logo
praktika_sots_ped

Задания для студентов

Задание 1. Описать должностные обязанности, особенности, условия работы социального педагога, перечислить документы, регламентирующие его деятельность.

Задание 2. .Проанализировать формы, методы и приемы работы социальных педагогов в конкретных образовательно-воспитательных учреждениях.

Задание 3. Изучение и анализ учреждения социальной сферы и составление его социально-педагогического паспорта по следующим показателям:

а) к какому типу учреждений относится;

б) какие профессиональные задачи призвано решать данное учреждение;

в) какова модель деятельности данного учреждения (содержание, организация работы, кадровое обеспечение, структура управления);

г) каков контингент воспитанников/клиентов данного учреждения, их социальный портрет:

д) каков социально-педагогический потенциал, воспитывающие, социально-педагогические цели учреждения или службы;

е) каковы, на Ваш взгляд, «слабые» звенья в работе учреждения или службы;

ж) какие социально-педагогические инновации характерны для данного учреждения.

Задание 4. Изучение и анализ опыта социально-педагогической работы сотрудников учебно-воспитательного учреждения или социально-педагогической службы.

Студентам рекомендуется: изучить опыт социально-педагогической или социальной работы одного из специалистов, помощником которого они назначены. С помощью методов наблюдения, беседы, интервью, анализа документов и материалов работы следует получить информацию, дающую возможность проанализировать и обобщить опыт социально-педагогической работы специалистов. Данные исследования описываются в дневнике практики по следующей схеме.

Анализ опыта социально-педагогической работы (примерная схема)

1.Изучаемый объект __________________________________________________________________________.

(социальный педагог, работник, коллектив, объединение и т. д.)

2. Наименование опыта

(направление, тема работы)

3. Методы изучения опыта

4. Описание опыта:

а) какие задачи воспитания, развития, обучения, социальной поддержки разрешаются в данном опыте;

б) конкретные условия, в которых формировался опыт;

в) описание реального протекания социально-воспитательного процесса;

г) деятельность воспитателей и воспитанников, ее содержание и фор­мы, характер взаимоотношений участников;

д) трудности, противоречия, «слабые звенья»;

е) результаты воспитания, развития, социальной поддержки: сдвиги в адаптации, реабилитации, воспитанности.

5. Степень надежности и стабильности результатов, их соответствие кри­териям, в какой степени (% высокий, средний, низкий):

а) успешности осуществляемой деятельности;

б) развитие личности;

в) здоровья, физического развития, заболеваемости, социальной адаптации и престижа;

д) психологического комфорта.

6. Педагогический анализ:

а) источник опыта:

— научные знания;

— передовой опыт;

— собственные пробы;

б) характеристика:

— целей;

— содержания;

— идей, замысла;

— технологии;

в) установление причинно-следственных связей, закономерностей и принципов, обеспечивающих успех и эффективность;

г) выявление:

— новизны;

— органичности;

— значимости;

— эффективности;

— оптимальности;

— перспективности анализируемого опыта;

д) роль личности педагога/воспитателя или другого сотрудника и индивидуального стиля его деятельности в создаваемом опыте;

е) оценка опыта по уровню его общественной значимости:

— новаторство;

— изобретательство;

— мастерство;

— массовый опыт, передовой опыт;

ж) предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию и корректированию опыта.

Задание 5. Изучение личности одного из воспитанников социально-педагогического учреждения.

Выполнение задания предполагает составление социально-педагогической карты-характеристики личности и разработку приемлемых мер педагогически компетентной социальной помощи данному человеку, его семье или социально-педагогическому учреждению.

При выполнении задания 3 рекомендуется опираться на идеи и установки гуманистической педагогики:

1) педагогическая позиция по отношению к личности как к субъекту социально-педагогического процесса;

2) прогнозирование развития личности на основе педагогического оптимизма;

3) динамичность изучения личности в социально-педагогическом процес­се: в разных ситуациях и видах деятельности;

4) диалектический подход к личности: выявление противоречий, жизненных установок и ценностных ориентации.

Социально-педагогическая карта-характеристика личности должна включать:

1) состояние:

• пол;

• здоровье;

• род деятельности;

• среда обитания;

• другие показатели;

2) уровень самооценки, уверенность в себе;

3) социальное окружение, его влияние на развитие личности;

4) роль в совместной деятельности;

5) положение в коллективе;

6) преобладающий характер направленности личности;

7) личностные качества:

а) потребности;

б) способности;

в) волевые качества;

г) нравственные качества;

8) обучаемость (успеваемость), уровень воспитанности; уровень развития;

9) представления о смысле жизни;

10) социальная готовность к жизненным испытаниям и трудностям;

11) социальная история семьи; роль семьи (родителей) в воспитании, социализации и развитии личности;

12) степень социальной адаптации личности;

13) дополнительные характеристики.