Факторы риска внешней среды
Решение второй части задания (вариант ответа):
Под физическим воздействием внешней среды на организм человека понимают главным образом облучение электромагнитными излучениями естественного или искусственного происхождения в результате воздействия приборов и аппаратуры, использующих электрическую энергию (мощные радиостанции, радиолокационные станции, линии электропередач и другие энергетические объекты, бытовые электроприборы: телевизоры, микроволновые печи, мобильные телефоны, электронные игры и др.).
Самым мощным природным фактором физического воздействия является солнечный свет. Длительное пребывание на солнце может привести к ожогам различной степени, вызвать тепловой или солнечный удар.
Химическими факторами риска являются химические вещества, используемые человеком на производстве и в быту, и оказывающие неблагоприятное воздействие на организм человека.
Биологические факторы риска связаны с воздействием на организм человека опасных (безусловно-вредных) и условно-вредных микроорганизмов. Опасные для здоровья человека микроорганизмы являются источником развитием инфекционного заболевания, в случае, если организм не имеет соответствующей защиты. Условно-вредные в обычных условиях не вызывают каких-либо заболеваний у человека, однако, когда организм ослаблен вследствие простудного или хронического заболевания, недостаточного питания, авитаминоза, стресса, утомления и т. д., они могут вызвать заболевания.
Социальные факторы риска связаны с жизнью людей. Революционные преобразования почти всегда вызывают в обществе социальную напряженность, которая может оказать негативное влияние на состояние здоровья отдельного человека и общества в целом. Основными из этих факторов считаются неуверенность в завтрашнем дне, невозможность предсказать исход событий, явлений, ситуаций, разрушение устоев, традиций, обычаев, взглядов.
Факторы риска психического характера связаны со специфическим аспектом жизнедеятельности человека, его психическим здоровьем, которое можно отнести к главному фактору, определяющему качество нашей жизни. От него в значительной мере зависит личное счастье человека, его успехи, взаимоотношения с другими людьми, поведение в различных ситуациях, его восприятие окружающей действительности, её эмоциональная окраска, характер поведения и все аспекты физического здоровья.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание, которое состоит из 2-х частей – 20 баллов, при этом:
-
за правильное решение первой части задания начисляется 5 баллов (по 1 баллу за каждую из пяти позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются;
-
за правильное решение второй части задания начисляется 5 баллов (по 1 баллу за каждую из пяти позиций). При этом оценивается знаниевый компонент, логика и смысловое содержание ответа. Если по какой-либо позиции ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются.
Приложение 2
ПРИМЕРЫ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ И МЕТОДИКИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ В 2009 г. (в старшей возрастной группе 10-11 классы)
Задание 1. В последние годы в России наркомания приобретает масштабы национальной трагедии. Она затрагивает, прежде всего, молодое поколение (уже проникла в школы). Некоторые группы подростков и молодежи особенно подвержены большому риску, быть приобщенными к наркотикам. Вам предлагается заполнить таблицу, указав в ней основные признаки наркомании, дать им краткую характеристику и объяснить, в чем заключается социальная опасность употребления наркотиков?
Решение первой части задания:
Психическая зависимость Физическая зависимость
Изменение чувствительности к наркотику (толерантность)
Решение второй части задания (вариант ответа):
Физическая зависимость употребления наркотиков заключается в состоянии особой перестройки всей жизнедеятельности организма человека, связанное с хроническим употреблением наркотических препаратов. Она проявляется интенсивными физическими расстройствами, развивающимися сразу, как только действие препарата прекращается.
Психическая зависимость выражается в болезненном стремлении (влечении) непрерывно или периодически принимать наркогенный препарат с тем, чтобы вновь испытывать определенные ощущения, либо изменить свое психическое состояние. Оно возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков, нередко - после однократного приема.
Толерантность выражается в появлении привыкания к наркотическим препаратам, когда наблюдается все менее выраженная реакция на очередное введение того же самого их количества. Поэтому для достижения прежнего психофизического эффекта больному требуется более высокая доза наркотика. А через какое-то время и новая доза оказывается недостаточной.
