Методическая разработка урока с использованием тркм чп Тема: «Два спряжения глаголов» 4 класс.
(Из опыта работы С.Ф. Каркариной, учителя начальных классов ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстепновка м.р. Волжский Самарской области)
Цели урока:
Предметная:
Помочь «открыть» наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого.
Продолжить развивать орфографическую зоркость (акцент на личные окончания глаголов), зрительную память.
Личностные:
Развивать учебно-познавательный интерес к нового учебному материалу и способам решения новой задачи.
Формировать умение оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.
Метапредметные:
Познавательные:
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Регулятивные:
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Высказывать свои предложения относительно способов решения учебной задачи.
Оценивать правильность выполнения действий вносить коррективы.
Коммуникативные:
Формулировать собственное мнение.
Работать в сотрудничестве.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь.
Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Оргмомент Эмоциональное вхождение в урок. Сотвори Солнце в себе. 1. Сесть в удобную позу лицом к солнцу. 2. Сосредоточиться на мысли о том, что вместе с вдохом в организм поступает солнечная энергия, а с выдохом превращается в свою энергию. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самоопределение к деятельности. - Определите, какая часть речи будет героем сегодняшнего урока. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – все в действие придет: Летит ракета, Люди строят здания, Цветут сады, И хлеб в полях растет. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний, мотивация. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С каким новым научным словом познакомились на предыдущем уроке? | - Спряжение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что такое спряжение? | - Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Работа над новом материалом. Постановка учебной задачи. Проблематизация. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Род | м.р. | ж.р. | м.р. | ср.р. | ж.р. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Окончание | а я | а я |
| о е | ь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Посмотрите на экран. О чем напоминает вам таблица? | В зависимости от рода и окончания в начальной форме существительные бывают трех склонений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что добавить в таблицу? | Склонение 1,2,3. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Устно закончите предложение. Просклонять – это… | Изменить имя существительное по падежам. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итак имена…; глаголы… | …склоняются; …спрягаются. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Почему ученые выделили 3 склонения существительных? | - Есть 3 набора окончаний при изменении по падежам. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- А как вы думаете, сколько спряжений у глагола? Как узнать? | - Проспрягать. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Над какой проблемой будем сегодня работать? | Сколько спряжений у глагола? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какую поставим перед собой цель? | Узнать, сколько спряжений у глагола. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV Решение учебной задачи. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Откройте карточку № 1. Прочитайте задание. Наблюдая за окончаниями, составьте кластер. | Устно спрягают глаголы, записывают только их окончания. Составляют кластер. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работают в парах. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. I спр. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II спр.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Сколько вариантов окончаний в каждом лице, кроме 1 л. ед.ч., получилось? Назовите их. | Проговаривают окончания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1 л. ед.ч. | у | ю | 1 л. мн.ч. | ем | им |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 л. ед.ч. | ешь | ишь | 2 л. мн. ч. | ете | ите |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ет | ит | 3 л. мн. ч. | ут | ат |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
V Исследовательская работа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Посмотрите на экран. Сравните со своим кластером. Предположите сколько спряжений у глагола. | - Два спряжения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Как подтвердить наше предполажение или опровергнуть его? | - Должно быть правило. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка для глаз по таблице СУС В. Базарного. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI Первичное закрепление. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Откройте учебник и прочитайте правило. | - Знакомятся самостоятельно. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что подтверждает правило? | - У глаголов наст. и буд. времени 2 спряжения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Рассмотрите на экране кластеры. На что обратили внимание. | - У глаголов I спр. в окончании буква е (ё), II спр. – буква и. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Откройте карточку № 2. Прочтите совет. | - Личные окончания каждого спряжения надо хорошо знать. Запомнить нам поможет подсказка, придуманная ребятами. I спр. е или ут (ют) едут II спр. и или ат(ят) и спят | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII Трансформация – незнание в знание. