logo
33-37

Урок: сущность, классификация, структура и типы уроков, нестандартные уроки, подготовка к уроку

Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива. В такой форме проходят занятия в большинстве образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях, колледжах и т. п.) в условиях классно-урочной системы обучения. Одна из важнейших особенностей традиционного урока заключается в том, что учитель прежде всего озабочен организацией своей деятельности на уроке, а не деятельностью учащихся, хотя сущность процесса обучения требует продумывания организации и стимулирования, прежде всего познавательной деятельности учащихся.

Традиционной считается классификация по дидактическим целям и месту в общей системе уроков. Такая классификация была обоснована известными педагогами И.Н. Казанцевым и Б.П. Есиповым. Они выделяли всего шесть типов уроков.

1 Уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом:

а) цель – ознакомление учащихся с конкретными явлениями и понятиями;

б) цель – осмысление и усвоение учебного материала;

в) уроки, на которых сообщается ряд фактов и выводов.

2 Уроки закрепления знаний:

а) уроки повторения пройденного в начале учебного года, после длительного перерыва (каникулы);

б) уроки текущего повторения.

3 Уроки обобщения и систематизации изученного.

4 Уроки формирования и закрепления умений и навыков.

5 Уроки проверки знаний:

а) уроки устной проверки;

б) уроки письменной проверки;

в) уроки с проверочными заданиями практического характера;

г) уроки разбора проверочных (контрольных, самостоятельных) работ.

6 Комбинированные уроки, которые включают в себя элементы всех предыдущих типов.

Под структурой учебного занятия понимается логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока.

В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия

Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:

1.организационный этап

2.этап проверки домашнего задания

3.этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятитю нового материала

4.этап изучения новых знаний и способов деятельности

5.этап первичной проверки понимания изученного

6.этап закрепления изученного

7.этап применения изученного

8.этап обобщения и систематизации

9.этап контроля и самоконтроля

10.этап коррекции

11.этап информации о домашнем задании

12.этап подведения итогов занятия

13.этап рефлексии

Типологией по основному способу (форме) проведения их подразделяют на уроки:

 в форме беседы;

 лекции;

 экскурсии;

 киноуроки;

 самостоятельная работа учащихся;

 лабораторные и практические работы;

 сочетание различных форм занятий.

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок “Дублер начинает действовать”.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал.

5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок “Подарок от Хоттабыча”.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Подготовка учителя и учащихся к уроку

Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью учителя и учащихся, которая в свою очередь зависит от подготовки их к уроку. К сожалению, этому вопросу не уделяют должного внимания в практической работе многие учителя. Между тем целенаправленная подготовка учеников к следующему уроку (или урокам) создает у них положительный психологический настрой, вызывает повышенный познавательный интерес. Тщательная подготовка к уроку особенно необходима для молодых учителей.

В подготовке учителя к уроку различают два этапа: предварительный и непосредственный.

Предварительная подготовка к уроку состоит в: изучении учителем специальной, педагогической и методической литературы; тщательном ознакомлении с содержанием и требованиями учебной программы по своему предмету и объяснительной запиской к ней; в тщательном ознакомлении с содержанием с учебников и учебных пособий, с опытом работы других учителей; анализе личного опыта в предшествовавшие периоды; в определении места данного урока в системе уроков по разделу или теме программы, в тематическом планировании. Учителю необходимо также познакомиться с программами и учебниками по смежным предметам и по своему предмету в младших и старших классах.

Перед началом учебного года учитель распределяет во времени изучение всех тем программы, устанавливая соответствующие календарные сроки с учетом количества недельных часов, отводимых учебным планом на изучение данного предмета, и расписания учебных занятий. В методических журналах учителям рекомендуется тематическое планирование учебной работы по предмету. При этом определяется тема каждого урока содержание и основные виды работ, выполняемых на уроке. Признано нецелесообразным устанавливать обязательную и единую для всех форму тематического плана, так как она зависит от специфики учебных предметов и особенностей системы работы учителя.

Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков, отборе и проверке необходимых пособий и оборудования. План урока (иногда его называют рабочим планом урока в отличие от тематического плана) необходим для каждого учителя. Различается обычно только его объем от подробного конспекта у начинающего учителя . Лучше для своих первых уроков составлять подробный конспект с указанием детального содержания и описанием хода урока и всех своих действий.