Тема 8. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел
Семинар – 4 часа
Цель занятия: Практически освоить нравственную основу организации и функционирования служебного коллектива, влияние нравственно-психологического климата на эффективность оперативно-служебной деятельности коллектива, и моральный облик сотрудников, роль руководителя коллектива в организации нравственных отношений в коллективе.
П Л А Н
Понятие служебного коллектива сотрудников ОВД, морально-этические требования, предъявляемые к их деятельности.
Проблемы управления нравственными отношениями в служебном коллективе сотрудников ОВД.
Темы докладов
Нравственные начала служебных отношений и деловой активности в коллективе.
Профессионально-нравственный потенциал служебного коллектива, и механизм его формирования
Руководитель служебного коллектива.
Влияние моральной среды на служебную деятельность и сплоченность коллектива..
Основная литература
Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД. М.: Издательство Издательство «Щит-М», 2009.
Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. –М.: Московский университет МВД, 2008.
Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. - М.: Издательство «Щит-М», 2005.
Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» /(В.Я.Кикоть и др.); под ред. В.Я.Кикотя.- М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2011.
Дополнительная литература
Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник/ под ред. В.Я Кикотя. -М.: ЦОКР МВД России, 2009.
Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие/ под ред. В.Я.Кикотя.- М.: ЦОКР МВД России, 2009.
Нравственно-патриотическое воспитание курсантов Московского университета МВД России – фундаментальная основа подготовки высокопрофессиональных специалистов органов внутренних дел: Научно-практическое издание. / Под ред. генерал-лейтенанта милиции Н.В.Румянцева и профессора С.С.Пылёва.- М.: Издательство «Щит-М»; 2009.
Традиции и новации духовно-нравственного и патриотического воспитания современной российской молодёжи: материалы научно-практической конференции. / Под ред. проф. В.И.Чернышова.- Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2011.
Методические рекомендации
В первом вопросе следует уяснить, что служебные коллективы ОВД являются разновидностью различных государственных и общественных коллективов и воспроизводят все основные черты общества. Вместе с тем каждый такой коллектив в силу специфики выполняемой им основной функции должен обладать высокой общей и профессиональной культурой, высокой организованностью и компетентностью.
В служебных коллективах взаимоотношения во многом зависят не только от поставленных перед ними целей и решения оперативно-служебных задач, но и от традиций, ритуалов, стиля управления коллективом и других морально-этических характеристик, создающих определенный нравственно-психологический климат в коллективе.
Важно усвоить, что каждому члену служебного коллектива должен быть присущ определенный комплекс нравственных и психолого-педагогических качеств, на базе которых служебный коллектив формируется как коллектив единомышленников, ориентированных на максимально результативное исполнение служебного долга.
Анализ учебного материала желательно начать с межличностных отношений, складывающихся в служебных коллективах. Участники семинара должны четко запомнить, что хотя деятельность служебного коллектива определяется правовыми основаниями (законами государства, указами, уставами, приказами и т.п.), не в меньшей мере эти отношения определяются психолого-педагогическими факторами, уровнем нравственно-психологической комфортности службы в данном коллективе.
Далее важно обратить внимание на сущность профессионально-нравственного потенциала служебного коллектива, являющегося показателем уровня нравственной культуры коллектива, его моральной устойчивости против негативных социальных и психологических факторов, а также в экстремальной ситуации. Необходимо подробно рассмотреть элементы морально-психологического климата служебного коллектива (коллективное мнение, коллективное настроение, традиции, ритуалы и др.) и механизм его формирования.
Второй вопрос. Целесообразно начать с объективных и субъективных предпосылок управляемости служебного коллектива. Показать, что включает управление моральной стороной жизни служебного коллектива (авторитет моральных норм и авторитет руководителя, общественное мнение и морально-психологический климат коллектива, нравственное воспитание личного состава, традиции коллектива и т.д.) Раскрыть, как осуществляется управление нравственной жизнью коллектива со стороны официальных руководителей и неформальных лидеров, общественных формирований (Советы ветеранов, наставников, отличников милиции, классных специалистов и др.).
Целесообразно уяснить основные объективные и субъективные причины моральных конфликтов. Раскрыть, в чем своеобразие конфликтов, (а) между начальником и подчиненным, (б) между коллегами, (в) конфликт с самим собой, (г) конфликт между личностью и коллективом. Каковы способы разрешения моральных конфликтов? Какова функциональная роль морального конфликта.
Участники семинара должны сделать для себя четкий вывод: все рассмотренные здесь элементы в своей совокупности - это условие моральной надежности кадров, степени их готовности противостоять преступности, коррупции, профессионально-нравственной деформации, а также способности сотрудников успешно преодолевать трудности полицейской службы, бескомпромиссно выполнять требования служебного долга.
- Введение
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Тема 21. Мораль в жизни общества
- Тема 3. Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд
- Тема 4. Категории профессиональной этики сотрудников овд
- Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности
- Тема 6. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор и антикоррупционное поведение.
- Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд.
- Литература для подготовки и проведения деловой игры:
- Порядок подготовки и проведения деловой игры.
- Варианты ситуаций для работы комиссий
- Тема 8. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел
- Тема 9. Нравственное формирование личности сотрудника овд
- Тема 10. Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в овд
- Примерное распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
- Тематика рефератов, контрольных работ
- Темы рефератов по учебной дисциплине «Профессиональная этика» для очной формы обучения
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену