logo
07-12-2015_19-16-40 / ispolzovanie_priemov_tehnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya_cherez_chtenie_i_pismo_v_nachalnoy_shkole_kak_sredstvo_aktivizacii_poznavatelnoy_deyatelnosti_uchashchihsya

Методическая разработка урока с использованием тркм чп Тема: «Два спряжения глаголов» 4 класс.

(Из опыта работы С.Ф. Каркариной, учителя начальных классов ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстепновка м.р. Волжский Самарской области)

Цели урока:

Предметная:

Личностные:

Метапредметные:

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Оргмомент

Эмоциональное вхождение в урок.

Сотвори Солнце в себе.

1. Сесть в удобную позу лицом к солнцу.

2. Сосредоточиться на мысли о том, что вместе с вдохом в организм поступает солнечная энергия, а с выдохом превращается в свою энергию.

Самоопределение к деятельности.

- Определите, какая часть речи будет героем сегодняшнего урока.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – все в действие придет:

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

II. Актуализация знаний, мотивация.

С каким новым научным словом познакомились на предыдущем уроке?

- Спряжение.

Что такое спряжение?

- Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

III. Работа над новом материалом.

Постановка учебной задачи. Проблематизация.

Род

м.р.

ж.р.

м.р.

ср.р.

ж.р.

Окончание

а я

а я

о е

ь

Посмотрите на экран. О чем напоминает вам таблица?

В зависимости от рода и окончания в начальной форме существительные бывают трех склонений.

Что добавить в таблицу?

Склонение 1,2,3.

Род

м.р.

ж.р.

м.р.

ср.р.

ж.р.

Окончание

а я

а я

о е

ь

Склонение

1

2

3

Устно закончите предложение. Просклонять – это…

Изменить имя существительное по падежам.

Итак имена…;

глаголы…

…склоняются;

…спрягаются.

- Почему ученые выделили 3 склонения существительных?

- Есть 3 набора окончаний при изменении по падежам.

- А как вы думаете, сколько спряжений у глагола? Как узнать?

- Проспрягать.

-Над какой проблемой будем сегодня работать?

Сколько спряжений у глагола?

- Какую поставим перед собой цель?

Узнать, сколько спряжений у глагола.

IV Решение учебной задачи.

- Откройте карточку № 1. Прочитайте задание.

Наблюдая за окончаниями, составьте кластер.

Устно спрягают глаголы, записывают только их окончания.

Составляют кластер.

Работают в парах.

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

I спр.

II спр.

- Сколько вариантов окончаний в каждом лице, кроме 1 л. ед.ч., получилось? Назовите их.

Проговаривают окончания.

1 л. ед.ч.

у

ю

1 л. мн.ч.

ем

им

2 л. ед.ч.

ешь

ишь

2 л. мн. ч.

ете

ите

ет

ит

3 л. мн. ч.

ут

ат

V Исследовательская работа.

- Посмотрите на экран. Сравните со своим кластером. Предположите сколько спряжений у глагола.

- Два спряжения.

- Как подтвердить наше предполажение или опровергнуть его?

- Должно быть правило.

Физкультминутка для глаз по таблице СУС В. Базарного.

VI Первичное закрепление.

- Откройте учебник и прочитайте правило.

- Знакомятся самостоятельно.

- Что подтверждает правило?

- У глаголов наст. и буд. времени 2 спряжения.

- Рассмотрите на экране кластеры. На что обратили внимание.

- У глаголов I спр. в окончании буква е (ё), II спр. – буква и.

- Откройте карточку № 2. Прочтите совет.

- Личные окончания каждого спряжения надо хорошо знать. Запомнить нам поможет подсказка, придуманная ребятами.

I спр. е или ут (ют) едут

II спр. и или ат(ят) и спят

VII Трансформация – незнание в знание.

- Мы знаем правило, подтвердили, что спряжения выыделяют 2. Что теперь нужно научиться делать?

- Определяют спряжение глаголов.

VIII Вторичное закрепление.

