logo
Якубель ответы3

Социальное воспитание. Роль детских и молодежных общественных объединений в процессе формирования личности.

Помимо семьи и школы, к важнейшим фактором воспитания относятся социум, то есть общество в целом и его отдельные институты (СМИ, политические партии, общественные объединения, массовые движения, благотворительные фонды, религиозные общины, национальные и профессиональные субкультуры и т. п.), а также микросоциум, то есть ближайшее социальное окружение, в котором протекает жизнь человека.

Влияние социума и микросоциума на личностное формирование и развитие человека называется социальным воспитанием (в отличие от государственного или семейного воспитания). В Беларуси и других странах бывшего СССР возрождается социальное воспитание путем создания служб занятости, органов по делам семьи и молодежи, учреждений опеки инвалидов и престарелых, приюты для бездомных детей, но это в большинстве государственные учреждения, функционирующие на бюджетные деньги. Общественной инициативы, движущей эти процессы, пока нет.

Проблемы социального воспитания изучает особая отрасль науки о воспитании — социальная педагогика.

Детские и юношеские объединения способствуют развитию и реализации личностных возможностей воспитанников на основе удовлетворения их интересов и потребностей. Детские объединения дают возможность каждому делать свое дело, защищать собственные интересы, участвовать в самоуправлении. В детских и юношеских организациях воспитанники приобретают опыт общественных отношений и осваивают новые для них социальные роли.

Разные цели объединяют воспитанников: желание неформального общения со сверстниками; стремление ликвидировать дефицит в общении, получить помощь в определении своего места в жизни, защите прав и свобод, в подготовке ко взрослой жизни.

Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации личности в условиях детского объединения, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от внеклассной работы. Например, цель деятельности детских и юношеских объединений рассматривают с одной стороны как цель, которую ставят перед собой воспитанники, с другой — как воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе объединений