logo
Тим

Основные типы уроков и их особенности.

Урок является основной формой организации учебной работы в учебных заведениях НПО. Однако уроки производственного обу­чения имеют свою специфику, выражаемую рядом особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов.

В зависимости от дидактических целей учебные занятия по теоретическому обучению делятся на следующие ос­новные типы:

урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала);

урок формирования умений и навыков (главный этап и основная часть учебного времени — самостоятельная работа учащихся):

урок применения знаний на практике (чаще всего на занятиях по технологическому проектированию, расчетам, моделированию и конструированию);

урок повторения, систематизации и обобщения знаний (в цент­ре урока — повторение материала, направленное на формирование системы знаний, что требует от педагога особенно тщательной подготовки);

комбинированный урок (при его проведении решаются разнооб­разные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из ведущих в трудовом обучении);

совмещенный (так называемый бинарный) урок, — педагоги­ческая сущность которого заключается в совмещении изучения взаимосвязи материала специального предмета (специальной тех­нологии) и производственного обучения; такой урок проводится совместно мастером и преподавателем специальной технологии.

Естественно, у каждого типа урока имеются различия по по­строению, вместе с тем любое теоретическое занятие, как прави­ло, включает:

1) организационно-подготовительную часть;

2) теоретическую часть;

3) практическую часть;

4) организационно-заключительную часть.

Классификацию уроков производственного обучения можно представить по следующим типам:

вводный урок — занятие ознакомительно-информационного характера, связанное, как правило, с первоначальным знаком­ством содержания будущей профессии, правилами поведения в мастерских или на предприятии, спецификой предстоящих работ и т.п. (проводится обычно в начале учебного периода);

урок по изучению трудовых приемов и операций — занятие по формированию у учащихся первоначальных профессиональных умений;

урок по выполнению комплексных работзанятия, на которых при выполнении простых или сложных работ комплексного ха­рактера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии;

урок по проверке знаний, навыков и умений учащихся — кон­трольно-проверочный.

Необходимо сделать оговорку следующего характера. В педаго­гической и методической литературе встречаются и другие опре­деления: объяснительный урок, учетно-повторительный, обобща­юще-повторительный и т.д.

Возможное разнообразие занятий по производственному обу­чению характеризует приведенный ниже целый арсенал видов уроков:

урок-конкурс профессионального мастерства; урок-зачет; урок-практикум (самостоятельная работа учащихся); семинар производственного обучения; производственная конференция; производственная экскурсия; урок инструктирования; урок — праздник первой детали; урок с участием новаторов производства; урок изобретательства и рационализации; урок-аукцион ученических изделий; урок-отчет; урок «деловая игра» и т.д.

Не ставя целью их подробную характеристику (многое ясно уже из названий), хотелось бы обратить внимание будущих педа­гогов на то обстоятельство, что даже это простое перечисление показывает, как далеко можно уходить от шаблона в организации производственного обучения.

№16

Структура занятия по производственному обучению

Как правило, в ходе урока производственного обучения осуще­ствляются сразу все учебные функции, но доминирует одна, на­пример, ознакомление учащихся с новым материалом или контроль и оценка результатов обучения. Остальные функции носят вспо­могательный характер — например, проверка знаний выступает в качестве условия подготовки к проработке с учащимися новой темы. Поэтому и структурно, и по продолжительности отдельных этапов уроки производственного обучения разнятся. Тем не менее каждый из них содержит общие элементы. Рассмотрим этапы занятий производственного обучения подробнее.

Первый, так называемый организационный, предполагает про­верку явки учащихся, контроль их готовности к занятиям (наличие рабочей одежды, головных уборов и т.п.) и их психологиче­скую подготовку к занятиям. От общей обстановки ведения заня­тий во многом зависит успех работы. Поэтому дух оптимизма, до­брожелательности, жизнерадостное настроение мастера всегда передается учащимся, повышает их настрой на работу. Специалисты по производственной психологии называют это атмосферой пси­хологического комфорта и ее создание — важный момент этой части занятия.

На этом организационно-подготовительном этапе может осу­ществляться распределение по рабочим местам (при необходимо­сти), раздача инструментов и заготовок, назначение дежурных (если обычный график почему-то нарушается). Если мастер со­чтет нужным, он сообщает ученикам особенности хода настояще­го занятия или концентрирует внимание учащихся на задачах, которые необходимо решить. Этот этап урока обычно занимает 5—10 мин (ориентировочно).

