Приемы и методы тркм чп (Из опыта работы Панькиной о.Ф., учителя начальных классов мбоу сош №42 г.О. Самара)
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Возможные приемы и методы | ||||||||||||||||
Стадия осмысле - ния | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к знанию «новому» | Ученик читает или слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. |
где голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть
может быть использован на любой из трех стадий урока. Если пользуюсь этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа
| ||||||||||||||||
Стадия рефлек -сии | Вернуть учащихся к первоначальным записям, предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. | Ученики соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления |
Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений». Приём «Шесть шляп». Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. - Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы. 1 группа. Белая шляпа. - С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами. 2 группа. Жёлтая шляпа. - Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений? 3 группа. Чёрная шляпа. -Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. Используйте материал учебника на стр.76-78 4 группа. Красная шляпа. - Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения? 5 группа. Зелёная шляпа. - Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше? 6 группа. Синяя шляпа «Метод шести думательных шляп» Шляпы различаются по цвету. Каждый цвет вызывает в сознании человека определенные чувства и ассоциации. Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима? Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы? Черная шляпа – осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Желтая шляпа – преимущество, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать? Зеленая шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи? Синяя шляпа – размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки. Работа ведется над составлением таких типов вопросов: Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей. Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение (2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)
Это жанр сочинения. Эссе подразумевает свободу творчества. Это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого. Пишем его в свободном стиле (лучше разговорном) и композиции, на любую тему.
Социо-игровое задание: Р (оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от имени, выбранного персонажа. Сложность задачи будет еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается. Итак РАФТ - это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). Начинать надо, конечно, с темы. Давайте обозначим ее общее название. Например: "Праздник последнего звонка в моей школе". Теперь можно перейти к выбору роли. Это очень важный этап. Мы не просто выбираем роль, а пробуем перевоплотиться в персонажа, почувствовать его. Не забудьте, что вам придется искать тот способ словесного воздействия, который позволяет воплотить заданный характер, сделать его узнаваемым. Речь у каждого героя особенная, имеющая свою лексику, свою конструкцию. Подумайте, к кому бы мог обратиться этот герой? То есть выберите аудиторию (адресат) и подумайте о форме, то есть в каком жанре герой мог бы обратиться к выбранной аудитории. Например, Роль - директор, завуч, учитель, родитель, ученик 10 класса, выпускник, ученик 1 класса, почетный гость, колокольчик (звонок), плакат на стене, уборщица, бантик на голове девочки и т.д. Аудитория - подруга, муж, товарищ по даче, жена, начальник УНО, случайный попутчик, какие-либо канцелярские принадлежности и т.п. Форма - эссе, монолог из спектакля, письмо, рассказ, фельетон, страдания, частушки, докладная записка, заявление и т.д. Тема - Праздник последнего звонка в моей школе.
Маленький краб Побежал по ноге. Чистая вода. (МАЦУО БАСЁ) Хлопнула калитка закрываются на ночь лепестки ромашки (ЭТЕЛЬ ЯНОВА)
Наша жизнь - росинка. Пусть лишь капелька росы Наша жизнь - и все же... В японской поэзии существуют довольно жесткие правила написания хокку, которые основаны на таких принципах, как ритм, техника дыхания и особенности языка. Так, подлинные японские хокку создаются по принципу 5-7-5. Это означает, что в первой и последней строчке должно быть ровно по пять слогов, а во второй – семь. Кроме этого, все стихотворение должно состоять из 17 слов. Естественно, что соблюсти эти правила могут лишь люди, которые не только обладают богатым воображением и лишенным условностей внутренним миром, но и великолепным литературным слогом, а также умением емко и красочно излагать свои мысли.
Вот выплыла луна, И каждый мелкий кустик На праздник приглашен. Из сердцевины пиона Медленно выползает пчела... О, с какой неохотой!
Сочинение на определенную тему по одному предложению.
Использую на стадии рефлексии. Данный прием позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.
|
Предлагаем с помощью таблиц познакомиться с основными технологическими алгоритмами урока (серии уроков) и рекомендациями по их использованию на определенных стадиях.
