Основные типы уроков и их особенности.
Урок является основной формой организации учебной работы в учебных заведениях НПО. Однако уроки производственного обучения имеют свою специфику, выражаемую рядом особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов.
В зависимости от дидактических целей учебные занятия по теоретическому обучению делятся на следующие основные типы:
урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала);
урок формирования умений и навыков (главный этап и основная часть учебного времени — самостоятельная работа учащихся):
урок применения знаний на практике (чаще всего на занятиях по технологическому проектированию, расчетам, моделированию и конструированию);
урок повторения, систематизации и обобщения знаний (в центре урока — повторение материала, направленное на формирование системы знаний, что требует от педагога особенно тщательной подготовки);
комбинированный урок (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из ведущих в трудовом обучении);
совмещенный (так называемый бинарный) урок, — педагогическая сущность которого заключается в совмещении изучения взаимосвязи материала специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения; такой урок проводится совместно мастером и преподавателем специальной технологии.
Естественно, у каждого типа урока имеются различия по построению, вместе с тем любое теоретическое занятие, как правило, включает:
1) организационно-подготовительную часть;
2) теоретическую часть;
3) практическую часть;
4) организационно-заключительную часть.
Классификацию уроков производственного обучения можно представить по следующим типам:
вводный урок — занятие ознакомительно-информационного характера, связанное, как правило, с первоначальным знакомством содержания будущей профессии, правилами поведения в мастерских или на предприятии, спецификой предстоящих работ и т.п. (проводится обычно в начале учебного периода);
урок по изучению трудовых приемов и операций — занятие по формированию у учащихся первоначальных профессиональных умений;
урок по выполнению комплексных работ — занятия, на которых при выполнении простых или сложных работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии;
урок по проверке знаний, навыков и умений учащихся — контрольно-проверочный.
Необходимо сделать оговорку следующего характера. В педагогической и методической литературе встречаются и другие определения: объяснительный урок, учетно-повторительный, обобщающе-повторительный и т.д.
Возможное разнообразие занятий по производственному обучению характеризует приведенный ниже целый арсенал видов уроков:
урок-конкурс профессионального мастерства; урок-зачет; урок-практикум (самостоятельная работа учащихся); семинар производственного обучения; производственная конференция; производственная экскурсия; урок инструктирования; урок — праздник первой детали; урок с участием новаторов производства; урок изобретательства и рационализации; урок-аукцион ученических изделий; урок-отчет; урок «деловая игра» и т.д.
Не ставя целью их подробную характеристику (многое ясно уже из названий), хотелось бы обратить внимание будущих педагогов на то обстоятельство, что даже это простое перечисление показывает, как далеко можно уходить от шаблона в организации производственного обучения.
№16
Структура занятия по производственному обучению
Как правило, в ходе урока производственного обучения осуществляются сразу все учебные функции, но доминирует одна, например, ознакомление учащихся с новым материалом или контроль и оценка результатов обучения. Остальные функции носят вспомогательный характер — например, проверка знаний выступает в качестве условия подготовки к проработке с учащимися новой темы. Поэтому и структурно, и по продолжительности отдельных этапов уроки производственного обучения разнятся. Тем не менее каждый из них содержит общие элементы. Рассмотрим этапы занятий производственного обучения подробнее.
Первый, так называемый организационный, предполагает проверку явки учащихся, контроль их готовности к занятиям (наличие рабочей одежды, головных уборов и т.п.) и их психологическую подготовку к занятиям. От общей обстановки ведения занятий во многом зависит успех работы. Поэтому дух оптимизма, доброжелательности, жизнерадостное настроение мастера всегда передается учащимся, повышает их настрой на работу. Специалисты по производственной психологии называют это атмосферой психологического комфорта и ее создание — важный момент этой части занятия.
На этом организационно-подготовительном этапе может осуществляться распределение по рабочим местам (при необходимости), раздача инструментов и заготовок, назначение дежурных (если обычный график почему-то нарушается). Если мастер сочтет нужным, он сообщает ученикам особенности хода настоящего занятия или концентрирует внимание учащихся на задачах, которые необходимо решить. Этот этап урока обычно занимает 5—10 мин (ориентировочно).
