logo
Вопросы

Вопрос 27 Развитие профессионального вокального искусства в Беларуси в период с 1917 по 1945 г.

20-е гг.: открытие народных консерваторий в Витебске, Гомеле, Минске.

Первые произведения на стихи белорусских поэтов. Первая национальная опера («Вызваленая праца» Н. Чуркина) и ее постановка.

Продолжатели традиций музыкально-драматических театров. Постановка оперы «Русалка» А. Даргомыжского.

Вторая белорусская опера («Тарас на Парнасе» Н. Аладова) и ее судьба.

Первые гастроли. Спорные оперные постановки («Пиковая дама», «Севильский цирюльник», «Евгений Онегин», «Кармен»).

Конец 30-х гг. – завершающий этап становления белорусских национальных исполнительских кадров. Первые творческие связи между исполнителями и композиторами.

Вопрос 28 Музыкальная культура республики военного периода (1941–1945). Вокальные жанры: массовая песня, романс, кантата. Работа в театрах и концертная деятельность белорусских артистов в этот период, возобновление работы театра, консерватории, музыкальных училищ, концертных организаций.

2. 2. Деятельность В. Цветкова: педагогические принципы и методические установки.

Начало педагогической деятельности. Класс В. А. Цветкова в белорусском техникуме. Первые выступления студентов. Постановка оперы Ш. Гуно «Фауст».

Термин В. Цветкова «воспитание голоса»; пути развития голоса. Способности В. Цветкова в распознавании певческих голосов и потенциальных возможностей учеников (музыкальность, вокальный слух, восприимчивость, трудоспособность).

Вопрос 28. А. Боначич: педагогические принципы и методические установки. А. Боначич — руководитель специального Высшего оперного класса и педагог Белорусского музыкального техникума. «Русалка» А. Даргомыжского и «Севильский цирюльник» Дж. Россини – первые постановки Высшего оперного класса Профессор А. Боначич – первый заведующий кафедрой пения Белорусской государственной консерватории.

Вклад А. Боначича в систему специального профессионального образования в Беларуси.

Вопрос 29 П. Тихонов – организатор и основатель Высшей школы по специальности «Пение». Творческая деятельность П. Тихонова-певца. Педагогическая деятельность (ГИмн, Московская консерватория, Московский политехникум). Начало научной деятельности.

Роль П. Тихонова в формировании белорусского профессионального вокального искусства.

Вопрос 30 Корифеи белорусского профессионального вокального искусства.

Л. П. Александровская, С. Ю. Друкер, Р. В. Млодак, М. И. Денисов, И. М. Болотин – исполнители главных партий в первых национальных операх, в спектаклях оперной студии, камерной вокальной музыки белорусских композиторов, создатели традиций белорусского национального исполнительства.

Вопрос 31 Ведущие солисты ГАБТа в 80-х гг.

Государственный театр музыкальной комедии.

Вопрос 32 Ведущие солисты театра – выпускники Белорусской государственной консерватории.

Вопрос 33 Вокальные отделения музыкальных училищ: Переход к многоуровневой системе обучения. Кафедра пения Белорусской академии музыки. Признание белорусской профессиональной вокальной школы за рубежом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акимова, С. Воспоминания певицы / С. Акимова. — Л., 1978.

  2. Аспелунд, Д. Развитие певца и его голоса / Д. Аспелунд. — М.; Л., 1952.

  3. Багадуров, В. Глинка как певец и вокальный педагог / В. Багадуров. — М., 1950.

  4. Багадуров, В. Очерки по истории вокальной методологии: Вып. 1–3 / В. Багадуров. — М., 1929–1937.

  5. Варламов, А. Полная школа пения / А. Варламов. — М., 1953.

  6. Барсов, Ю. Вокально-методические принципы Глинки / Ю. Барсов. — М., 1968.

  7. Вопросы вокальной педагогики: Вып. 1–5. — М., 1962–1976.

  8. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. — М., 1965.

  9. Гарсиа, М. Школа пения / М. Гарсиа. — М.; Л., 1968.

  10. Глинка, М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения / М. Глинка. — М.; Л., 1951.

  11. Глущенко, Г. Н. Д. Кашкин и русская опера / Г. Глущенко. — Минск, 1960.