Второй этап — по усмотрению мастера — может быть, а может и отсутствовать. Назовем его актуализацией опорных знаний. Так называют восстановление в памяти учащихся, выявление актуальных для изучения нового материала, базовых знании. Формы могут быть различными — это и специально организованный кон­троль знаний, и проверка результатов домашнего задания (если тиковое имело место), и диалог во время последующего объясне­ния учебного материала. Хочется подчеркнуть, что подразумева­ется пол этим термином не привычный опрос, а ориентация на сотрудничество двух заинтересованных в обучении сторон (масте­ра и учащихся) с целью продуктивной работы по усвоению ново­го учебного материала.

Третий этап урока — обязательный на каждом занятии — ввод­ный инструктаж. Он предваряет практическую часть урока и носит самый разнообразный характер в зависимости от темы занятия.

Главной составной частью вводного инструктажа при изуче­нии операций является методически правильный и квалифици­рованней показ мастером трудовых приемов, которые должны усвоить учащиеся.

Мастер на вводном инструктаже приводит типичные ошибки, обычно, характерные при обучении, указывает причины, их вы­зывающие или меры предупреждения.

Уместно подчеркнуть: при проведении вводного инструктажа следует широко использовать средства наглядности.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ВВОДНОГО ИНСТРУКТА­ЖА ЯВЛЯЕТСЯ ИНСТРУКТАЖ ПО БЕЗОПАСНЫМ ПРИЕМАМ РАБОТ!

Мастер вправе не планировать на этом этапе урока опрос — кик понят учащимися объясняемый технологический материал. Закрепление такого материала может осуществляться и в самом процессе работы (упражнений) учащихся.

Серьезным недостатком, встречающимся у молодых мастеров, является изложение на вводном инструктаже теоретического материала. Следует предметно показать важность этих знаний для практики, а не подменять собой преподавателя специальной тех­нологии.

Следующий этап урока производственного обучения — прак­тические работы учащихся, которые могут носить характер са­мый разнообразный — упражнений и самостоятельной работы, лабораторно-практических работ и игры учебно-производствен­ного характера.

Этот этап совпадает с текущим инструктированием (целевыми обходами) мастера, когда осуществляется достоверный контроль понимания учащимися нового материала. Целевым обход назван потому, что рабочие места проверяются с четко намеченными целями. Таковыми могут быть:

-проверка организации рабочих мест учащихся;

-контроль соблюдения безопасных приемов труда;

-соблюдение технологической последовательности обработки учебно-производственных изделий;

-межоперационный контроль качества и соблюдения техничес­ких требований;

-приемка и оценка выполненных работ.

Целевые обходы могут носить и другой характер, но послед­ний из названных нами дает мастеру материал для последующего подведения итогов.

Текущий инструктаж может быть индивидуальным, групповым или фронтальным и диктуется необходимостью.

Если мастер заметил неправильное выполнение трудовых при­емов или операций, он должен повторно показать на рабочем месте, как следует делать. Если же имеет место небрежное отношение к оборудованию или оснастке, нерациональное использо­вание рабочего времени и т.п., индивидуальный инструктаж мо­жет носить характер строгого внушения. Как поступать в каждом конкретном случае, должны подсказать здравый смысл и знание мастером производственного обучения основ психологии.

Завершает занятие заключительный инструктаж и уборка ра­бочих мест в мастерских. Традиционно он включает в себя:

-подведение итогов выполнения учебных задач;

-разбор допущенных ошибок и выявление их причин;

-анализ выполнения правил техники безопасности или техно­логической дисциплины (при необходимости);

-сообщение результатов работы каждого;

-объявление, что необходимо проработать дома (повторить к сле­дующему занятию).

Вместе с тем имеется ряд моментов заключительного этапа уро­ка, на которые мастер должен обратить особое внима­ние.

1. Подведение итогов и оценка работы каждого ученика тре­буют глубокого психологического проникновения в индивиду­альность. Умение вселить в учащегося уверенность (даже при допущенных ошибках), что он не хуже других справится со следующим заданием, создает положительную мотивацию учения и труда.

2. При подведении итогов и анализе работы целесообразно вы­делять умения творческого характера. Этим мастер стимулирует активность учащихся, создает атмосферу, побуждающую к твор­ческому использованию накопленного опыта в разнообразных си­туациях (в том числе и новых).

3. Наконец, есть очень важный для мастера психологический аспект «синдрома справедливости». Если группа видит, что на­ставник объективен в оценках, не выделяет «любимчиков», его авторитет всегда будет высок в глазах учеников, создается дове­рие и здоровый психологический климат, доверительность в от­ношениях.

Необходимо отметить: чем разнообразнее используемые по­строения уроков производственного обучения, чем меньше шаб­лона и однообразия в их проведении, тем выше эффект совмест­ной работы мастера и учащихся. Сам процесс постижения нового становится тогда более интересным для учащихся и, как след­ствие, намного продуктивнее для обеих сторон.

№17