Проблемно-игровые технологии.
Схематически проблемно-игровую технологию, направленную на развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности можно представить следующим образом (
Технология логико-математического развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного, своеобразного творческого результата, — проблемно-игровая. В процессе применения этой технологии ребенок не ограничен в поисках практических действий, экспериментировании, общении по поводу хода развития ситуации, разрешения противоречий и ошибок, проявления радости и огорчений, других интеллектуальных эмоций.
Главным компонентом проблемно-игровой технологии является активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действии, ведущих к результату.
Современные логические и математические игры разнообразны. Отметим некоторые из них.
-
Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Логический домик», «Сосчитай», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Логоформочки», «Логический поезд» и др.
-
Игры на объемное моделирование: «Кубики для всех» («Уголки» (см. илл. 10 цв. вкладки), «Собирай-ка» (см. илл. 11 цв. вкладки), «Загадка» (см. илл. 12 цв. вкладки)), «Тетрис» (объемный), «Шар», «Геометрический конструктор» (см. илл. 13 цв. вкладки).
-
Игры на плоскостное моделирование: головоломки — «Тан-грам» (илл. 54), «Сфинкс» (илл. 55), «Тетрис», «Монгольская игра», «Крестики», «Соты», «Игрушки-складушки», «Абрис» (илл. 56), «Т-образная» (илл. 57).
-
Игры из серии «Кубики и цвет»: «Сложи узор» (см. илл. 14 цв. вкладки), «Куб-хамелеон» (см. илл. 15 цв. вкладки), «Уникуб» (см. илл. 16 цв. вкладки), «Цветное панно» (из квадратов). Игры на составление целого из частей: «Дроби», «Чудо-цветик» и др.
-
Игры-забавы: перевертыши, лабиринты (объемные), на замену мест и др.
Цели применения этих игр следующие:
-
освоение детьми средств познания: эталонов (цвет, форма), эталонов (образцов) мер (размер, масса), моделей, образов (представлений), речи;
-
овладение способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом, классификацией, сериацией и др.;
-
накопление логико-математического опыта (осведомленности ребенка);
-
развитие мышления, сообразительности и смекалки.
Принципы организации игр (С. А. Шмаков):
-
отсутствие принуждения;
-
развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);
-
поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;
-
взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
-
переход от простейших форм и способов осуществления игровых действии к сложным.
Логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
Е. А. Носовой разработан соответствующий комплекс игр и упражнений:
-
игры на выявление и абстрагирование свойств предметов (цвета, формы, размера, толщины);
-
игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения;
-
игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.
В ходе логико-математических игр допустимо свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, приближенность содержания к детскому опыту, сюжетность, что создает условия для самореализации. Играя, дети осваивают: средства и способы познания; соответствующую терминологию; логические связи, зависимости и умение выражать их в виде простых логических высказываний.
Для логико-математической игры характерны:
-
наличие завязки-сюжета, действующих лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия;
-
наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей;
-
абстрагирование от несущественного, приемы выделения существенных свойств;
-
овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения и группировки, операциями классификации и сериации;
-
игровая мотивация и направленность действий, их результативность;
-
наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи;
-
возможность повторения логико-математической игры, усложнения содержания включенных в игру-занятие интеллектуальных задач;
-
общая направленность на развитие инициативы детей.