logo
Панасюк Екатерина Андреевна курсовая работа к с

Глава 2. Экспериментальное исследование развития способов создания творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

2.1 Организация и методы экспериментальной работы

2.2 Содержание формирующего этапа психолого-педагогического эксперимента

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей. Она воспитывает интерес и любовь к прекрасному, развивает эстетические чувства. Искусство раскрывать богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений; с ее помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями. Изобразительная деятельность является благоприятным фактором для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Оно способствует становлению познавательной и нравственной сферы, и, что особенно важно, формирует творческую личность.

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Анализ литературы и состояние практики в ДОУ Ишима позволили выявить противоречия:

- необходимостью определения условий развития воображения дошкольников и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической практике на базе детского сада;

- требованиями современного общества к воспитанию креативной личности, пониманием значимости развития воображения детей и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий формирования у дошкольников качеств креативной личности.

Противоречия определили проблему исследования: можно ли формировать способы создания образов воображения у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности?

Проблема исследования конкретизирована в теме исследования «Формирование способов создание образов воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».

Объектом исследования являются способы создания образов воображения у детей подготовительной группы ДОУ.

Предмет исследования: организация работы по формированию способов создания образов воображения у детей подготовительной группы в изобразительной деятельности.

Цель работы: изучить особенности и возможности формирования способов создания образов воображения у детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Гипотеза исследования.

Задачи исследования.

  1. раскрыть особенности развития воображения детей дошкольного возраста;

  2. определить особенности изобразительной деятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;

  3. выявить критерии и уровни развития творческого воображения детей дошкольного возраста;

  4. провести экспериментальную проверку форм, методов и средств для формирования способов создания образов воображения у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности;

Методологическая основа исследования: представления Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, А.Я. Пономарева, Л.М. Фридмана, С.Л. Рубинштейна и др. о понятии, видах воображения, способов создания образов воображения; исследования О.М.Дьяченко, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, Т.А.Репиной, Е.Е.Кравцовой, В.Т.Кудрявцева, Е.Е.Сапоговой и др. об особенностях развития воображения в дошкольном возрасте; положение об изобразительной деятельности как средстве развития творческого воображения Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, А.А.Мелик-Пашаева, З.Н.Новлянской, Ю.А.Полуянова и др.

Методы исследования:

- теоретический анализ проблемы;

- формирующий эксперимент (в форме развивающих игр и упражнений с детьми старшей группы);

- констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление индивидуальных особенностей развития воображения и фиксацию результатов, достигнутых после проведения развивающих занятий;

- методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

База исследования: исследование проводится на базе ДОУ «Детский сад №1 г. Ишима.

Этапы исследования:

– Первый этап-констатирующий: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определение цели, гипотезы, задач, методики опытно-поисковой работы.

– Второй этап-формирующий: разработка и реализация нетрадиционных форм и методов работы с детьми.

– Третий этап-обобщающий: включает в себя обработку и систематизацию материала, полученных результатов, оформление исследования.

Практическая значимость: разработанный комплекс занятии по изобразительной деятельности для формирования у детей старшего дошкольного возраста способов создания образов воображения, может применяться воспитателями; педагогами дополнительного образования.

Структура работы: исследование состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы (количество источников), приложения. Общий объем работы ____стр. печатного текста.