- Прочитайте задание к упр.

Как будете записывать глаголы?

- В 2 столбика: I спр. II спр.

- На что будете обращать внимание при рспределении по спряжениям?

- На окончание глаголов.

Физкультминутка.

- Во всех глаголах выделить окончание и отметить все орфограммы.

(Проверка по слайдам на экране).

I

II

спишешь

спешишь

прыгнет

кричат

играем

лепят

катают

гонит

включите

- Кто выполнил работу без ошибок?

У кого была ошибка, исправьте, сделайте пометку на полях. Подумайте, как надо рассуждать, чтобы правильно определить спряжение или найти орфограмму.

Самопроверка.

Учащиеся рссуждвют.

- Какие орфограммы встретились в личных окончаниях глаголов?

- Безударные гласные в окончании: спишешь, прыгнет, играем, гонит

спешишь (жи – ши)

кричат (ча – ща)

- Какую из данных орфограмм мы еще не умеем решать? Что в этом случае делаем?

- Безударная гласная в личных окончаниях глаголов; внимательно списываем с учебника или оставляем окошко.

- Какую орфограмму нам предстоит научиться решать?

- Орфограмма безударных гласных в личных окончаниях глаголов.

- А на месте каких орфограмм смело пишем букву?

1. Буквы парных согласных по глухости – звонкости – т, - ш;

2. Буква е на месте последнего безударного гласного во 2 л. мн.ч. ете, или ите.

Работа в парах .

Тетрадь с печатной основой.

- Прочитайте задание. Есть вопросы по его выполнению? Обсуждайте в паре, каждый записывает спряжение, лицо и число в свою тетрадь.

Проверка работы по слайду на экране.

ете

I, 2 л.

мн. ч

им

II, 1 л. мн.ч.

ешь

I. 2 л.

ед.ч.

ишь

II, 2 л.

ед.ч.

ет

I, 3 л. ед.ч.

ит

II. 3 л.

ед.ч.

ат

II, 3 л.

мн.ч.

ют

I, 3 л. ед.ч.

ите

II. 3 л.

мн. ч.

- Сложная была работа? Кто справился без ошибок?

Если ученики допустили ошибки, они отмечают их и исправляют. Ребенку, который не может самостоятельно испрвить ошибку, оказывается индивидуальная помощь.

IX Итог урока. Рефлексия.

- Какую цель поставили в начале урока?

- Узнать сколько спряжений у глагола.

- Достигли её?

- Да, узнали, что у глагола 2 спряжения.

- Оцените свою работу. Что было трудно нна уроке? Над чем еще нужно поработать? Что нужно знать, чтоб опрделить спряжение глаголов?

- Личные окончания каждого спряжения.

-Какая орфограмма остается не решенной, но уже первый шаг сделан?

- Безударные гласные в личных окончаниях глаголов.

-А почему я говорю, что шаг сделан?

- В зависимости от спряжения вставляем в окончания е или и

X Домашнее задание (по выбору учащихся)

- Как проверите правильность определения спряжения?

- По таблице.

Оценка работы учащихся.

Отметка учащимся.

Технологическая карта + сценарий урока

(Из опыта работы И.М. Середовой МБОУ СОШ № 145г.о. Самара )

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 класс

Авторы учебника: А.А.Плешаков

Раздел. Земля – наш общий дом.

Тема: Люди, города и страны.

Цели:

– Показать связь хозяйства человека с природными условиями.

– Ознакомить детей с городами и странами, с политической картой.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

1. Беседа.

– Ребята, сможете ли вы по внешнему виду животного или растения определить, какой природной зоне он принадлежит?

Детям даётся изображение животного без его названия.

– Тогда возьмите карточки и попробуйте это сделать. (Перед уроком дети делятся на группы)

1-я группа – койот

2-я группа – ковыль

3-я группа – антилопа

4-я группа – суслик

Задание:

1) выявите приспособление;

2) объясните связь приспособления с местом обитания.