Второй этап — по усмотрению мастера — может быть, а может и отсутствовать. Назовем его актуализацией опорных знаний. Так называют восстановление в памяти учащихся, выявление актуальных для изучения нового материала, базовых знании. Формы могут быть различными — это и специально организованный контроль знаний, и проверка результатов домашнего задания (если тиковое имело место), и диалог во время последующего объяснения учебного материала. Хочется подчеркнуть, что подразумевается пол этим термином не привычный опрос, а ориентация на сотрудничество двух заинтересованных в обучении сторон (мастера и учащихся) с целью продуктивной работы по усвоению нового учебного материала.
Третий этап урока — обязательный на каждом занятии — вводный инструктаж. Он предваряет практическую часть урока и носит самый разнообразный характер в зависимости от темы занятия.
Главной составной частью вводного инструктажа при изучении операций является методически правильный и квалифицированней показ мастером трудовых приемов, которые должны усвоить учащиеся.
Мастер на вводном инструктаже приводит типичные ошибки, обычно, характерные при обучении, указывает причины, их вызывающие или меры предупреждения.
Уместно подчеркнуть: при проведении вводного инструктажа следует широко использовать средства наглядности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА ЯВЛЯЕТСЯ ИНСТРУКТАЖ ПО БЕЗОПАСНЫМ ПРИЕМАМ РАБОТ!
Мастер вправе не планировать на этом этапе урока опрос — кик понят учащимися объясняемый технологический материал. Закрепление такого материала может осуществляться и в самом процессе работы (упражнений) учащихся.
Серьезным недостатком, встречающимся у молодых мастеров, является изложение на вводном инструктаже теоретического материала. Следует предметно показать важность этих знаний для практики, а не подменять собой преподавателя специальной технологии.
Следующий этап урока производственного обучения — практические работы учащихся, которые могут носить характер самый разнообразный — упражнений и самостоятельной работы, лабораторно-практических работ и игры учебно-производственного характера.
Этот этап совпадает с текущим инструктированием (целевыми обходами) мастера, когда осуществляется достоверный контроль понимания учащимися нового материала. Целевым обход назван потому, что рабочие места проверяются с четко намеченными целями. Таковыми могут быть:
-проверка организации рабочих мест учащихся;
-контроль соблюдения безопасных приемов труда;
-соблюдение технологической последовательности обработки учебно-производственных изделий;
-межоперационный контроль качества и соблюдения технических требований;
-приемка и оценка выполненных работ.
Целевые обходы могут носить и другой характер, но последний из названных нами дает мастеру материал для последующего подведения итогов.
Текущий инструктаж может быть индивидуальным, групповым или фронтальным и диктуется необходимостью.
Если мастер заметил неправильное выполнение трудовых приемов или операций, он должен повторно показать на рабочем месте, как следует делать. Если же имеет место небрежное отношение к оборудованию или оснастке, нерациональное использование рабочего времени и т.п., индивидуальный инструктаж может носить характер строгого внушения. Как поступать в каждом конкретном случае, должны подсказать здравый смысл и знание мастером производственного обучения основ психологии.
Завершает занятие заключительный инструктаж и уборка рабочих мест в мастерских. Традиционно он включает в себя:
-подведение итогов выполнения учебных задач;
-разбор допущенных ошибок и выявление их причин;
-анализ выполнения правил техники безопасности или технологической дисциплины (при необходимости);
-сообщение результатов работы каждого;
-объявление, что необходимо проработать дома (повторить к следующему занятию).
Вместе с тем имеется ряд моментов заключительного этапа урока, на которые мастер должен обратить особое внимание.
1. Подведение итогов и оценка работы каждого ученика требуют глубокого психологического проникновения в индивидуальность. Умение вселить в учащегося уверенность (даже при допущенных ошибках), что он не хуже других справится со следующим заданием, создает положительную мотивацию учения и труда.
2. При подведении итогов и анализе работы целесообразно выделять умения творческого характера. Этим мастер стимулирует активность учащихся, создает атмосферу, побуждающую к творческому использованию накопленного опыта в разнообразных ситуациях (в том числе и новых).
3. Наконец, есть очень важный для мастера психологический аспект «синдрома справедливости». Если группа видит, что наставник объективен в оценках, не выделяет «любимчиков», его авторитет всегда будет высок в глазах учеников, создается доверие и здоровый психологический климат, доверительность в отношениях.
Необходимо отметить: чем разнообразнее используемые построения уроков производственного обучения, чем меньше шаблона и однообразия в их проведении, тем выше эффект совместной работы мастера и учащихся. Сам процесс постижения нового становится тогда более интересным для учащихся и, как следствие, намного продуктивнее для обеих сторон.
№17