logo
studentbank

Введение

Изменения, происходящие в социально-культурной жизни страны, адекватно отражаются в педагогической теории и практике. Новая функция образования, обусловленная культурой, призвана способствовать развитию творческой личности (Абульханова-Славская, В.С.Библер, Н.Е. Щеркова и др.)

Во многих научных исследованиях прослеживается мысль об использовании искусства в воспитании творческой личности. Работы Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, В.Н. Шацкой и др. заложили основы для разработки новой области научного знания – музыкальной психологии. В последние годы появился ряд публикаций по музыкальной психологии (труды В.Н. Петрушина, А.В. Ражникова, Н.В.Сусловой, Т.С. Тарасова, Г.М. Цыпина и др.), в которых рассматриваются отдельные грани музыкального мышления. Большую ценность представляют работы, выполненные на стыке музыкальной психологии и музыкознания (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, М.С. Торчеус и др.).

В то же время реально существующая логика развития творческих способностей учащихся ДМШ вступает в противоречие с методикой развития музыкального мышления учащихся, в частности на уроках сольфеджио. Это позволило определить тему исследования как «Развитие музыкального мышления у учащихся младших классов в условиях музыкальной школы».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке музыкального мышления учащихся ДМШ на уроках сольфеджио.

Объект исследования – процесс музыкального воспитания учащихся 7-9 лет на уроках сольфеджио в ДМШ.

Предмет исследования – педагогические условия развития музыкального мышления детей на уроках сольфеджио.

В качестве гипотезы исследования выступают следующие предположения.

Развитие музыкального мышления учащихся ДМШ на уроках сольфеджио будет эффективным, если:

- выявлены особенности музыкального мышления детей младшего школьного возраста;

- определены показатели и уровни развития музыкального мышления учащихся;

- разработаны системы работы педагога по развитию музыкального мышления.

Цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили постановку основных задач:

  1. Раскрыть теоретические основы музыкального мышления учащихся.

  2. Провести историко-теоретический анализ обращения к проблеме музыкального мышления.

  3. Разработать показатели музыкального мышления, выявить уровни и динамику развития музыкального мышления на уроках сольфеджио.

  4. Разработать и апробировать технологию развития музыкального мышления детей на уроках сольфеджио.

Методологической основой исследования является гуманистическая направленность в педагогике, опирающаяся на системный, деятельностный, личностно-ориентированный и целостный подходы к личности.

Для решения поставленных задач в работе использовались методы исследования:

- анализ философской, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы;

- наблюдение за учащимися на уроках сольфеджио;

- педагогический эксперимент.

Экспериментальная база исследования – Детская музыкальная школа. Общее число респондентов – 10.

Практическая значимость исследования:

- предложенная диагностика музыкального мышления может найти применение в ДМШ и ДШИ;

- материалы работы могут служить основой для проведения курсов, педагогических советов, методических объединений по проблеме развития музыкального мышления в школе.

Структура дипломной работы представляет введение, 2 главы (7§), заключение и библиографию (74 источника).