41.Методы стимулирования и коррекции поведения школьников.
Сущность действия методов стимулирования состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения учащихся с помощью его оценки.
Применяются методы стимулирования с целью: активизации личности к деятельности, закрепления положительных действий, побуждения к деятельности, поддерживания интереса к деятельности. В эту группу методов входят: требование, доверие, перспектива, традиции, соревнование, общественное мнение, одобрение (поощрение), осуждение (наказание), метод «взрыва» (одномоментный и специально организованный), переключение, обеспечение успеха в деятельности и т. д.Поощрение—это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученика к улучшению его поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность учителя, взрослых, награждение книгами и другие материальные награды. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется младшим школьникам и неуверенным в себе детям.Наказание—это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В отечественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия (в 20-е годы). Однако позже было признано правомерным педагогически грамотное применение наказания: оно, вызывая чувство стыда, неудовлетворенности, корректирует поведение ученика, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство личности. Формы наказания разнообразны: замечание учителя, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил — убери, нагрубил — извинись.Соревнование. Детям в любом возрасте свойственно стремление к первенству. Желание утвердиться в окружающей среде — врожденная потребность человека. Реализация этой потребности происходит в соревновании. Результаты соревнований надолго закрепляют положение воспитанника в коллективе. Это естественное, природное стремление к соперничеству У детей необходимо использовать при воспитании. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развиваются интеллектуально, физически, нравственно и эстетически. Сравнивая свои результаты с успехами одноклассников, они получают стимул собственного роста и дальнейшего самосовершенствования.
- 1.Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики.
- 2.Структура педагогической науки и ее основные отрасли.
- 3.Место педагогики в системе педагогических наук о человеке. Связь педагогики с другими науками.
- 4.Основные категории педагогики, их характеристика.
- 5.Методологические основы педагогики.
- 6.Принципы образовательной гос. Политики.
- 7.Характеристика учебных заведений нового типа.
- 8.Стили пед. Управления.
- 9.Стили пед. Общения.
- 10.Методы изучения пед. Деятельности.
- 11.Проблемы целеполагания в педагогике. Трактовка цели в законодательных документах рб.
- 12.Методика целеполагания.
- 13.Развитие личности как пед. Проблема. Внешние и внутренние факторы ее развития.
- 14.Система образования и воспитания в рб.
- 15.Пед. Процесс как система и целостное явление.
- 16.Дидактика-теория обучения и образования. История зарождения и развития представлений о дидактике как науке.
- 17.Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты, их характеристика.
- 18.Основные виды обучения, их характеристика.
- 19.Закономерности и функции процесса обучения.
- 20.Принципы процесса о. Хар-ка принципа обучения (на выбор)
- 22.Документы, определ. Содержание об, их характеристики
- 23.Понятие "метод о". Различные подходы к классиф. Методов об.
- 24.Характеристика метода об по источнику знания.
- 25.Характеристика методов об по характеру познавательной деятельности.
- 26.Характеристика методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-позновательной деятельности школьника
- 27.Форма организации о. Характеристика возможных форм организации учебной работы.
- 28.Классно-урочная форма организации о.История возникновения и развития классно-урочной с-мы об.
- 29.Понятие "урок". Типология и структура уроков.
- 30 Современные требования к уроку. Пути повышения образовательной, развивающей, воспитательной ф-ции урока.
- 31.Педагогическая диагностика, ее сущность.
- 32.Контроль и оценка знаний учащихся.
- 34.Характеристика в как пед. Явления. Особенности и структура воспитания.
- 35.Сущность понятия в, Самовоспитание, перевоспитание. Взаимосвязь между ними.
- 37.Понятие "принцип в".Характеристика основных принципов в.
- 38.Понятие о методах и приемах в. Классиф. Методов в.
- 39.Методы формирования сознания учащихся, их характеристики.
- 40.Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения, их характеристики.
- 41.Методы стимулирования и коррекции поведения школьников.
- 42.Сущность понятия «форма воспитания». Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.
- 43.Сущность педагогических технологий воспитания. Особенности некоторых педагогических технологий воспитания.
- 44.Сущность понятия «мировоззрение». Функции, структура и пути формирования научного мировоззрения.
- 47.Сущность и задачи профориентации школьников. Основные направления профориентационной работы в школе.
- 48.Сущность и задачи физического воспитания. Пути реализации задач физического воспитания школьников.
- 49.Сущность и задачи валеологического воспитания. Пути реализации задач валеологического воспитания школьников.
- 50.Сущность и задачи экологического воспитания. Пути реализации задач экологического воспитания школьников.
- 50.Сущность и задачи экологического воспитания. Пути реализации задач экологического воспитания школьников.
- 52.Сущность и задачи семейного воспитания. Формы работы школы с семьей.
- 53.Сущность понятия «ученический коллектив», его структура и стадии развития.
- 54.Пути формирования коллектива, их характеристика.
- 55.Сущность альтернативной педагогики. Основные различия между традиционной и альтернативной педагогикой.
- 56.Сущность педагогического опыта и педагогической инноватики. Пути и формы распространения и внедрения передового педагогического опыта.
- 57.Сущность и основные принципы управления школы.
- 58.Сущность методической работы в школе. Работа педагогического совета и методических объединений.
- 59.Педагогические основы мастерства учителя, воспитателя, классного руководителя.
- 60.Ученическое самоуправление в школе: сущность, формы, условия и пути развития.