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Мы знаем правило, подтвердили, что спряжения выыделяют 2. Что теперь нужно научиться делать? | - Определяют спряжение глаголов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII Вторичное закрепление. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Прочитайте задание к упр. Как будете записывать глаголы? | - В 2 столбика: I спр. II спр. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- На что будете обращать внимание при рспределении по спряжениям? | - На окончание глаголов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Во всех глаголах выделить окончание и отметить все орфограммы. (Проверка по слайдам на экране). |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| I | II |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
спишешь | спешишь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прыгнет | кричат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
играем | лепят | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
катают | гонит | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| включите | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Кто выполнил работу без ошибок? У кого была ошибка, исправьте, сделайте пометку на полях. Подумайте, как надо рассуждать, чтобы правильно определить спряжение или найти орфограмму. | Самопроверка. Учащиеся рссуждвют. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какие орфограммы встретились в личных окончаниях глаголов? | - Безударные гласные в окончании: спишешь, прыгнет, играем, гонит спешишь (жи – ши) кричат (ча – ща) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какую из данных орфограмм мы еще не умеем решать? Что в этом случае делаем? | - Безударная гласная в личных окончаниях глаголов; внимательно списываем с учебника или оставляем окошко. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какую орфограмму нам предстоит научиться решать? | - Орфограмма безударных гласных в личных окончаниях глаголов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- А на месте каких орфограмм смело пишем букву? | 1. Буквы парных согласных по глухости – звонкости – т, - ш; 2. Буква е на месте последнего безударного гласного во 2 л. мн.ч. ете, или ите. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в парах . Тетрадь с печатной основой. - Прочитайте задание. Есть вопросы по его выполнению? Обсуждайте в паре, каждый записывает спряжение, лицо и число в свою тетрадь. | Проверка работы по слайду на экране. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ете | I, 2 л. мн. ч | им | II, 1 л. мн.ч. | ешь | I. 2 л. ед.ч. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
ишь | II, 2 л. ед.ч. | ет | I, 3 л. ед.ч. | ит | II. 3 л. ед.ч. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
ат | II, 3 л. мн.ч. | ют | I, 3 л. ед.ч. | ите | II. 3 л. мн. ч. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Сложная была работа? Кто справился без ошибок? | Если ученики допустили ошибки, они отмечают их и исправляют. Ребенку, который не может самостоятельно испрвить ошибку, оказывается индивидуальная помощь. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX Итог урока. Рефлексия. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какую цель поставили в начале урока? | - Узнать сколько спряжений у глагола. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Достигли её? | - Да, узнали, что у глагола 2 спряжения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Оцените свою работу. Что было трудно нна уроке? Над чем еще нужно поработать? Что нужно знать, чтоб опрделить спряжение глаголов? | - Личные окончания каждого спряжения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Какая орфограмма остается не решенной, но уже первый шаг сделан? | - Безударные гласные в личных окончаниях глаголов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-А почему я говорю, что шаг сделан? | - В зависимости от спряжения вставляем в окончания е или и | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
X Домашнее задание (по выбору учащихся) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Как проверите правильность определения спряжения? | - По таблице. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка работы учащихся. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отметка учащимся. |
Технологическая карта + сценарий урока
(Из опыта работы И.М. Середовой МБОУ СОШ № 145г.о. Самара )
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2 класс
Авторы учебника: А.А.Плешаков
Раздел. Земля – наш общий дом.
Тема: Люди, города и страны.
Цели:
– Показать связь хозяйства человека с природными условиями.
– Ознакомить детей с городами и странами, с политической картой.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | 1. Беседа. – Ребята, сможете ли вы по внешнему виду животного или растения определить, какой природной зоне он принадлежит? Детям даётся изображение животного без его названия. – Тогда возьмите карточки и попробуйте это сделать. (Перед уроком дети делятся на группы) 1-я группа – койот 2-я группа – ковыль 3-я группа – антилопа 4-я группа – суслик Задание: 1) выявите приспособление; 2) объясните связь приспособления с местом обитания.
– Теперь проверьте себя с помощью учебника – Что общего у этих животных? – Расскажите, что происходит внутри экосистемы степи? Как связаны эти животные и растения с другими живыми существами? Какую роль выполняют? – Смогут ли данные животные и растения комфортно себя чувствовать в другой природной зоне?
