Задания для студентов
Задание 1. Описать должностные обязанности, особенности, условия работы социального педагога, перечислить документы, регламентирующие его деятельность.
Задание 2. .Проанализировать формы, методы и приемы работы социальных педагогов в конкретных образовательно-воспитательных учреждениях.
Задание 3. Изучение и анализ учреждения социальной сферы и составление его социально-педагогического паспорта по следующим показателям:
а) к какому типу учреждений относится;
б) какие профессиональные задачи призвано решать данное учреждение;
в) какова модель деятельности данного учреждения (содержание, организация работы, кадровое обеспечение, структура управления);
г) каков контингент воспитанников/клиентов данного учреждения, их социальный портрет:
д) каков социально-педагогический потенциал, воспитывающие, социально-педагогические цели учреждения или службы;
е) каковы, на Ваш взгляд, «слабые» звенья в работе учреждения или службы;
ж) какие социально-педагогические инновации характерны для данного учреждения.
Задание 4. Изучение и анализ опыта социально-педагогической работы сотрудников учебно-воспитательного учреждения или социально-педагогической службы.
Студентам рекомендуется: изучить опыт социально-педагогической или социальной работы одного из специалистов, помощником которого они назначены. С помощью методов наблюдения, беседы, интервью, анализа документов и материалов работы следует получить информацию, дающую возможность проанализировать и обобщить опыт социально-педагогической работы специалистов. Данные исследования описываются в дневнике практики по следующей схеме.
Анализ опыта социально-педагогической работы (примерная схема)
1.Изучаемый объект __________________________________________________________________________.
(социальный педагог, работник, коллектив, объединение и т. д.)
2. Наименование опыта
(направление, тема работы)
3. Методы изучения опыта
4. Описание опыта:
а) какие задачи воспитания, развития, обучения, социальной поддержки разрешаются в данном опыте;
б) конкретные условия, в которых формировался опыт;
в) описание реального протекания социально-воспитательного процесса;
г) деятельность воспитателей и воспитанников, ее содержание и формы, характер взаимоотношений участников;
д) трудности, противоречия, «слабые звенья»;
е) результаты воспитания, развития, социальной поддержки: сдвиги в адаптации, реабилитации, воспитанности.
5. Степень надежности и стабильности результатов, их соответствие критериям, в какой степени (% высокий, средний, низкий):
а) успешности осуществляемой деятельности;
б) развитие личности;
в) здоровья, физического развития, заболеваемости, социальной адаптации и престижа;
д) психологического комфорта.
6. Педагогический анализ:
а) источник опыта:
— научные знания;
— передовой опыт;
— собственные пробы;
б) характеристика:
— целей;
— содержания;
— идей, замысла;
— технологии;
в) установление причинно-следственных связей, закономерностей и принципов, обеспечивающих успех и эффективность;
г) выявление:
— новизны;
— органичности;
— значимости;
— эффективности;
— оптимальности;
— перспективности анализируемого опыта;
д) роль личности педагога/воспитателя или другого сотрудника и индивидуального стиля его деятельности в создаваемом опыте;
е) оценка опыта по уровню его общественной значимости:
— новаторство;
— изобретательство;
— мастерство;
— массовый опыт, передовой опыт;
ж) предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию и корректированию опыта.
Задание 5. Изучение личности одного из воспитанников социально-педагогического учреждения.
Выполнение задания предполагает составление социально-педагогической карты-характеристики личности и разработку приемлемых мер педагогически компетентной социальной помощи данному человеку, его семье или социально-педагогическому учреждению.
При выполнении задания 3 рекомендуется опираться на идеи и установки гуманистической педагогики:
1) педагогическая позиция по отношению к личности как к субъекту социально-педагогического процесса;
2) прогнозирование развития личности на основе педагогического оптимизма;
3) динамичность изучения личности в социально-педагогическом процессе: в разных ситуациях и видах деятельности;
4) диалектический подход к личности: выявление противоречий, жизненных установок и ценностных ориентации.
Социально-педагогическая карта-характеристика личности должна включать:
1) состояние:
• пол;
• здоровье;
• род деятельности;
• среда обитания;
• другие показатели;
2) уровень самооценки, уверенность в себе;
3) социальное окружение, его влияние на развитие личности;
4) роль в совместной деятельности;
5) положение в коллективе;
6) преобладающий характер направленности личности;
7) личностные качества:
а) потребности;
б) способности;
в) волевые качества;
г) нравственные качества;
8) обучаемость (успеваемость), уровень воспитанности; уровень развития;
9) представления о смысле жизни;
10) социальная готовность к жизненным испытаниям и трудностям;
11) социальная история семьи; роль семьи (родителей) в воспитании, социализации и развитии личности;
12) степень социальной адаптации личности;
13) дополнительные характеристики.
- Производственная практика
- Базы практики
- Календарный план практики
- Научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа студентов-практикантов
- Социально-педагогическая деятельность студентов
- Знания, умения и навыки практической работы, необходимые студенту
- Уровень учреждения
- Задания для студентов
- Примерный план психолого-педагогической характеристики личности школьника
- 2013 Г.