Решение третьей части задания (вариант ответа):
Социальная опасность употребления наркотиков:
-
одноразовое употребление наркотика создает реальные предпосылки для систематического употребления наркотиков;
-
систематическое употребление наркотика для подростка неизбежно приводит к развитию непреодолимой зависимости, как психической, так и физиологической. Это происходит практически сразу;
-
употребление наркотика происходит всегда по пути возрастания и зависимости, и количества наркотического вещества. На определенном этапе это отрицательно сказывается на становлении личности молодого человека, его учебе и карьере, всегда чревато разрушением здоровья в молодом возрасте;
-
употребление наркотиков создает реальные предпосылки для отчуждения от сверстников, отдаления от прежних друзей;
-
наркомания, как правило, сопровождается воровством, обманом, проституцией и реальным преступлением. Употребление наркотика не является оправданием антиобщественного или антисоциального поведения;
-
любой наркотик оказывает более сильное воздействие на не окрепший организм молодого человека по сравнению со взрослым и этим причиняет подростку еще больший вред.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание, которое состоит из 3-х частей – 20 баллов, при этом:
-
за правильное решение первой части задания начисляется 6 баллов (по 2 баллу за каждую из трех позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются;
-
за правильное решение второй части задания начисляется 9 баллов (по 3 балла за каждую из трех позиций). При этом оценивается знаниевый компонент и смысловое содержание ответа. Если по какой-либо позиции ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются;
-
за правильное решение третьей части задания начисляется до 5 баллов. При этом оценивается знаниевый компонент, смысловое содержание и доказательная база ответа. Если по какой-либо позиции ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются.
Задание 2. Составьте фразу из приведенных фрагментов, поясните, что она означает, и запишите её полностью.
а) …значительные материальные потери…;
б) …или окружающей природной среде…;
в) …сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления…;
г) …и нарушение условий жизнедеятельности людей…;
д) …которые могут повлечь или повлекли за собой…;
е) …понимается обстановка на определенной территории…;
ж) …человеческие жертвы, ущерб здоровью людей…;
з) …катастрофы, стихийного или иного бедствия…
Решение
Это определение чрезвычайной ситуации.
Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Оценка задания. Оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов, при этом:
-
баллы не начисляются, если составленная фраза не соответствует данному определению;
-
если участником правильно пояснено, что означает фраза, но сама фраза не соответствует данному определению, начисляется – 2 балла.
Задание 3. Основываясь на знаниях в области защиты населения и территорий от природных пожаров, предложите рекомендации по выходу из зоны лесного пожара, а также рекомендации населению при угрозе перехода лесного пожара на жилые дома и постройки.
Решение первой части задания (вариант ответа):
-
выходить из опасной зоны быстро, перпендикулярно к направлению движения огня;
-
выйдя на открытое пространство или поляну, дышать воздухом возле земли – там он менее задымлен, рот и нос при этом прикрыть ватно-марлевой повязкой или тряпкой;
-
после выхода из зоны пожара сообщить о месте, размерах и характере пожара в противопожарную службы, в администрацию населенного пункта, лесничество и т.п., а также местному населению.
Решение второй части задания (вариант ответа):
-
по возможности эвакуировать всех членов семьи, которые не смогут оказать помощь при защите дома от пожара;
-
заранее договориться с соседями и членами своей семьи о совместных мерах по борьбе с огнем;
-
слушать передачи местных средств массовой информации о пожаре;
-
закрыть все наружные окна и двери, вентиляционные отверстия снаружи дома;
-
в доме: наполнить водой ванны, раковины и другие емкости. Снаружи: наполнить водой бочки и ведра;
-
приготовить мокрые тряпки, ими можно будет затушить угли или небольшое пламя;
-
при приближении огня обливать крышу и стены дома водой; обливать крышу, когда на нее станут падать искры и угли;
-
постоянно осматривать территорию дома и двора с целью обнаружения огня или тлеющих углей.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание, которое состоит из 2-х частей – 15 баллов, при этом:
-
при решении первой части задания оценивается знаниевый компонент, умение последовательно и логично изложить смысловое и полное содержание рекомендаций. Максимальная оценка - 7 баллов. Если ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются;
-
при решении второй части задания оценивается знаниевый компонент, умение последовательно и логично изложить смысловое и полное содержание рекомендаций. Максимальная оценка - 8 баллов. Если ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются.
