logo
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

1. Экологическая культура личности: сущность и структура

Экологическая направленность образования — один из важнейших принципов политики государства в об­ласти образования. Это обусловлено тем, что на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком переросли в глобальную экологическую проблему. Экология (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и logos — наука) — комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды.

Экологическое образование и воспитание школьников является в настоящее время одним из приоритетных направлений воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью. Цель экологического образования и воc-питания — формирование экологической культуры школьников. Что понимают под экологической культурой? В педагогической литературе (А. Н. Захлебный, Б. Т. Лихачев и другие) встречаются разнообразные интерпретации этого понятия, имеющие при этом общие аспекты.

Экологическая культура личности — уровень сформированности системы научных знаний о взаимодей­ствии человека, общества и природы; экологических ценностных ориентации, норм и правил; нравственно-эстетического отношения к природе; умений и навыков по изучению природы и ее охране.

В структуре экологической культуры выделяют: 1) систему экологических знаний; 2) экологическое сознание, ценностное отношение к природе, 3) экологическую деятельность (см. схему 65).

Экологическое сознание

(взгляды, убеждения, ценности, нравственно-эстетическое отношение к природному миру, любовь к природе, ответственность и т. п.)

Система экологических знаний

о природе, о правилах взаимодействия с ней

Опыт экологической деятельности

(информационной, учебно-исследовательской, природоохранной, просветительской) — умения, навыки

взаимодействия с природой

Схема 65

Экологические знания являются содержательно-смысловой основой экологической культуры. Их усвоение предполагает не только информирование учащихся о проблемах экологии, но и осознания ими самих себя как носителей экологических норм и ценностей. В системе современных экологических знаний реализуются следующие ключевые экологические идеи: целостность природы в биосфере и взаимосвязь всех ее компонентов; многообразие видов в природе и необходимость их охраны; зависимость здоровья человека от действия факторов окружающей среды; природа как фактор нравственно-эстетического развития личности. Экологическое сознание порождает установку личности на сохранение природной среды как условия благополучия будущих поколений. Экологические ценности, заключающиеся в эстетическом, познавательном, этическом и практическом отношении к природе, влияют на поведение личности. Ценностное отношение к природе означает осмысление личностью экологических проблем и готовность включиться в различные практические действия по сбережению и сохранению природной среды.

Экологическая деятельность способствует осознанию школьниками своих возможностей по сохранению природы. Эта деятельность не только актуализирует имеющиеся у них экологические знания, но и вызывает потребность в приобретении новых.

Воспитание экологической культуры (экологическое воспитание) — это целенаправленная работа педагогов по формированию у школьников системы знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней, по созданию условий для осознания учащимися ценности природы для общества и человека, по стимулированию, мотивации и организации экологической (природоохранной) деятельности учащихся, по овладению ими опытом эмоционально-волевого, нравственно-эстетического отношения к природе.

Определены задачи воспитательной работы в этом направлении: помощь учащимся в усвоении системы знаний о природных явлениях и процессах, в осознании последствий воздействия человека и общества на окружающую среду и свою жизнедеятельность; формирование ценностных ориентации экологического характера, гуманного, ответственного отношения к природе; формирование готовности к природоохранной деятельности.

Основными критериями сформированности экологической культуры учащихся являются: наличие представлений о взаимодействии в системе «человек — общество — природа», знаний о природе родного края, локальных, региональных и глобальных экономических проблемах; ответственность за сохранение природного окружения, соблюдение норм экологически безопасного поведения, участие в разнообразных видах деятельности в области природоиспользования и охраны окружающей среды.

В качестве условий воспитания экологической культуры школьников выделяют: сочетание разных форм, методов, средств экологического образования; повышение экологической культуры педагогов и родителей; практическую деятельность учащихся по охране природы; взаимодействие учреждений образования с предприятиями, научными учреждениями и общественными организациями, субъектами природоохранной деятельности; непрерывность экологического образования и воспитания.

Наиболее эффективными путями формирования экологической культуры являются: экологизация учебных предметов, факультативные занятия, внеклассное и внешкольное воспитание.