Цели и задачи учебной дисциплины
Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел является одной их профильных дисциплин, изучаемых в Московском университете МВД России. Изучение данной дисциплины является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки кадров в МВД, в том числе и в системе общественно-государственной подготовки, охватывающей все категории сотрудников органов внутренних дел.
Целевая направленность курса состоит в формировании, развитии и закреплении у курсантов и слушателей ценностного восприятия к мира, освоении основных вех исторического развития морали, представления о базовых этических теориях, в воспитании любви к полицейской профессии, профессионального отношения к избранному делу, профессиональной чести и профессионального долга, умения объяснить нравственную престижность труда в органах внутренних дел и находить пути предотвращения профессионально-нравственной деформации.
Преподавание учебной дисциплины призвано обеспечить:
глубокое изучение этических знаний, лежащих в основе профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел;
уяснение нравственных ценностей службы в органах внутренних дел и особенностей их проявления в деятельности различных служб и подразделений;
обучение элементам межличностного повседневного общения, в том числе с разными категориями граждан;
формирование навыков соблюдения служебного этикета в конкретных жизненных ситуациях;
знания и умения организовать нравственное формирование и самовоспитание сотрудников ОВД
Преподавание дисциплины направлено на воспитание гражданской зрелости и высокой общественной активности, формирование нравственной и правовой культуры, уважения к закону и бережного отношения к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высокого нравственного сознания, гуманности, твердости моральных убеждений, чувства долга, ответственности за судьбы людей и порученное дело, принципиальности и справедливости в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой воли и настойчивости в исполнении принятых правовых решений, чувства нетерпимости к любому нарушению закона в профессиональной деятельности, знания этических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку, обществу и окружающей среде.
В результате изучения дисциплины курсанты и слушатели должны:
иметь представление:
об основных этических понятиях и категориях;
о происхождении, структуре, закономерностях развития и значении морали;
о содержании основных деонтологических документов полиции США и ряда стран Западной Европы;
знать:
на достижение каких целей (задач), как ближайших, так и стратегических, направлена деятельность органов правопорядка и связанные с этим трудности и лишения в службе и личной жизни сотрудников;
особенности профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел;
содержание и смысл каждого положения Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД;
этические аспекты (нравственную специфику) деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел;
основные международные и российские нормативно-правовые акты, составляющие правовой (юридический) фундамент профессиональной морали сотрудников;
соотношение моральных, правовых и организационно-управленческих норм в деятельности сотрудников;
сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления;
возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности;
основные требования этики служебных отношений, а также служебного и общегражданского этикета;
систему нравственного воспитания в ОВД;
сущность и специфику морального фактора в деятельности органов внутренних дел.
уметь:
этически мыслить и нравственно поступать;
распознавать добро и зло с позиции профессиональной морали;
относиться к каждому человеку как к высшей ценности;
осуществлять выбор с точки зрения этики и морали, целей, средств и методов профессиональной деятельности, норм поведения в конкретных ситуациях;
оценивать факты и явления профессиональной деятельности не только с правовой, но и с нравственной точки зрения;
приобрести навыки:
соблюдения правил служебного этикета;
интеллигентного общения с людьми в различных условиях;
организации нравственного воспитания и самовоспитания;
обладать:
обостренным чувством служебного долга, нравственной чистоплотности, чести и патриотизма;
способностью принимать ответственные решения в любых ситуациях;
навыками моральной оценки, служебной деятельности и поведения сотрудников.
Содержание учебной дисциплины «Профессиональная этика» тесно связано с содержанием таких дисциплин, как «Философия», «Культурология», «Психология», «Педагогика», «Административная деятельность органов внутренних дел», «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел». В ходе изучения дисциплины учтены также межпредметные связи с другими юридическими дисциплинами и дисциплинами специализации, изучаемыми в Московском университете МВД России.
Структура и логика курса обеспечивают системное изложение содержания дисциплины и способствует ее успешному усвоению.
На изучение учебной дисциплины отводятся 50 аудиторных часов. Завершается курс сдачей курсантами и слушателями итогового устного экзамена.
Перед экзаменом все курсанты сдают рефераты по избранной теме. Курсанты и слушатели не сдавшие рефераты к экзаменам не допускаются.
- Введение
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Тема 21. Мораль в жизни общества
- Тема 3. Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд
- Тема 4. Категории профессиональной этики сотрудников овд
- Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности
- Тема 6. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор и антикоррупционное поведение.
- Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд.
- Литература для подготовки и проведения деловой игры:
- Порядок подготовки и проведения деловой игры.
- Варианты ситуаций для работы комиссий
- Тема 8. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел
- Тема 9. Нравственное формирование личности сотрудника овд
- Тема 10. Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в овд
- Примерное распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
- Тематика рефератов, контрольных работ
- Темы рефератов по учебной дисциплине «Профессиональная этика» для очной формы обучения
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену