Трудновоспитуемые дети
11. К трудновоспитуемым детям в собственном смысле слова должны быть отнесены функциональные случаи уклонения от нормы в поведении и развитии. Природа таких случаев большей частью заключается в психологическом конфликте между ребенком и средой или между отдельными сторонами и слоями личности ребенка. Поэтому изучение трудновоспитуемых детей всегда должно исходить из исследования основного конфликта.
12. На первых порах за исходную точку при выработке методики изучения трудного детства можно принять схему разделения, предложенную и применяемую В. Груле, который различает 1) случаи трудновоспитуемости; обусловленные травмирующими влияниями среды (M ilieu-М); 2) случаи, обусловленные внутренне-психологическими факторами в развитии ребенка (Ania-ge-А);. 3) смешанные случаи (МА), которые, в свою очередь, распадаются на два класса в зависимости от доминирующего значения того или другого фактора (Ма и Am). Внутренне-психологические факторы (А) отнюдь не означают, по Груле, непременно патологических задатков.
13. Классификации трудновоспитуемых детей, предложенные Груле, Фолытлендером и другими, могут быть использованы при изучении трудного ребенка как эмпирическая схема.
14. Так как каждый конфликт, приводящий к образованию трудновоспитуемости, коренится в своеобразных, личных, особенных условиях истории развития ребенка, к изучению трудновоспитуемых детей следует применять методы и точку зрения индивидуально-психологические. Так как конфликт обусловлен обычно процессами в глубоких слоях психики-ребенка, часто коренится в бессознательном, к изучению трудновоспитуемого ребенка следует применять методы, проникающие вглубь, позволяющие учесть интимную сторону его психологии. Однако метод психоанализа в его классической форме неприменим при изучении трудного ребенка.
15. Схема изучения трудновоспитуемого ребенка, выработанная обществом "Индивидуальной психологии", может быть использована на первых порах в качестве средства для исследования конфликта, лежащего в основе трудновоспитуемости. Следовало бы во многом изменить, расширить эту схему и применить к специфическим особенностям нашей детской массы трудновоспитуемых. Следовало бы выработать и некоторое видоизменение схемы С. С. Моложавого для изучения трудновоспитуемого ребенка; ценным в его схеме является для этой задачи метод соотнесения поведения со средой. Нужно было бы создать вариант этой схемы для специальной задачи изучения трудного ребенка. Тесты для исследования воли, эмоциональной стороны, фантазии, характера и т. д. могут быть использованы в качестве вспомогательного и ориентировочного средства (Г. Рорщах, Бюран, Донней).
16. Изучение трудновоспитуемого ребенка более, чем какого-либо другого детского типа, должно основываться на длительном наблюдении его в процессе воспитания, на педагогическом эксперименте, на изучении продуктов творчества, игры и всех сторон поведения ребенка.
- Л. С. Выготский. Основы дефектологии.
- Часть первая. Общие вопросы дефектологии. Основные проблемы дефектологии. Введение. Основные проблемы современной дефектологии.
- Глава первая. Дефект и компенсация.
- Глава вторая. Принципы воспитания физически дефективных детей.
- Глава третья. К психологии и педагогике детской дефективности.
- Часть вторая. Специальные вопросы дефектологии. Слепой ребенок.
- Принципы социального воспитания глухонемых детей.
- К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка.
- Трудное детство.
- Moral insanity1.
- К вопросу о динамике детского характера.
- Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка.
- Часть третья. Пограничные вопросы дефектологии. Развитие трудного ребенка и его изучение. Определение и классификация.
- Умственно отсталые дети
- Трудновоспитуемые дети
- Одаренные дети
- Смешанные и переходные формы
- Организационные вопросы
- Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми.
- Основные положения плана педологической исследовательской работы в области трудного детства.
- Коллектив как фактор развития дефективного ребенка.
- Коммунистическая педагогика — педагогика коллектива.
- Предисловие к книге е.К. Грачевой.
- Проблема умственной отсталости.
- Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства.
- Из выступлений, докладов и т.Д. Опытная проверка новых методов обучения глухонемых детей речи. Тезисы
- Методы изучения умственно отсталого ребенка. Тезисы к докладу
- Аномалии культурного развития ребенка
- Из статьи "Итоги съезда".
- К вопросу о длительности детства умственно отсталого ребенка.
- К вопросу о речевом развитии и воспитании глухонемого ребенка. Тезисы доклада
- Культурное развитие аномального и трудновоспитуемого ребенка. Тезисы доклада
- Прения по докладу п. Д. Мерненко
- Прения по докладу п. О. Эфрусси
- Прения по докладу а. М. Щербины
- Послесловие.
- Литература.