logo
33-37

Формы организации обучения: сущность, классификация, история возникновения

Форма педагогическая - исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения. Форма рассматривается как способ выражения содержания, следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.). Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения.

Все формы находятся в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность студентов. На основании этого выделяют формы деятельности студентов по количеству участников: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые).

Индивидуальная форма - углубленная индивидуализация обучения, когда каждому студенту дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого студента. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных типов, программированном обучении, углублении знаний и ликвидации в них пробелов.

Групповая форма - предусматривает разделение группы студентов на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: составление технологического маршрута или изучение технологического процесса, конструкция приспособления или инструмента, выполнение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений.

Фронтальная форма - предполагает совместную деятельность всей учебной группы: преподаватель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, студенты работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Студентам обеспечивается одновременное продвижение в учении.

По месту учебы различают школьные (уроки, лабораторные занятия, работа в мастерских, на пришкольном участке и др.) и внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях ит.д.) формы обучения.

По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин.), спаренные занятия (90 мин.), спаренные укороченные занятия (70 мин.), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.

Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения. В разные периоды времени отдавалось преимущество разным формам организации:

Индивидуальной как самой древней и практически единственной в античности и средневековье, сохранившейся до сего времени в виде репетиторства.

Индивидуально-групповой в школах позднего средневековья.

Взаимного обучения (белл–ланкастерская система в Англии). Её авторами являются священник А.Белль и учитель Дж.Ланкастер. Старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а потом обучали других, тех кто знает меньше. Она была вызвана стремлением её достичь требуемой в то время хотя бы минимальной грамотности рабочих при минимальных же затратах. Эта система использовалась в нашей стране при массовой организации ликвидации неграмотности среди населения (после Октябрьской революции). В связи с быстрым падением уровня образования не получила широкого распространения.

Бетовская (батовская) система обучения как форма индивидуализации обучения появилась в начале XXв. в США. Процесс обучения делится на две части: первая часть – это учебная работа с классом в целом; а вторая – индивидуальные занятия с теми учащимися, которые нуждаются в таких занятиях (с отстающими или неспособными).

Маннгеймская система, названная по наименованию города Мангейм, где она впервые была применена. Она предусматривает дифференциацию обучения по способностям учащихся на основе психометрических обследований, характеристик учителей и экзаменов. Основатель системы Йозеф Зиккенгер (1858-1930гг.) выделял четыре основных группы: сильные, средние, слабые ученики и класс для умственно отсталых. Влияние данной системы прослеживается и сейчас во многих странах (США, Англии, Франции и др.), в том числе и в нашей стране при организации элективных школ (лицеев, гимназий и др.). Позже с развитием науки была показана несостоятельность фундамента этой системы. Предполагалось, что способности заложены в человека биологически, и с помощью теста интеллекта можно было определить «правильный» для человека класс раз и навсегда.

Дальтон-план как радикальная система индивидуализированного обучения впервые был предложен учительницей Еленой Паркхерст в начале XXв в г.Дальтон (США). Идея этой формы обучения состояла в том, что успех учебной деятельности зависит от приспособления темпа работы в школе к возможностям каждого ученика, его способностей. Достоинства этой системы —она позволяла приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучая их к самостоятельности, стимулируя инициативу и творчество. Недостатки – отсутствие систематических знаний и порождение нездоровое соперничество среди учащихся, затраты большого количества времени. По этим причинам Дальтон-план не получил широкого распространения.

Разновидностью Дальтон-плана оказался план Трампа (50-60 гг. XXв.). Автором этой формы был профессор Ллойд Трамп, пытавшийся максимально стимулировать индивидуальное обучение с помощью гибких форм его организации. При таком обучении сочетаются занятия в больших аудиториях, в малых группах с индивидуальными занятиями, с использованием передовых технологий (на то время — телевидение, ЭВМ). «Неградуированные классы»: ученик из-за разного темпа изучения разных предметов по одному предмету может учиться в 5-ом классе, а по другому предмету быть в 3-ем классе. Массовые школы применяют в своей работе лишь отдельные элементы этого плана: обучение бригадой учителей, использование помощников учителей, занятия в больших аудиториях, организация самостоятельной работы учащихся в кабинетах.

Из этого исторического анализа их развития можно констатировать, что наиболее устойчивой оказалась классно-урочная система. Но не следует забывать, что оправдавшееся вовсе не навсегда остается неизменным, что в нем нет никаких недостатков. В современности активно развиваются все формы организации обучения.