Задание 4. Составьте памятку школьнику о правилах безопасного поведения на уроках химии, где необходимо отразить общие правила безопасности, правила безопасной работы с газовыми горелками и электронагревательными приборами, правила обращения с кислотами, щелочами и другими химическими реактивами.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 30 баллов, при этом оценивается:
-
знаниевый компонент и полнота отражения общих правил безопасности на уроках химии – до 6 баллов;
-
знаниевый компонент и полнота отражения правил безопасной работы с газовыми горелками и электронагревательными приборами на уроках химии – до 9 баллов;
-
знаниевый компонент и полнота отражения правил обращения с кислотами, щелочами и другими химическими реактивами на уроках химии – до 9 баллов;
-
смысловое единство, логика и последовательность изложения материала, структурированность работы – до 6 баллов.
Задание 5. Современный комплекс проблем безопасности определяется как системно выстроенное представление о совокупности взаимосвязанных угроз безопасности личности, общества и государства на глобальном уровне. Многие из новых угроз ставят под вопрос само существование жизни на Земле. Сформулируйте, какие на Ваш взгляд глобальные проблемы (угрозы) современности ставят под вопрос существование жизни на Земле.
Решение (вариант ответа):
-
достижение человечеством в результате активной жизнедеятельности предельного порога устойчивости биосферы (невосполнимость природных ресурсов; предельная площадь и продуктивность возделываемых земель; загрязнение биосферы при ограниченных способностях окружающей среды к регенерации);
-
резкий рост численности населения Земли;
-
неизбежное снижение динамики развития мировой цивилизации;
-
перенасыщенность планеты оружием массового уничтожения и угроза «ядерной зимы» в случае применения ядерного оружия;
-
астероидная опасность с последствиями, аналогичными применению ядерного оружия.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов, при этом оценивается:
-
максимальное отражение глобальных проблем безопасности и их смысловое единство – до 10 баллов;
-
грамотность использования знаний в области проблем международной и национальной безопасности, теоретическая аргументация своей позиции основанной на теоретических знания – до 6 баллов;
-
самостоятельность суждения, оригинальность стиля и формы изложения – до 4 баллов.
Задание 6. В настоящее время в обстановке практически непрерывного возникновения военных конфликтов, разгула международного терроризма, возрастания количества и масштабов природных и техногенных катастроф ощущается постоянная необходимость как в силах РСЧС, так и гражданской обороны. В связи с этим нарастает потребность создания единой системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, которую предлагается назвать Российской системой гражданской защиты. Вам предлагается изложить свою обоснованную точку зрения о целесообразности создания такой системы.
Примечание: Ваша точка зрения может быть как положительной, так и отрицательной.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов, при этом оценивается:
-
грамотность использования знаний в области организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны – до 6 баллов;
-
смысловое единство, логика и наличие аргументированных выводов – до 10 баллов;
-
самостоятельность суждения, оригинальность стиля и формы изложения – до 4 баллов.
- Подготовка методической базы школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по обж
- 2. Методические рекомендации по подготовке олимпиадных заданий теоретического тура
- Е) в заданиях теоретического тура для обучаемых на ступени основного общего образования должны быть представлены следующие тематические направления:
- Ж) в заданиях теоретического тура для обучаемых на ступени среднего (полного) общего образования должны быть представлены следующие тематические направления:
- 3. Методические рекомендации по подготовке олимпиадных заданий практического тура
- Б) в заданиях должны быть представлены следующие тематические линии:
- 4. Использование учебной литературы и Интернет-ресурсов при подготовке школьников к Олимпиаде
- Примерный вариант текста информации об аварии на химическом объекте
- Инструкция для эвакуируемого населения по правилам безопасного поведения при движении на зараженной местности
- Факторы риска внешней среды
- Задание 7. Основываясь на знаниях в области основ обороны государства и воинской обязанности, Вам предлагается ответить на следующие блоки вопросов:
- 2. Какие воинские звания на флоте соответствуют указанным армейским, в Вооруженных Силах Российской Федерации:
- 3. Перечислите не менее 5 воинских ритуалов
- Примеры олимпиадных заданий секции тестирования и методики оценивания результатов на региональном этапе олимпиады
- Задания второй секции «Полоса выживания» в средней возрастной группе
- 9 Классы (максимальная оценка - 60 баллов)