  12. Даль Монте, Т. Голос над миром / Т. Даль Монте. — М., 1966.

  13. Дмитриев, Л. В классе профессора Э. Донец-Тессейр / Л. Дмитриев. — М., 1978.

  14. Дмитриев, Л. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. — М., 1968.

  15. Доливо, А. Певец и песня / А. Доливо. — М.; Л., 1948.

  16. И. Ершов: Статьи. Воспоминания. Письма. — М., 1966.

  17. Избранные вокализы / предисл. Г. Тица. — М., 1974.

  18. Катан, Э. Жизнь в музыкальном театре / Э. Катан. — Л., 1969.

  19. Лаури-Вольпи, Л. Вокальные параллели / Л. Лаури-Вольпи. — М., 1948.

  20. Левик, С. Записки оперного певца / С. Левик. — М., 1955.

  21. Левин, С. Четверть века в опере / С. Левин. — М., 1970.

  22. Литвин, Ф. Моя жизнь и мое искусство / Ф. Литвин. — Л., 1967.

  23. Ломакин, Г. Краткая метода пения / Г. Ломакин. — М., 1937.

  24. Луканич, В. Мой метод работы с певицей / В. Луканич. — Л., 1972.

  25. Львов, М. Из истории вокального искусства / М. Львов. — М., 1964.

  26. Львов, М. Русские певцы / М. Львов. — М., 1955.

  27. Назаренко, И. Искусство пения / И. Назаренко. — М., 1968.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Абецедарскi, Л. Беларусы ў Маскве XVII ст. / Л. Абецедарскі. — Мінск, 1957.

  2. Богданович, М. Белорусское возрождение / М. Богданович. — М., 1916.

  3. Гiсторыя беларускага тэатра: у 3 т. — Мінск, 1983.

  4. Грыцкевiч, В. Шляхi вялi праз Беларусь / В. Грыцкевіч, А. Мальдзіс. — Мінск, 1980.

  5. Iвашкоў, Л. Гiсторыя вакальнага мастацтва Беларусi / Л. Івашкоў. — Мінск, 1995.

  6. Костюковец, Л. Кантовая культура Беларуси / Л. Костюковец. — Минск, 1975.

  7. Крывiцкi, А. Наша родная мова / А. Крывіцкі. — Мінск, 1973.

  8. Кулешова, Г. Белорусская советская опера / Г. Кулешова. — Минск, 1967.

  9. Культура древних земель Белоруссии. — Минск, 1972.

  10. Мальдзiс, А. На скрыжаваннi славянскiх традыцый / А. Мальдзіс. — Мінск, 1980.

  11. Мальдзiс, А. Таямнiцы старажытных сховiшчаў / А. Мальдзіс. — Мінск, 1974.

  12. Масленiкава, В. Музычная адукацыя ў Беларусi / В. Масленікава. — Мінск, 1980.

  13. Модэль, М. Ларыса Пампееўна Александроўская / М. Модэль. — Мінск, 1945.

  14. Можейко, З. Песенная культура белорусского Полесья / З. Можейко. — Минск, 1971.

  15. Музычны тэатр Беларусi. — Мінск, 1993.

  16. Няфёд, У. Гiсторыя беларускага тэатра / У. Няфёд. — Мінск, 1982.

  17. Прывалаў, Н. Народныя музычныя iнструменты Беларусi / Н. Прывалаў. — Мінск, 1928.

  18. Рузов, Г. Л. П. Александровская / Г. Рузов. — М.; Л., 1950.

  19. Скорабагатаў, В. Зайгралi спадчынныя куранты / В. Скорабагатаў. — Мінск, 1998.

  20. Слова пра майстроў сцэны. — Мінск, 1967.

  21. Смольский, Б. Белорусский государственный ордена Ленина Большой театр оперы и балета / Б. Смольский. — Минск, 1963.

  22. Смольский, Б. Белорусский музыкальный театр / Б. Смольский. — Минск, 1963.

  23. Хрэстаматыя па гiсторыi беларускага тэатра i драматургii. — Мінск, 1975.

  24. Шырма, Р. Песня – душа народа / Р. Шырма. — Мінск, 1976.