logo
Тим

Методы активизации учебной деятельности.

Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности учащихся и ее поддержа­ние в течение всего периода занятий. Это далеко не простая зада­ча, решение которой возможно найти в области выбора опти­мальных методов обучения.

Для активизации учащихся следует ограничить до оправданных размеров использование излагающих методов, с помощью кото­рых им передаются готовые знания, в пользу исследовательских, эвристических. Именно эти последние, заключающиеся главным образом в приобщении учащихся к выявлению и разрешению определенных проблем, вместе с проверкой полученных решений содействуют закреплению знаний и умений, развивают самостоя­тельность мышления и деятельности, формируют интерес к учебе.

Среди многих форм активизации учащихся остановимся на нескольких, апробированных и хорошо зарекомендовавших себя на занятиях. Это — использование проблемных и поисковых ситуаций, коллективные формы решения творческих проблем, дидак­тические игры.

Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии и на всех его этапах, если педагог искренне желает пере­вести учащихся с позиций пассивного восприятия знаний на по­зиции активного их получения. Мы подчеркнем два очень важных аспекта. Во-первых, от мастера, и только от него, зависит пере­ход к проблемности как системе познания. Никто не сможет за­ставить преодолеть инерцию, если в мастере сильно убеждение, что на занятиях по производственному обучению широкое при­менение проблемного метода невозможно. Во-вторых, необходи­мо постоянное, а не эпизодическое, использование элементов про­блемного обучения. И здесь следует подчеркнуть, что проблем­ным обучение называют не потому, что весь материал учащиеся усваивают путем самостоятельного решения проблем. Тут имеет место и объяснение мастера, и коллективное решение задач, и выполнение учащимися упражнений.

Коллективные методы поиска решений, которые следовало бы повсеместно внедрить на занятиях производственного обучения, известны давно и довольно эффективны. Их применение доста­точно оправдано тем обстоятельством, что человек всю свою жизнь проводит в общении, в коллективе, и умение прорабатывать со­вместно задачи, требующие решений, важно для будущего.

Немаловажным представляется тот факт, что основным мето­дом решения задач является дискуссия. Правильно организован­ная, она вырабатывает привлекательные человеческие качества: стремление к пониманию других и заинтересованность в их иде­ях, уважение к чужим мнениям и настойчивость в реализации своих. Наиболее легко реализуемые варианты коллективных поис­ков решений на занятиях — мозговой штурм (применяют и анг­лийское название «брейнсторминг») во всех его вариантах (пря­мая мозговая атака, обратная мозговая атака и т.д.). Если педагог профессионального обучения (мастер) ознакомится с очень не­сложными основными правилами организации и проведения та­ких занятий, то они будут неизменно привлека­тельны и интересны для учащихся.

Кроме этого, методы генерации идей, способные подвести учащихся к выходу на оптимальное решение проблемы, можно реализовать в так называемых дидактических играх. Пол­ное свое название — дидактические симуляционные игры — они получили потому, что достаточно прямо соотносятся с действи­тельностью, а под симуляцией здесь понимается представление определенного фрагмента действительности упрощенным обра­зом, облегчающим наблюдение и оперирование им. Не удивительно, что многие практики считают деловую игру одним из наибо­лее приемлемых методов для обучения будущей деятельности. Де­ловые игры представляют собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятель­ности, форму моделирования систем отношений, характерных для этой деятельности как целого. Обучаемые это ясно понимают и с удовольствием активно участвуют. Таким путем приобретаются прочные и оперативные знания, закрепленные личными пережи­ваниями, сравнением со знаниями товарищей. Кроме побужде­ния учащихся к выдвижению смелых идей, кроме развития инту­иции и воображения такая дидактическая форма работы с учащи­мися несомненно активизирует не только интеллектуальный, но и эмоциональный потенциал.

№13

УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Развитие общества уже давно и не­умолимо потребовало коллективного обучения. До нас оно дошло в классно-урочной форме. Основы ее были разработаны и испытаны страсбургским (Франция) педагогом Иоганнесом Штурмом, а теоретически обоснованы и популяризированы Яном Амосом Коменским. И хотя за прошедшее время в усовершенствование классно-урочной системы вложили силы и талант многие дидак­ты и методисты, она — при несомненных достоинствах — не ли­шена известных недостатков.

Классно-урочный вариант коллективного обучения имеет та­кие определяющие черты.

1. Класс (группа) складывается из учащихся приблизительно одного возраста, и его состав обычно стабилен.

2. Работа проходит по плану, в рамках строго установленного количества часов, с четкой организационной структурой.

3. Основной единицей организуемых для учащихся учебно-вос­питательных занятий является урок.

Являясь достаточно экономичной, создающей возможности для коллективной работы с ее духом состязательности, что имеет воспи­тательное значение, эта форма все же не безукоризненна. К числу ее основных недостатков (а в профессиональном обучении это осо­бенно четко обнаруживается) относится однородность обучения, сужающая возможности индивидуализации учебно-воспитательной работы. Вот почему мы подчеркивали важность использования инновационных личностно ориентированных технологий, позволя­ющих в значительной степени уменьшить недостатки форм рабо­ты и учебы, ставших традиционными и привычными, приводящими иногда к шаблону, что в образовании нетерпимо.

№15