Принципы воспитания
Принципы – общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
1. Первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса, – ориентация на ценностные отношения, постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога, которая только и позволяет педагогу распознать отношения там, где их не видно за предметностью мира, позволяет за фактом увидеть явление, за явлением – закономерность, за закономерностью – основания жизни. С помощью педагога дети проходят школу добра, но это не значит, что их выбор предопределен. Отправляясь в самостоятельную жизнь, они сами произведут выбор тех оснований, которые заложат в конструируемую ими судьбу.
2. Второй принцип воспитания – принцип субъектности. Педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе..., будет другим... Ты этого хочешь? Это будет правильно?» Производится раскрытие сущности действий и поступков в их влиянии на протекание жизни, раскрытие нерасторжимой связи всех человеческих действий с состоянием окружающего мира. Это делается в ходе повседневной деятельности, в отдельные часы групповых размышлений, в индивидуальной беседе с ребенком, через обращение к произведениям искусства и через анализ собственных мыслей и собственных переживаний за определенный период или на данный момент жизни.
3. Третий принцип – принцип целостности воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этот принцип гласит: «Принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей уважения к его личности».
К личностным предпосылкам по реализации принципа целостности относятся умения педагога в каждой ситуации расценивать частные и одноактные проявления человека в качестве его отношения к миру и конкретным объектам мира.
Союз трех принципов воспитания придает ему гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.
- Понятие педагогики и этапы ее развития
- Объект, предмет, задачи и функции педагогики
- Структура педагогики и ее связь с другими науками
- Основные категории педагогики
- Методы педагогических исследований
- Изучение и обобщение передового педагогического опыта
- Понятие цели воспитания
- Сущность и направленность педагогических инноваций
- Инновационные учебные заведения
- Функции педагога
- 22. Требования к учителю
- Главные группы способностей
- Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
- Общее понятие о дидактике
- 27. Основные категории дидактики
- Сущность процесса обучения
- Мотивы как главные движущие силы дидактического процесса
- Понятие и сущность метода и приема обучения
- Классификация методов обучения
- Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (и.Я. Лернер, м.Н. Скаткин)
- Словесные методы обучения
- Наглядные и практические методы обучения
- Развивающее обучение
- 51. Проблемное обучение
- 52. Программированное и компьютерное обучение
- Модульное обучение
- Формы организации обучения и их развитие в дидактике
- Классно-урочная система обучения
- Вспомогательные формы обучения
- Неуспеваемость учащихся
- Средства для устранения дидактических причин неуспеваемости
- Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
- Принципы воспитания
- Методы воспитания и методы педагогического воздействия
- 2. Направления воспитательной работы
- Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества
- Правовые основы семейного воспитания
- Семейное воспитание: принципы и содержание
- Типы неправильного воспитания
- Нарушения поведения ребенка в семье Типичные детские реакции нарушения поведения
- Формы зависимого поведения ребенка
- Показатели родительского поведения