1.1 Подходы к определению «конфликт» в отечественной и зарубежной литературе.
Конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития.
В психолого-педагогической науке существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Наряду с накоплением экспериментального материала, в настоящее время идет процесс теоретического осмысления проблемы конфликта, частью которой является и проблема определения понятия конфликта. Понятие конфликта часто употребляется в философской и психологической литературе, и трактуется оно достаточно широко. В психологии пока нет общепризнанного, определения конфликтов, их классификации. Само слово конфликт означает столкновение. Вопрос: «Что именно сталкивается?» разными авторами решается совершенно по-разному, в зависимости, прежде всего, от методологической ориентации исследователя. В связи с этим возникает необходимость конкретизировать само понятие противоречия и определить виды противоречий между людьми, в том числе те из них, которые приводят к конфликтам [11].
Первые теоретические и экспериментальные исследования межличностных конфликтов были проведены К. Левиным, который рассматривал их в контексте удовлетворения - неудовлетворения потребностей личности. Конфликт характеризуется им как "ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные силы приблизительно равной величины", то есть к межличностным конфликтам К. Левин относит противоречия между потребностями человека и внешними вынуждающими силами [2].
Рояк А.А. дает следующее определение «конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой - в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия» [26].
В Западной литературе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Конфликт, необходим и естествен для любого общества и любой группы, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию [2].
Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон» [19].
В отечественной литературе конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновенение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействий, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями [2].
В социологии дается следующее определение конфликта - столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, социальными группами, классами [28].
В бихевиоризме конфликт определяется как результат действия стимулов, вызывающих несовместимые реакции организма [32].
В психоанализе конфликтом называется противоречие между интеллектуальными импульсами и/или составными элементами личности, например между "Оно", "Я", "Сверх-Я" [4].
В исследовании, посвященном изучению семантического поля понятия "конфликт", был выявлен приписываемый ему достаточно объемный синонимический ряд, включающий, например, такие слова как "диспут", "раздор", "сражение", "ссора", "спор" и др. [14]. В повседневную речь слово "конфликт" вошло из научного лексикона; оно происходит от латинского conflictus - противоречие - и практически в неизменном виде входит в другие языки (conflict -англ., konflikt- нем., conflit - франц.). Статус термина понятие конфликта обрело сравнительно поздно: так, например, в изданном в начале века известном трехтомном "Словаре философии и психологии" под редакцией Дж. Болдуина в качестве самостоятельного приводится только понятие "конфликт законов". Понятие "конфликт" не принадлежит какой-то одной определенной области - оно используется философией, социологией, психологией и другими научными дисциплинами. Любой конфликт, независимо от его характера, уровня протекания, конкретной разновидности, обязательно содержит в себе противоречие. Противоречие является категорией диалектики, отсюда и философия проявляет интерес к явлению конфликта, понимая его как "предельный случай обострения противоречия"
В настоящее время наиболее актуальным определением является определение А.Я. Анцупова, он под конфликтом понимает наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными [34].
Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.
Признаками конфликта являются:
-
наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной,
-
неделимость объекта конфликта, т.е. объект конфликта не может быть поделен между участниками конфликтного взаимодействия;
-
желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации [7].
Конфликтное противостояние предполагает определение области (проблемы) противоречия, т.е. предмета конфликта.
Предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами (проблема власти, первенства, совместимости сотрудников).
Отсюда субъект конфликта – участники конфликта, оппоненты, чьи интересы затронуты непосредственно.
Объект конфликта – то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип) ценность [7].
Н.В. Гришина считает, что конфликт возникает тогда, когда индивид воспринимает сложившуюся ситуацию как неприемлемую для него и начинает что-то предпринимать для ее изменения – объясняет свою току зрения, пытается переубедить партнера, идет жаловаться на него кому-то, демонстрирует свое недовольство и т.д. Все это рассчитано на ответную реакцию партнера и направлено на изменение ситуации [9].
Конфликт, как считает Н.В.Гришина, проходит через следующие этапы развития:
-
возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации);
-
осознание ситуации как конфликтной;
-
конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);
-
разрешение конфликта
Предконфликтная ситуация, по мнению Г.И.Козырева, - это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности [16].
Социальная напряженность представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер.
Итак, конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.
- Министерство образования и науки Российской Федерации гоу впо «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова»
- Виды и причины конфликтов детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада
- Содержание
- Глава I. Подходы к проблеме конфликтов у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада в отечественной и зарубежной литературе.
- Глава II. Проект экспериментального исследования видов и причин конфликтов у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.
- Введение
- 1.1 Подходы к определению «конфликт» в отечественной и зарубежной литературе.
- 1.2 Особенности проявления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
- 1.3 Виды и причины конфликтов у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.
- 2.1 Способы диагностики видов и причин конфликтов у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.
- 2.2 Рекомендации по разрешению конфликтности у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.
- Заключение.