Методы активизации учебной деятельности.
Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности учащихся и ее поддержание в течение всего периода занятий. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов обучения.
Для активизации учащихся следует ограничить до оправданных размеров использование излагающих методов, с помощью которых им передаются готовые знания, в пользу исследовательских, эвристических. Именно эти последние, заключающиеся главным образом в приобщении учащихся к выявлению и разрешению определенных проблем, вместе с проверкой полученных решений содействуют закреплению знаний и умений, развивают самостоятельность мышления и деятельности, формируют интерес к учебе.
Среди многих форм активизации учащихся остановимся на нескольких, апробированных и хорошо зарекомендовавших себя на занятиях. Это — использование проблемных и поисковых ситуаций, коллективные формы решения творческих проблем, дидактические игры.
Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии и на всех его этапах, если педагог искренне желает перевести учащихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения. Мы подчеркнем два очень важных аспекта. Во-первых, от мастера, и только от него, зависит переход к проблемности как системе познания. Никто не сможет заставить преодолеть инерцию, если в мастере сильно убеждение, что на занятиях по производственному обучению широкое применение проблемного метода невозможно. Во-вторых, необходимо постоянное, а не эпизодическое, использование элементов проблемного обучения. И здесь следует подчеркнуть, что проблемным обучение называют не потому, что весь материал учащиеся усваивают путем самостоятельного решения проблем. Тут имеет место и объяснение мастера, и коллективное решение задач, и выполнение учащимися упражнений.
Коллективные методы поиска решений, которые следовало бы повсеместно внедрить на занятиях производственного обучения, известны давно и довольно эффективны. Их применение достаточно оправдано тем обстоятельством, что человек всю свою жизнь проводит в общении, в коллективе, и умение прорабатывать совместно задачи, требующие решений, важно для будущего.
Немаловажным представляется тот факт, что основным методом решения задач является дискуссия. Правильно организованная, она вырабатывает привлекательные человеческие качества: стремление к пониманию других и заинтересованность в их идеях, уважение к чужим мнениям и настойчивость в реализации своих. Наиболее легко реализуемые варианты коллективных поисков решений на занятиях — мозговой штурм (применяют и английское название «брейнсторминг») во всех его вариантах (прямая мозговая атака, обратная мозговая атака и т.д.). Если педагог профессионального обучения (мастер) ознакомится с очень несложными основными правилами организации и проведения таких занятий, то они будут неизменно привлекательны и интересны для учащихся.
Кроме этого, методы генерации идей, способные подвести учащихся к выходу на оптимальное решение проблемы, можно реализовать в так называемых дидактических играх. Полное свое название — дидактические симуляционные игры — они получили потому, что достаточно прямо соотносятся с действительностью, а под симуляцией здесь понимается представление определенного фрагмента действительности упрощенным образом, облегчающим наблюдение и оперирование им. Не удивительно, что многие практики считают деловую игру одним из наиболее приемлемых методов для обучения будущей деятельности. Деловые игры представляют собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, форму моделирования систем отношений, характерных для этой деятельности как целого. Обучаемые это ясно понимают и с удовольствием активно участвуют. Таким путем приобретаются прочные и оперативные знания, закрепленные личными переживаниями, сравнением со знаниями товарищей. Кроме побуждения учащихся к выдвижению смелых идей, кроме развития интуиции и воображения такая дидактическая форма работы с учащимися несомненно активизирует не только интеллектуальный, но и эмоциональный потенциал.
№13
УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Развитие общества уже давно и неумолимо потребовало коллективного обучения. До нас оно дошло в классно-урочной форме. Основы ее были разработаны и испытаны страсбургским (Франция) педагогом Иоганнесом Штурмом, а теоретически обоснованы и популяризированы Яном Амосом Коменским. И хотя за прошедшее время в усовершенствование классно-урочной системы вложили силы и талант многие дидакты и методисты, она — при несомненных достоинствах — не лишена известных недостатков.
Классно-урочный вариант коллективного обучения имеет такие определяющие черты.
1. Класс (группа) складывается из учащихся приблизительно одного возраста, и его состав обычно стабилен.
2. Работа проходит по плану, в рамках строго установленного количества часов, с четкой организационной структурой.
3. Основной единицей организуемых для учащихся учебно-воспитательных занятий является урок.
Являясь достаточно экономичной, создающей возможности для коллективной работы с ее духом состязательности, что имеет воспитательное значение, эта форма все же не безукоризненна. К числу ее основных недостатков (а в профессиональном обучении это особенно четко обнаруживается) относится однородность обучения, сужающая возможности индивидуализации учебно-воспитательной работы. Вот почему мы подчеркивали важность использования инновационных личностно ориентированных технологий, позволяющих в значительной степени уменьшить недостатки форм работы и учебы, ставших традиционными и привычными, приводящими иногда к шаблону, что в образовании нетерпимо.
№15