– Теперь проверьте себя с помощью учебника

– Что общего у этих животных?

– Расскажите, что происходит внутри экосистемы степи? Как связаны эти животные и растения с другими живыми существами? Какую роль выполняют?

– Смогут ли данные животные и растения комфортно себя чувствовать в другой природной зоне?

Педагог раздаёт фотографии людей разных рас

2. Постановка проблемного вопроса.

– Молодцы! Вы очень хорошо разбираетесь в жизни экосистем, приспособлениях животных. Скажите, сможете ли вы определить вот этих жителей нашей планеты по их зонам и определить приспособления их к окружающей среде?

– Чему будет посвящён наш урок?

На доске появляется тема урока: Люди.

– Какие вопросы и выводы у вас возникают?

– Ребята, что мы сейчас делали?

– Конечно, это сделать не трудно.

Дети выполняют задание. Представляют его для общего обсуждения.

1-я группа. Это хищник серо-коричневого цвета, невысокий, умеет хорошо бегать. Значит, место, где он живёт, позволяет ему быть незаметным для жертвы, которая спасается бегством. Мы считаем, что койот живёт в зоне степей.

2-я группа. Невысокое растение с хорошо развитыми корнями, напоминающими мочалки, узкие листья помогают экономить влагу. Мы считаем, что это растение можно встретить в степной зоне.

3-я группа. Светло-коричневое невысокое травоядное животное, умеющее хорошо бегать. Оно встречается в степной зоне.

4-я группа. Маленький светло-коричневый зверёк с вытянутым туловищем, что говорит о том, что он может пробираться по узким ходам. Скорее всего, он живёт под землёй в норе. Мы решили, что он встречается в степи.

– Они встречаются в степной зоне.

– 3-4 ученика высказывают свои предположения, дополняют друг друга.

– Нет, не смогут, так как они уже адаптированы к своей природной зоне.

– Мы говорили о животных. А это люди. Мы ещё не знакомились с приспособлениями людей.

Дети попытаются объяснить, используя свои знания о приспособлениях животных. И угадывают место, откуда исконно происходили эти расы.

(Дети высказывают свои мнения.) Мы будем говорить о приспособлениях людей к окружающей среде.)

– Мы обратили внимание, что люди, фотографии которых мы видели, очень разные, и можно найти объяснение тому, почему они так выглядят?

– Надо выяснить, как приспосабливался человек к условиям окружающей среды?

– Какие трудности испытывал человек, когда он был участником экосистемы?

– Мы знаем, что человек разумен. Тогда следует подумать, как эта особенность человека помогла ему приспособиться к месту обитания?

– Составляли план, планировали свою деятельность.

Познавательные УУД

(на протяжении всего урока)

1. Развиваем умения извлекать информацию иллюстраций.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

5. Ориентироваться на развороте учебника.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Можно просмотреть видеофрагмент о жизни племён, которые до сих пор вписываются в жизнь экологических систем (или работать с иллюстрацией)

1. Беседа.

– Ребята, после того как вы просмотрели иллюстрацию, скажите какую роль выполнял человек в экосистеме?

– Чем он внешне отличался от животных?

– Как животные приспосабливаются к условиям разных температур?

– Что произошло с людьми?

– Теперь давай проверим, верны ли наши выводы?

2. Работа в учебнике.

– Прочитайте текст.

– И так, мы выяснили, как человек приспосабливался к жизни в экосистеме.

– давайте попробуем ответить на второй вопрос нашего плана.

– Скажите, просто ли было человеку охотиться и собирать плоды растений?

– А если бы охота и сбор плодов были удачны, что могло бы произойти?

3.Беседа.

– Человеку важно ещё и защищаться от более крупных хищников?

– Значит, что люди не перемещались так, как это делали животные. Что же они придумали?

– Как называется такое ведение хозяйства?

– Проверьте свои выводы на стр. учебника. Дополните свои ответы.

– Можем ли мы вернуться к вопросу, который вызвал у нас затруднение в начале урока?

