

В нашей стране Создан большой фонд хореографической литературы, в нём много произведений, способных украсить репертуар танцквальных коллективов художественной самодеятельности.

Работа над постановкой танца по записи значительно обогощает руководителя. Он знакомится с опытом ведущих мастеров, культурой других народов, расширяет свои знания в области хореографии. Каждая запись танца состоит из 4-х частей.

В I-ой части даются основные сведения о танце: название, указывается автор музыки, музыкальный размер; описание костюма, а также реквизит, аксессуары.

I-я часть – общее представление о танце.

II-я часть – описание композиции (делается от зрителя).

Здесь сообщается: как движутся исполнители по сценической площадке. Описание композиции делится на фигуры. Каждая фигура разбита на такты.

Для облегчения разбора записи (также от зрителя) сделаны обозначения частейи детали сценической площадки.

Сцена состоит из 3-ёх условных частей. Углы её на первом плане называются нижними, а в глубине на сцене на 3-ем плане – верхние. Пространство сцены перед занавесью – авансцена. Точка равноудалённая от углов – центр сцены.

Танцующие в записи обозначаются значками: девушки – полукругом , мальчики – треугольником . Перемещение по сцене обозначается стрелками, сплошными или пунктиром.

III-я часть - описание танцевальных движений, которое начинается с его названия или порядкового номера. После названия написано исходное положение, которым начинается движение. Каждое движение описано в соответствии с ритмом, в котором оно исполняется.

IV-я часть – нотное приложение.

Разбор танцевальных движений – руководитель читает описание движения, на счёт «раз» и исполняет его, затем на счёт «и» и сразу же исполняет движение на счёт «раз» и «и». После чего добавляет движение, исполняя на счёт «два» и т.д.

О характере выразительных средств

Содержание танца передаётся с помощью богатейшей палитры выразительных средств, Созданных каждым народом на протяжении веков. Руководителю-постановщику важно знать, что составляет лексику народного танца, каковы его выразительные средства, как ими пользоваться.

Танцевальная лексика (или движения) подразделяются на 3 вида:

  1. Действенные

  2. Ассоциативные (или изобразительно-подражательные)

  3. Традиционные

Действенные движения.

Движения в танце имеют условный, обобщённый характер, как бы отвечают на вопрос, что делает человек: собирает виноград, косит траву, сеет лён, зовёт, приглашает. С помощью этих движений можно «читать» танец, понять, о каких действиях человека в нём рассказывается. Такие движения назыв. «действенными» - т.е. выражающими конкретное действие.

Ассоциативные или изобразительно-подражательные.

Множество движений народных танцев и плясок образно передают различные понятия, представление, условности, Существующие в реальной жизни. В них проявляется способность человека подражать окружающей действительности, воспроизводить её. Для восроизведения в танце традиционных символов, понятий, представлений, часто прибегают к ассоциациям, используя изобразительно-познавательные движения. Так, русский народ обобщил понятие о женской красоте в образе лебедя, представление о задире-забияке в образе пастуха, о девичьей прелести и скромности в образе берёзки.

Важно отметить, что изобразительно-подражательные движения народного танца никогда полностью не воспроизводят и не могут воспроизвести то явление, которое они передают. Они показывают лиши наиболее характерные черты, выполняя задачу создания необходимых ассоциаций с действительностью. Поэтому они называются ассоциациями – способствующими созданию пластически образного выражения содержания русского танца.

Традиционные.

Мы часто видим, что танцоры пляшут от души, они не испытывают каких-то действий, не воспроизводят какие-то явления, а пляшут передавая характер, своё мироощущение, качества которыми они стремятся обладать: силу, ловкость, мужество, чувство собственного действия. Движения эти пришли из глубины веков, подавляющее большинство их в далёком прошлом имело действенный или ассоциативный характер (участие в охоте, занятие земледелием).

Но стечением времени, в связи с изменением в жизни народа, эти танцы теряли жизненную необходимость, их лексика постепенно утрачивала свою действенную смысловую основу. Действенный и ассоциативный характер сменился выражением эмоциональности, настроения, чувств человека. В связи с тем, что такие движения пришли с глубины веков и исполняются в каждом народном танце, их называют традиционные.

Многие из них имеют народные названия, которые в какой-то мере обозначают их образную основу, а иногда технику исполнения («ходы», «ковырялочка», «присюд»).

Следует отметить, что когда мы покорим «танцевальные движения», то подразумеваем гармонию движения ног, рук, головы и корпуса, выражающие образ, действия, чувства. К выразительным средствам народного танца относятся ещё танцевальные жесты, позы, лексика, танцевальное исполнение, рисунок танца.