Педагог раздаёт фотографии людей разных рас 2. Постановка проблемного вопроса. – Молодцы! Вы очень хорошо разбираетесь в жизни экосистем, приспособлениях животных. Скажите, сможете ли вы определить вот этих жителей нашей планеты по их зонам и определить приспособления их к окружающей среде?
– Чему будет посвящён наш урок?
На доске появляется тема урока: Люди. – Какие вопросы и выводы у вас возникают?
– Ребята, что мы сейчас делали? |
– Конечно, это сделать не трудно.
Дети выполняют задание. Представляют его для общего обсуждения. 1-я группа. Это хищник серо-коричневого цвета, невысокий, умеет хорошо бегать. Значит, место, где он живёт, позволяет ему быть незаметным для жертвы, которая спасается бегством. Мы считаем, что койот живёт в зоне степей. 2-я группа. Невысокое растение с хорошо развитыми корнями, напоминающими мочалки, узкие листья помогают экономить влагу. Мы считаем, что это растение можно встретить в степной зоне. 3-я группа. Светло-коричневое невысокое травоядное животное, умеющее хорошо бегать. Оно встречается в степной зоне. 4-я группа. Маленький светло-коричневый зверёк с вытянутым туловищем, что говорит о том, что он может пробираться по узким ходам. Скорее всего, он живёт под землёй в норе. Мы решили, что он встречается в степи.
– Они встречаются в степной зоне. – 3-4 ученика высказывают свои предположения, дополняют друг друга.
– Нет, не смогут, так как они уже адаптированы к своей природной зоне.
– Мы говорили о животных. А это люди. Мы ещё не знакомились с приспособлениями людей. Дети попытаются объяснить, используя свои знания о приспособлениях животных. И угадывают место, откуда исконно происходили эти расы. – (Дети высказывают свои мнения.) Мы будем говорить о приспособлениях людей к окружающей среде.)
– Мы обратили внимание, что люди, фотографии которых мы видели, очень разные, и можно найти объяснение тому, почему они так выглядят? – Надо выяснить, как приспосабливался человек к условиям окружающей среды? – Какие трудности испытывал человек, когда он был участником экосистемы? – Мы знаем, что человек разумен. Тогда следует подумать, как эта особенность человека помогла ему приспособиться к месту обитания? – Составляли план, планировали свою деятельность. | Познавательные УУД (на протяжении всего урока) 1. Развиваем умения извлекать информацию иллюстраций. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Обобщать и классифицировать по признакам. 5. Ориентироваться на развороте учебника. 6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Личностные результаты 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | Можно просмотреть видеофрагмент о жизни племён, которые до сих пор вписываются в жизнь экологических систем (или работать с иллюстрацией) 1. Беседа. – Ребята, после того как вы просмотрели иллюстрацию, скажите какую роль выполнял человек в экосистеме?
– Чем он внешне отличался от животных?
– Как животные приспосабливаются к условиям разных температур?
– Что произошло с людьми?
– Теперь давай проверим, верны ли наши выводы? 2. Работа в учебнике. – Прочитайте текст. – И так, мы выяснили, как человек приспосабливался к жизни в экосистеме. – давайте попробуем ответить на второй вопрос нашего плана. – Скажите, просто ли было человеку охотиться и собирать плоды растений? – А если бы охота и сбор плодов были удачны, что могло бы произойти?
3.Беседа. – Человеку важно ещё и защищаться от более крупных хищников?
– Значит, что люди не перемещались так, как это делали животные. Что же они придумали?
– Как называется такое ведение хозяйства? – Проверьте свои выводы на стр. учебника. Дополните свои ответы. – Можем ли мы вернуться к вопросу, который вызвал у нас затруднение в начале урока? Возвращаемся к фотографиям людей. – С чем связаны различия внешности людей разных рас?
– Давайте рассмотри каждую человеческую расу? Составляется клайстер
– Сделайте общий вывод по каждому обсуждаемому вопросу.
– А как изменилась жизнь современного человечества?
– Где живут эти люди? – Чем город отличается от деревни?
– Как вы думаете, города – это самые большие объединения людей? Какой вопрос может возникнуть по этому поводу? – Значит, кроме городов люди объединяются по месту жительства в страны. А что такое страна? – Что вы знаете о разных странах?
