logo
Окружающий мир Часть 1

Методика преподавания окружающего мира на современном этапе

В одних источниках границей современного этапа развития МПОМ указывают 1984 г., когда началась очередная школьная реформа, связанная с введением 11-летнего образования. Другие связывают начало современного этапа с перестроечными тенденциями начала 1990-х гг., когда СССР распался и Россия стала самостоятельным государством. На российское образование, в том числе на начальную школу, повлияли такие факторы, как процесс демократизации общества, пересмотр идеологии, смена общественного строя (переход от социализма к рыночным отношениям), интеграция России в мировое сообщество. Всё это привело к изменениям в программе естествоведческого курса и самого названия курса. В бывшем курсе «Природоведение» ребёнок должен был прежде всего получить знания об объектах и явлениях природы и об их взаимосвязях. В новом курсе, который стал, как когда-то раньше, называться «Естествознание», от ребёнка потребовалось более глубокое понимание изучаемого. Это важно для того, чтобы он мог предвидеть, прогнозировать изменения в природе (например, в результате хозяйственной деятельности человека), мог участвовать в природоохранных мероприятиях. В дальнейшем появился интегративный кУРс «Окружающий мир», в котором объединили естественную и социальную картины мира.

В настоящее время изменения в МПОМ происходят в связи с ^оррекцией целей преподавания: на передний план выходит развивающая Функция образования, которая обеспечит становление личности ребёнка и Рпскрытие его индивидуальных способностей.

37

Основные направления в образовании младших школьников в области окружающего мира в настоящее время следующие: гуманизация,

стандартизация, гуманитаризация, психологизация, интеграция, усиление вариативности, преемственность, экологизация, здоровьесбережение. Рассмотрим эти направления подробнее.