Аномалии культурного развития ребенка
В процессе культурного развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но и приемы и способы культурного поведения и мышления: овладевает особыми, культурными средствами, созданными человечеством в процессе исторического развития, например языком, арифметическими символами и т. и. Ребенок научается функционально употреблять известные знаки в качестве средств для выполнения той или иной психологической операции. Таким образом, элементарно-примитивные формы поведения переходят в опосредованные культурные акты и процессы.
На основании современных исследований можно установить, что культурное развитие высших психологических функций проходит четыре основные стадии. Первая стадия-стадия естественно-примитивных, или самых примитивных, культурных форм поведения (выполнение арифметических операций дикарем или ребенком путем непосредственного восприятия количества). Вторая стадия-стадия так называемой наивной психологии, когда ребенок накапливает известный опыт в отношении средств культурного поведения, но не умеет пользоваться этими средствами. На третьей стадии — внешне опосредованных актов — ребенок уже умеет правильно использовать внешние знаки для выполнения той или иной операции (счет на пальцах и т. п.). Наконец, четвертая стадия характеризуется тем, что внешний знак заменяется внутренним, акт становится внутренне опосредованным (счет в уме).
Аномалии культурного развития умственно-отсталого и физически дефективного ребенка заключаются в том, что этот ребенок останавливается или задерживается более длительное время, чем нормальный ребенок, на одной из Перечисленных стадий культурного развития.
- Л. С. Выготский. Основы дефектологии.
- Часть первая. Общие вопросы дефектологии. Основные проблемы дефектологии. Введение. Основные проблемы современной дефектологии.
- Глава первая. Дефект и компенсация.
- Глава вторая. Принципы воспитания физически дефективных детей.
- Глава третья. К психологии и педагогике детской дефективности.
- Часть вторая. Специальные вопросы дефектологии. Слепой ребенок.
- Принципы социального воспитания глухонемых детей.
- К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка.
- Трудное детство.
- Moral insanity1.
- К вопросу о динамике детского характера.
- Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка.
- Часть третья. Пограничные вопросы дефектологии. Развитие трудного ребенка и его изучение. Определение и классификация.
- Умственно отсталые дети
- Трудновоспитуемые дети
- Одаренные дети
- Смешанные и переходные формы
- Организационные вопросы
- Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми.
- Основные положения плана педологической исследовательской работы в области трудного детства.
- Коллектив как фактор развития дефективного ребенка.
- Коммунистическая педагогика — педагогика коллектива.
- Предисловие к книге е.К. Грачевой.
- Проблема умственной отсталости.
- Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства.
- Из выступлений, докладов и т.Д. Опытная проверка новых методов обучения глухонемых детей речи. Тезисы
- Методы изучения умственно отсталого ребенка. Тезисы к докладу
- Аномалии культурного развития ребенка
- Из статьи "Итоги съезда".
- К вопросу о длительности детства умственно отсталого ребенка.
- К вопросу о речевом развитии и воспитании глухонемого ребенка. Тезисы доклада
- Культурное развитие аномального и трудновоспитуемого ребенка. Тезисы доклада
- Прения по докладу п. Д. Мерненко
- Прения по докладу п. О. Эфрусси
- Прения по докладу а. М. Щербины
- Послесловие.
- Литература.