Технологический алгоритм урока
Технологические этапы | ||
I стадия | II стадия | IIIстадия |
Вызов: Актуализация имеющихся знаний; Пробуждение интереса к получению новой информации: Постановка собственных целей обучения | Осмысление содержании: Получение новой информации; Корректировка учеником поставленных целей обучения | Рефлексия |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №1
Этап | Содержание | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Вводный | Постановка дидактической цели | 1 | Объяснение цели предстоящей работы | Знакомство с целью урока |
Стадия вызова | Организация групповой работы | 5 | Формирование групп. Постановка познавательных задач | Знакомство с познавательными задачами |
| Групповая работа с использованием приемов ТРКМЧП |
| Попеременное участие в работе групп. Побуждение к активному поиску. Контроль за ходом групповой работы | Выполнение своего задания. Сбор примеров. Консультации друг с другом и с учителем |
| Отчет групп о результатах работы с принятием решения о дальнейшей деятельности |
| Выслушивание мнений учеников | Отчет о работе. Принятие общего решения |
Стадия осмысления | Организация индивидуальной работы учащихся | 20 | Проведение инструктажа. Раздача дидактического материала. Распределение заданий | Знакомство с материалом. Планирование работы. |
| Работа с информационным текстом с использованием приемов ТРКМЧП |
| Индивидуальные консультации | Переработка информации |
| Выполнение практических заданий |
| Контроль за выполнением практической работы | Самостоятельная работа учащихся с переработанной информацией |
Стадия рефлексии | Дискуссия. Рассмотрение вариантов мнений по одному и тому же вопросу | 4 | Рассмотрение и принятие всех мнений | Живой обмен идеями. Самоанализ деятельности |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №2
Этап | Содержание | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Стадия вызова | Индивидуальная работа над проблемной задачей с использованием приемов ТРКМЧП | 5 | Инструктаж. Знакомство с проблемной задачей | Выполнение задания с опорой на имеющиеся знания |
| Обсуждение способов решения проблемной задачи |
| Рассмотрение всех мнений учащихся. Создание мотива к обучению | Выделение ряда вопросов для решения проблемной задачи |
| Постановка дидактической цели |
| Объяснение цели предстоящей работы | Знакомство с целью урока |
Стадия осмысления | Групповая работа над решением проблемной задачи с использованием приемов ТРКМЧП | 20 | Формирование групп. Контроль за выполнением задания | Поиск путей решения проблемной задачи. Совместная работа учащихся |
| Работа в экспертных группах |
| Новое формирование групп. Контроль за выполнением задания | Обсуждение. Анализ проделанной работы с точки зрения разумности выбора путей решения поставленной задачи. Исправление возможных ошибок |
| Анализ работы групп |
| Рассмотрение и принятие всех мнений | Отчет о проделанной работе. Обсуждение вариантов решения поставленной задачи |
Стадия рефлексии | Отбор значимой информации. Письменная работа по ТРКМЧП | 5 | Инструктаж о проведении письменной работы, направленной на прояснение смысла полученных знаний, построение дальнейшего маршрута обучения | Выполнение письменной работы, представляющей собой переосмысление новой информации |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №3
Этап | Содержание | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Стадия вызова | Дискуссия по ТРКМЧП | 5 | Постановка проблемной задачи, выход на ситуацию для обсуждения | Высказывание различных точек зрения, выявление спорных моментов, противоречий |
| Определение целей предстоящего изучения материала |
| Помощь в выявлении наиболее значимых аспектов решения познавательных задач | Обозначение ряда проблем и вопросов, требующих получения новых знаний |
Стадия осмысления | Групповая работа или работа в парах с использованием приемов ТРКМЧП | 20 | Инструктаж. Раздача дидактического материала | Работа в группах, направленная на решение поставленных задач |
| Анализ проделанной работы |
| Выслушивание мнений учащихся. Высказывание собственной точки зрения | Отчет о проделанной работе. Знакомство с мнением других групп. Обсуждение. Сравнение полученных идей с первоначальными предположениями, возникшими в ходе дискуссии на стадии вызова |
Стадия рефлексии | Совместная письменная работа по ТРКМЧП | 5 | Инструктаж. Контроль за выполнением задания | Запись каждым учеником по одному предложению по данной проблеме. Чтение коллективного сочинения. Анализ, дополнения |
- «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
- Приёмы и методы тркмчп, используемые в предложенных методических разработках
- Приемы и методы тркм чп (Из опыта работы Панькиной о.Ф., учителя начальных классов мбоу сош №42 г.О. Самара)
- Модель урока в технологии ркмчп
- Методическая разработка урока с использованием тркм чп Тема: «Два спряжения глаголов» 4 класс.
- Литература