Классно-урочная система обучения
Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.
Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:
– постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
– каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
– учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
– каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
– постоянное чередование уроков (расписание);
– руководящая роль учителя (педагогическое управление);
– применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной:
– при массовом охвате детей школьного возраста учебными занятиями данная система обеспечивает организационную четкость и непрерывность работы учащихся и стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;
– предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы школьников;
– обеспечивает возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы;
– создает благоприятные предпосылки дня взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся;
– экономична, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся.
Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых – опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.
Классно-урочная форма организации обучения включает в себя наряду с уроком целый комплекс форм организации учебного процесса. К ним относятся: лекции, семинарские занятия, экскурсии, занятия в учебных мастерских, практикумы, формы трудового и производственного обучения, собеседования, консультации, экзамены, зачеты, формы внеклассной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы) и др. В рамках этих форм обучения может быть организована коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.
Важнейшей особенностью перечисленных выше форм организации обучения является то, что на любой из них учащийся учится работать: слушать, обсуждать вопросы при коллективной работе, сосредоточиваться и организовывать свою работу, высказывать свои суждения, выслушивать других, аргументировать свои доказательства, составлять конспекты, компоновать тексты докладов, работать с источниками знаний, планировать свои действия, организовывать свое рабочее место и т. д.
При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступать в контакты с окружающей средой взрослых.
- Понятие педагогики и этапы ее развития
- Объект, предмет, задачи и функции педагогики
- Структура педагогики и ее связь с другими науками
- Основные категории педагогики
- Методы педагогических исследований
- Изучение и обобщение передового педагогического опыта
- Понятие цели воспитания
- Сущность и направленность педагогических инноваций
- Инновационные учебные заведения
- Функции педагога
- 22. Требования к учителю
- Главные группы способностей
- Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
- Общее понятие о дидактике
- 27. Основные категории дидактики
- Сущность процесса обучения
- Мотивы как главные движущие силы дидактического процесса
- Понятие и сущность метода и приема обучения
- Классификация методов обучения
- Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (и.Я. Лернер, м.Н. Скаткин)
- Словесные методы обучения
- Наглядные и практические методы обучения
- Развивающее обучение
- 51. Проблемное обучение
- 52. Программированное и компьютерное обучение
- Модульное обучение
- Формы организации обучения и их развитие в дидактике
- Классно-урочная система обучения
- Вспомогательные формы обучения
- Неуспеваемость учащихся
- Средства для устранения дидактических причин неуспеваемости
- Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
- Принципы воспитания
- Методы воспитания и методы педагогического воздействия
- 2. Направления воспитательной работы
- Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества
- Правовые основы семейного воспитания
- Семейное воспитание: принципы и содержание
- Типы неправильного воспитания
- Нарушения поведения ребенка в семье Типичные детские реакции нарушения поведения
- Формы зависимого поведения ребенка
- Показатели родительского поведения