– Когда люди выбирали место для села, что им было важно?
– Можно ли как-то определить местоположение названных вами стран?
|
– Мы считаем, что человек в экосистеме исполнял роль «едока». Он питался как растениями, так и животными. Растения он искал, а на животных охотился, как это делают хищники. – У человека нет такого густого шерстяного покрова, он умеет прямо ходить…
– У них меняется их внешний вид, изменяется окраска, шерсть становится более густой… – Они использовали шкуры животных и особые растения для изготовления одежды.
Ребята читают и приходят к выводу, что их версия совпадает с мнением учебника.
– Животных и растений становилось бы всё меньше, в результате сами люди стали бы голодать и могли умереть. Они это понимали.
– Да, они научились строить жилища или приспосабливать для них пещеры
– Они строили жилища, а рядом с ними стали сажать растения. – Чтобы избежать голода, люди научились разводить скот и выращивать растения. –Это скотоводство и земледелие.
– С разными условиями мест, где они живут (смена времён года в умеренном климате, жаркое солнце, сильный ветер открытых пространств).
– Дети называют расы (с помощью учебника или с помощью ранее полученных знаний)
– Человек сначала являлся полноправным участником экосистемы, и на него действовали законы природы, как и на всех. Поэтому появились расы. Далее человек, понимая, что может в естественных условиях погибнуть от голода и холода, придумал, как можно сделать охоту и собирательство независимым от случайностей. Так появились земледелие и скотоводство. Так постепенно человек мог перемещаться в разные места, защищать свою жизнь и жизнь своих подопечных от их врагов. Поэтому он уже меньше зависел от природных условий, умел делать всё необходимое для жизни сам.
– Они стали жить в городах, там условия похожи. Они могут переезжать с места на место, звонить по телефону и т.п.( – В городах и сёлах. – В городах многоэтажные дома, много видов профессий для людей, заводы, фабрики, институты, магазины. – Не существует ли более крупных объединений людей? Может это страны?
– Мы узнали, что города находятся в странах. Это территория, которую занимает один народ с общей историей, культурой и языком. Руководит страной правительство, оно и продумывает, каким будет государство в будущем. Правительство располагается в главном городе – столице. У каждого государства есть свои культурные ценности и свой флаг. – Каковы особенности рельефа, есть ли водоём, можно ли найти место для построения домов, для посадки растений, для выгула животных? Дети говорят о специальной карте, на которой можно увидеть все страны мира.(политическая карта)
|
Коммуникативные УУД (на протяжении всего урока) 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
|
ΙΙΙ. Применение нового знания. | – Что обозначают на политической карте? Работа с политической картой в конце учебника – Подумайте, что обозначают цвета на карте, названия, нанесённые красным шрифтом и чёрным. – Какая линия разделяет соседние страны? | Ученики выполняют задания, совместно обсуждая их в группе, которые были распределены в начале урока, а затем и в классе. |
|
ΙV. Итог урока. | – Что нового узнали? – Как узнали, что помогло? – Где пригодятся знания? – Как работал ты? | Дети высказывают свои мнения – Осуществляют познавательную и личностную рефлексию. | Регулятивные УУД 1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ |
V. Домашнее задание.
| – Рассмотреть политическую карту, выбрать страну (город) и подготовить информацию о людях проживающих на этой территории. Работу оформить на листах А4. |
|
|
Поиск новых путей активизации познавательной деятельности школьников является одной из неотложных задач современной педагогики. Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках в начальной школе – один из путей модернизации и совершенствования учебного процесса. Это создаёт широкое образовательное пространство, где может происходить продуктивное развитие не только учащихся, но и педагогов.
- «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
- Приёмы и методы тркмчп, используемые в предложенных методических разработках
- Приемы и методы тркм чп (Из опыта работы Панькиной о.Ф., учителя начальных классов мбоу сош №42 г.О. Самара)
- Модель урока в технологии ркмчп
- Методическая разработка урока с использованием тркм чп Тема: «Два спряжения глаголов» 4 класс.
- Литература