Возвращаемся к фотографиям людей.

– С чем связаны различия внешности людей разных рас?

– Давайте рассмотри каждую человеческую расу?

Составляется клайстер

– Сделайте общий вывод по каждому обсуждаемому вопросу.

– А как изменилась жизнь современного человечества?

– Где живут эти люди?

– Чем город отличается от деревни?

– Как вы думаете, города – это самые большие объединения людей? Какой вопрос может возникнуть по этому поводу?

– Значит, кроме городов люди объединяются по месту жительства в страны. А что такое страна?

– Что вы знаете о разных странах?

– Когда люди выбирали место для села, что им было важно?

– Можно ли как-то определить местоположение названных вами стран?

– Мы считаем, что человек в экосистеме исполнял роль «едока». Он питался как растениями, так и животными. Растения он искал, а на животных охотился, как это делают хищники.

– У человека нет такого густого шерстяного покрова, он умеет прямо ходить…

– У них меняется их внешний вид, изменяется окраска, шерсть становится более густой…

– Они использовали шкуры животных и особые растения для изготовления одежды.

Ребята читают и приходят к выводу, что их версия совпадает с мнением учебника.

– Животных и растений становилось бы всё меньше, в результате сами люди стали бы голодать и могли умереть. Они это понимали.

– Да, они научились строить жилища или приспосабливать для них пещеры

– Они строили жилища, а рядом с ними стали сажать растения.

– Чтобы избежать голода, люди научились разводить скот и выращивать растения.

–Это скотоводство и земледелие.

– С разными условиями мест, где они живут (смена времён года в умеренном климате, жаркое солнце, сильный ветер открытых пространств).

– Дети называют расы (с помощью учебника или с помощью ранее полученных знаний)

– Человек сначала являлся полноправным участником экосистемы, и на него действовали законы природы, как и на всех. Поэтому появились расы. Далее человек, понимая, что может в естественных условиях погибнуть от голода и холода, придумал, как можно сделать охоту и собирательство независимым от случайностей. Так появились земледелие и скотоводство. Так постепенно человек мог перемещаться в разные места, защищать свою жизнь и жизнь своих подопечных от их врагов. Поэтому он уже меньше зависел от природных условий, умел делать всё необходимое для жизни сам.

– Они стали жить в городах, там условия похожи. Они могут переезжать с места на место, звонить по телефону и т.п.(

– В городах и сёлах.

– В городах многоэтажные дома, много видов профессий для людей, заводы, фабрики, институты, магазины.

– Не существует ли более крупных объединений людей? Может это страны?

– Мы узнали, что города находятся в странах. Это территория, которую занимает один народ с общей историей, культурой и языком. Руководит страной правительство, оно и продумывает, каким будет государство в будущем. Правительство располагается в главном городе – столице. У каждого государства есть свои культурные ценности и свой флаг.

– Каковы особенности рельефа, есть ли водоём, можно ли найти место для построения домов, для посадки растений, для выгула животных?

Дети говорят о специальной карте, на которой можно увидеть все страны мира.(политическая карта)

Коммуникативные УУД (на протяжении всего урока)

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

– Что обозначают на политической карте?

Работа с политической картой в конце учебника

– Подумайте, что обозначают цвета на карте, названия, нанесённые красным шрифтом и чёрным.

– Какая линия разделяет соседние страны?

Ученики выполняют задания, совместно обсуждая их в группе, которые были распределены в начале урока, а затем и в классе.

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Как работал ты?

Дети высказывают свои мнения

– Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные УУД

1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ

V. Домашнее задание.

– Рассмотреть политическую карту, выбрать страну (город) и подготовить информацию о людях проживающих на этой территории. Работу оформить на листах А4.

Поиск новых путей активизации познавательной деятельности школьников является одной из неотложных задач современной педагогики. Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках в начальной школе – один из путей модернизации и совершенствования учебного процесса. Это создаёт широкое образовательное пространство, где может происходить продуктивное развитие не только учащихся, но и педагогов.