Моделирование
Согласно исследованиям, основы освоения моделирования закладываются в дошкольном возрасте, что вызывает пристальное внимание психологов и педагогов к генезису развития моделирования в дошкольном возрасте, разработке содержания моделей и технологий их использования в процессе освоения детьми различного содержания.
Особую роль играет моделирование в логико-математическом развитии детей. Математические понятия являются моделями разной степени условности (натуральный ряд чисел, планы, цифры и др.). Сложность их освоения обусловлена противоречием между образным мышлением дошкольника и абстрактностью самих понятий. В силу этого для детей дошкольного возраста необходима разработка и использование более наглядных моделей («модели нижнего яруса» по классификации В. А. Штоффа). Промежуточные модели, с одной стороны, способствуют развитию необходимых умений моделировать, с другой — представляют содержание в более упрощенной, доступной детскому восприятию и пониманию форме.
В современных исследованиях имеют место разные подходы к определению сущности моделирования.
-
моделирование рассматривается как общелогический метод познания;
-
как вид знаково-символической деятельности;
-
как общая интеллектуальная способность.
Одна из наиболее распространенных классификаций моделей подразумевает деление на два основных класса: материальные модели, назначение которых состоит в физическом воспроизведении действительности, и идеальные модели, с которыми, даже при воплощении их в материале, все преобразования осуществляются мысленно (образные, знаковые). В психологических работах модель определяют как особый вид знака и моделирование трактуют как один из видов знаково-символической деятельности (ЗСД).
ЗСД представляется как особая деятельность со знаково-символическими средствами (ЗСС). Среди них выделяются схематизированные, в которых передана структура действительности (план комнаты и т. п.); знаковые, обозначающие содержание (формулы; знаки, обозначающие сложение, вычитание, умножение, деление; цифры и т. п.). Выделяют также две формы ЗСС: вещественную (специальный дидактический материал, например блоки Дьенеша, палочки Кюизенера) и графическую (схемы, таблицы).
Ребенку необходимо освоить соотнесение «обозначаемое — обозначающее», которое является сущностью семиотической функции. Семиотическая функция понимается как целостное образование, включающее различение «обозначаемого» (и в нем: предмет и знак) и «обозначающего» (форму и содержание); определение связи между ними.
Изучение психологических предпосылок овладения моделированием и его генезиса в дошкольном детстве привело к определению моделирования как общей интеллектуальной способности (Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, О. М.Дьяченко, С.Л.Лоренсо, А. М. Сиверио и др.). В основе данной интеллектуальной способности лежит овладение детьми практическими действиями замещения, использования моделей, моделирования. Наглядное моделирование выступает средством ориентировки детей в действительности, обобщения, планирования и контроля действий и составляет одну из форм опосредования, которыми овладевают дошкольники. Л. А. Венгер отмечал, что наглядно-образное мышление дошкольников опосредуется наглядным моделированием, в котором в условно-семантической форме отражаются различного вида отношения. Источником развития моделирования является детская деятельность, которой свойственна моделирующая направленность.
Обнаружено, что на процесс использования модели детьми влияют следующие факторы:
-
эмоционально-образное отношение детей к осваиваемому содержанию и самой модели: выделение понравившихся обозначений, деталей; эмоциональные комментарии изображений; обыгрывание элементов модели, дополнение ее содержания;
-
индивидуальные различия в отношении детей к познанию посредством модели, направленность интереса на осваиваемое содержание, на изучение самой модели и действий с ней, на ситуацию общения со взрослым.
Влияние модели на освоение различного содержания состоит в:
-
повышении системности, глубины и обобщенности формируемых представлений о свойствах, более дифференцированном их восприятии, запоминании эталонов;
-
активизации самостоятельного непосредственного и опосредованного обследования объектов;
-
повышении детской самостоятельности, проявляющейся в более автономном выполнении задания, детском экспериментировании с элементами модели и объектами, снижении количества обращений ко взрослому и изменении мотивации (Л. А. Венгер, А. М. Вербенец).
Этапы развития моделирования у детей дошкольного возраста
Автор | Начальный этап | Основной этап | Заключительный этап |
Л. А. Венгер | Совершенствование действий замещения | Использование готовых моделей | Опосредованное моделью решение интеллектуальных задач |
Н. Г. Салмина | Повышение интереса к моделированию | Расширение представлений о данном методе | Освоение отдельных практических умений |
С. А. Лебедева | Развитие умений подбирать модели к предмету | Использование моделей для группировки | Самостоятел ьное создание модели |
Н. И. Ветрова | Формирование действий анализа внешних признаков предметов посредством предметно-схематической модели | Уточнение и расширение знаний детей о системе эталонов и действий обследования посредством использования модели | Формирование обобщенных представлений о признаках и обозначении их в модели |