logo
педагогика полная маленькие

5.Методологические основы педагогики.

Любая наука, в том числе и педагогика, может развиваться, если она будет вырабатывать новые научные знания в процессе проведения исследований. Для того чтобы процесс педагогического исследования был объ­ективным и доказательным, нужны научно обоснованные методы исследования. Кроме того, наука и сам ис­следователь должны опираться на систему принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, то есть на методологию. Под методологией педагогики понимают учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

Выделяют четыре уровня методологического знания (по Э. Г. Юдину), которые, образуя систему, соподчинены друг другу.Высший, философский уровень — наи­более общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией. Общенаучная методология — теоретиче­ские концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (мате­риалистическая диалектика, теория позна­ния, логика и другие).

Конкретно-научная методология — со­вокупность принципов (подходов), мето­дов и процедур исследования, применяе­мых в той или иной научной дисциплине. Технологическая методология — мето­дика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение до­стоверного эмпирического материала и его первичную обработку.