84. Классификация организационных форм обучения и особенности классно-урочной формы
Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:
количеству учащихся (массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения);
месту учебы (школьные (уроки, работа в мастерских, в лаборатории), внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии) формы);
продолжительности учебных занятий (классический час (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности).
Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:
постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
постоянное чередование уроков (расписание);
руководящая роль учителя (педагогическое управление);
применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ:
отличается более строгой организационной структурой;
экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся;
создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся.
- 1. Определение педагогики
- 2. Основные задачи педагогической науки
- 3. Определение воспитания
- 4. Определение обучения
- 5. Определение и виды образования
- 6. Система педагогических наук
- 7. Традиционно-педагогические методы
- 8. Виды педагогических экспериментов
- 9. Педагогическое тестирование
- 10. Методы изучения коллективных явлений
- 11. Количественные методы в педагогике
- 12. Процесс развития личности
- 13. Наследственность и среда в развитии человека
- 14. Влияние воспитания на развитие личности
- 15. Влияние деятельности на развитие личности
- 16. Диагностика развития
- 17. Виды возрастной периодизации
- 18. Понятие акселерации
- 19. Сущность закона неравномерности развития
- 20. Особенности воспитания детей младшего школьного возраста (6—10 лет)
- 21. Особенности развития учеников среднего школьного возраста (10-15 лет)
- 22. Особенности развития учеников старшего школьного возраста (15-18 лет)
- 23. Цели и задачи умственного воспитания в современной школе
- 24. Задачи физического воспитания
- 25. Определение трудового и политехнического воспитания
- 26. Задачи нравственного и эстетического воспитания
- 27. Сущность педагогической концепции прагматизма
- 28. Сущность неопозитивизма
- 29. Сущность экзистенциализма
- 30. Сущность неотомизма
- 31. Сущность бихевиоризма
- 32. Компоненты педагогического процесса
- 33. Этапы педагогического процесса
- 34. Компоненты педагогической системы
- 35. Направления и уровни педагогических инноваций
- 36. Основные требования гуманистичесхой педагогики
- 37. Основные формы и методы инновационной деятельности
- 38. Система способов оптимизации педагогической системы
- 39. Главная педагогическая функция
- 40. Профессиональные качества педагога
- 41. Формула профессионального потенциала педагога
- 42. Характеристика «идеального педагога»
- 43. Определение мастерства учителя
- 44. Педагогическая техника
- 45. Средства невербального педагогического общения
- 46. Аттестация учителей и измерение педагогического профессионализма
- 47. Шестизвенная модель аттестации
- 48. Признаки процесса обучения
- 49. Составляющие процесса обучения как системы
- 50. Содержание образования
- 51. Виды структур изложения содержания учебного процесса
- 52. Содержание учебного процесса
- 53. Проблемное обучение
- 54. Программированное и модульное обучение
- 55. Задачи факторного анализа в педагогике
- 56. Кривые обучения
- 57. Смысл экспериментально-опытного метода
- 58. Понятие мотивации и активности учения
- 59. Осуществление активизации учебной деятельности школьника
- 60. Влияние интереса на мотивацию человеческой деятельности
- 61. Теория потребностей а. Маслоу
- 62. Методы изучения мотивации
- 63. Тренинги мотивации достижений и «причинных схем»
- 64. Тренинги личной причинности и внутренней мотивации
- 65. Составляющие стратегии самомотивации
- 66. Стимулы учения
- 67. Стимулы для активизации состояния человека
- 68. Классификация закономерностей обучения
- 69. Виды закономерностей процесса обучения
- 70. Принцип наглядности
- 71. Принцип сознательности и активности, принцип систематичности и последовательности
- 72. Принцип доступности и принцип научности
- 73. Понятие системности мышления
- 74. Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками, принцип связи теории с практикой
- 75. Приемы и методы обучения, их классификация
- 76. Словесный метод обучения и метод объяснения
- 77. Сущность рассказа, лекции и беседы
- 78. Метод работы с учебником или книгой, применение упражнений
- 79. Сущность видеометода
- 80. Особенности практического метода
- 81. Применение познавательных игр и программное обучение
- 82. Обучающий контроль
- 83. Методы проверки и оценки знаний
- 84. Классификация организационных форм обучения и особенности классно-урочной формы
- 85. Сущность и классификация уроков
- 86. Проведение уроков
- 87. Пути повышения эффективности обучения
- 88. Виды нестандартных уроков
- 89. Диагностирование обученности, контроль и проверка знаний и умений
- 90. Понятие оценивания и оценки
- 91. Тестирование обученности, достижений, развития
- 92. Правила составления диагностического тестирования. Предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль
- 93. Компоненты и диагностика обучаемости учащихся
- 94. Процесс воспитания и диагностика воспитанности.
- 95. Критерии воспитанности
- 96. Проблемная воспитывающая ситуация
- 97. Требования к современным принципам воспитания
- 98. Принципы связи воспитания с жизнью и трудом, принцип опоры на положительное, принцип гуманизации воспитания
- 99. Правила реализации принципа личностного подхода к воспитанию
- 100. Формы воспитания
- 101. Ученический коллектив
- 102. Личность как объект и субъект воспитательного процесса и ее взаимодействие с коллективом
- 103. Выбор методов и средств воспитания
- 104. Классификация методов воспитания
- 105. Сущность этического рассказа и сущность разъяснения
- 106. Смысл внушения, увещевания, этических бесед
- 107. Сущность метода примера, метода упражнений
- 108. Смысл метода требования, метода приучения
- 109. Определение поощрения, соревнования
- 110. Сущность метода наказания
- 111. Сущность субъективно-прагматического метода
- 112. Технология воспитания и главные факторы воспитания
- 113. Требования к осуществлению комплексного подхода
- 114. Структура и схема анализа воспитательных дел
- 115. Сущность эстетических и экологических воспитательных дел
- 116. Компьютерная диагностика воспитанности
- 117. Общественное воспитание
- 118. Социальная педагогика и социальный педагог
- 119. Содержание семейного воспитания
- 120. Общие модели отношений в семьях
- 121. Наиболее распространенные стили родительского отношения
- 122. Общие методы семейного воспитания
- 123. Определение непослушания и упрямства
- 124. Самовоспитание личности