Содержание вопросов по дисциплине «История вокального искусства».
Вопрос 1. Древние цивилизации. Вокальное искусство Древней Греции и Рима. Первые певцы. Основные жанры вокальной музыки, образование.
Вопрос 2 Средневековье. Церковное пение. Литургическая драма. Мистерия.
Вопрос 3 Возрождение. Флорентийская реформа. Первые руководства по вокальному искусству (Дж. Царлино, Л Цаккони, Дж. Каччини). Рождение музыкальной драмы.
Вопрос 4. Искусство пения и вокальная педагогика Италии ХV–ХVШ вв. Школы пения: римская (В. Мадзокки, Д. Мадзокки); венецианская (К. Монтеверди); неаполитанская (А. Скарлатти)
Вопрос 5 Формирование жанра оперы. Выделение речитатива и арии. Основные жанровые характеристики арий (lаmentо, сon bгаvuга, il саrаttere). Ария dа саро. Типы мелодики (колоратурная, bе1 саntо). Опера-seria (А. Скарлатти) и опера-buffа (Дж. Перголези).
Вопрос 6 Искусство пения и вокальная педагогика Франции ХVI–ХVIII вв.
Жанры-предшественники французской оперы: балет с пением.
Основоположник французской оперной школы Ж.-Б. Люлли. Его педагогические взгляды, ученики. Оперное творчество Ж. Ф. Рамо. Кризис оперы и реформа К. В. Глюка.
Вопрос 7. Вокальное искусство Германии ХVII–ХVIII вв.
Итальянская опера на немецкой сцене.
Творчество итальянских композиторов и певцов в Германии.
Открытие Гамбургского оперного театра (1678). Основные стилистические особенности национальной немецкой оперы. Инструментальное звучание как основа немецкой вокальной школы.
Вопрос 8. Вокальное искусство Италии XIX в. Творчество Дж. Россини. Расцвет оперного жанра. Творчество В. Беллини и Г. Доницетти. Вклад композиторов-романтиков в развитие вокального искусства XIX в.
Вопрос 9 Оперы Дж. Верди: синтез музыки, слова, сценического воплощения. Особенности вердиевских арий (декламационность и кантилена, нюансировка, диапазон, тесситура). Понятие «вердиевский баритон».
Вопрос 10 Творчество веристов (П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини). Новый стиль оперной музыки. Новые требования к исполнителям — диапазон, тесситура и т. д. Натурализм в музыке и исполнительском искусстве. Значение актерской игры. Исполнители главных партий в операх веристов: Э. Карузо, Д. Джильи, Т. Руффо, Дж. Лаури-Вольпи, С. Крушельницкая.
Вопрос 11 Вокальное искусство Франции XIX в.
Становление большой французской оперы. Оперное творчество Ф. Обера и Дж. Мейербера. Знаменитые певцы А. Нурри, Ж. Л. Дюпре, М. Малибран, П. Виардо-Гарсиа и значение их творчества в истории вокального исполнительства.
Вопрос 12. Вокальное искусство Германии XIX в.
К. М. Вебер – создатель национальной немецкой оперы. Ее основные стилистические черты.
Р. Вагнер – композитор, драматург, поэт, дирижер, критик, публицист. Вагнер как крупнейший оперный реформатор: симфонизация оперы, система лейтмотивов, «бесконечная мелодия». Открытие вагнеровского оперного театра в Байрейте.
Вопрос 13 Зарубежное вокальное искусство XX в.
Импрессионизм в вокальной музыке. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля. Возникновение нового оперного жанра – монооперы. Р. Штраус – продолжатель традиций Р. Вагнера.
Экспрессионизм в вокальном искусстве (А. Шёнберг, А. Берг).
Камерные оперы Б. Бриттена: мелодический речитатив, прозаический текст.
Синтез жанров в произведениях К. Орфа.
Вопрос 14 Знаменитые певцы XX в.: М. Каллас, Дж. Сазерленд, X. Каррерас, Н. Гяуров, Т. Гобби, М. Кабалье, М. Френи, Л. Паваротти, П. Доминго и др.
Вопрос 15 Вокальное искусство в России ХI–ХVШ вв. Зарождение русской вокальной школы. Русское народное пение. Творчество скоморохов и калик перехожих. Церковное пение. Музыкально-драматические жанры.
Деятельность композиторов и педагогов Е. Фомина, Д. Бортнянского. Первые печатные методические руководства: «Школа пения» А. Варламова, «Метода пения» Г. Ломакина.
Первые профессиональные певцы и педагоги (А. Крутицкий, Я. Воробьев, Н. Лавров, Е. Уранова-Сандунова, И. Рупини).
Вопрос16. Вокально-педагогическая деятельность М. Глинки и А. Даргомыжского. Выдающиеся русские певцы.
М. Глинка – композитор, певец, педагог. Основа вокальной педагогики Глинки – индивидуальный подход к ученику. Концентрический метод обучения.
Роль упражнений в развитии голоса; значение пения а сарреllа; развитие ладовых ощущений. Концентрический метод М. Глинки.
Вокально-эстетические взгляды А. Даргомыжского. Реалистические традиций в его вокальной музыке.
Вопрос 17 У. Мазетти и его методы работы с учениками. Сочетание итальянской вокальной школы и русских исполнительских традиций.
Вопрос 18. Русская опера 60–90-х гг. XIX в. Исполнительское творчество Ф. Стравинского и Н. Фигнера.
Расцвет вокально-сценического искусства. Стилевые и жанровые особенности русских опер. Развитие ариозного стиля. Мелодический речитатив.
Воплощение реалистических традиций русской вокально-сценической культуры в творчестве Ф. Стравинского.
Н. Фигнер – исполнитель партий в операх П. Чайковского. — характеристика его творчества
Вопрос Открытие Петербургской и Московской консерваторий. Первый профессорский состав вокальных кафедр.
Г. Ниссен-Саломан и ее работа на вокальной кафедре Петербургской консерватории. Ученики и последователи (Н. Ирецкая, А. Бичурина, В. Рааб и др.). Педагогическая деятельность К. Эверарди.
- Содержание вопросов по дисциплине «История вокального искусства».
- Вопрос19. Творчество ф. Шаляпина и н. Забелы-Врубель. Частная опера Мамонтова.
- Вопрос 20. Великие русские певцы а. Нежданова, л. Собинов, и. Ершов.
- Вопрос 21 1917–1945 гг. Вокальное искусство России и ссср.
- Вопрос 22 Вокальное искусство России в послевоенный период.
- Вопрос 22. Современное вокальное искусство с середины хх в. И до наших дней.
- Вопрос 27 Развитие профессионального вокального искусства в Беларуси в период с 1917 по 1945 г.