logo
курсовая 2011 г

Происхождение мутации, особенности работы с подростками в мутационный период по в.В.Емельянову

Изучение методов вокально-хоровой работы с детьми (особенно с мальчиками в период мутации), интересовало многих выдающихся музыкантов-хормейстеров. При написании данной работы, мною было изучено несколько руководств различных авторов, компетентных в этом вопросе. В основном педагоги-практики придерживаются традиционных классических методов, однако нельзя оставить без внимания рекомендации небезызвестного исследователя в этой области - Емельянов В.В. Разрабатывая свой «Фонопедический метод развития голоса», он провёл многочисленные испытания и опыты, результатами которых поделился в своей работе «Развитие голоса. Координация и тренинг».

По его мнению, многие женщины-хормейстеры не интересуются, как правило, особенностями мужскогой технологии пения, считая это необязательным. Однако, это не совсем верно. Главное различие заключается в том, что сформированный по академической модели голос девочки, потом развивается эволюционным путём, переходя в женский. Развитие голоса мальчика по академической женской модели – это, прежде всего подготовка к прохождению мутации, и специалист, работающий с детьми, должен отчётливо представлять суть процесса мутации и специфику мужской певческой технологии. Перестройка организма в пубертатном периоде связана с активным ростом и изменением формы хрящей гортани, с увеличением массы голосовых мышц. В этот период могут возникнуть трудности голосообразования, выражающиеся в неожиданных сменах регистров («петухи»), охриплость, покраснения слизистой и т.д., которые принято называть мутационным ларингитом. Значительно меньшим изменениям подвергаются мышцы, участвующие в производстве звука фальцетного регистра, из чего В.В.Емельянов делает следующий вывод: «фальцет не мутирует». Мутация протекает намного безболезннее, если у мальчика до мутации хорошо был развит фальцетный режим по женской академической модели голосообразования, т.е. со всеми защитными механизмами певческого голосообразования. И, следовательно, во время мутации надо «не молчать, а продолжать координационно-тренировочную нагрузку в фальцетном режиме, постепенно перенося имеющиеся защитные механизмы на формирующийся грудной регистр».8 Традиционно рекомендуемое молчание во время мутации принципиально нереализуемо, т.к. ребёнок продолжает разговаривать, кричать, т.е. продолжает нагружать свой голосовой аппарат в речевом режиме, мало того, весьма вероятна певческая нагрузка (рок, эстрада и т.д.). Всё это наталкивает на один единственный вывод, что в целях нормального развития голоса в период мутации особенно важно не молчать, а работать.

Для работы в период мутации над голосом подростка очень важно знать, чего нельзя делать. Ответ на это даёт концепция регистрового строения нашего голоса. Не секрет, что наиболее сложным и опасным даже для взрослого голоса является участок, где происходит наложение друг на друга по диапазону двух регистров - грудного и фальцетного, т.е. нижний тетрахорд первой октавы. Емельянов советует избегать этого отрезка диапазона при работе с мальчиками. Работа должна осуществляться преимущественно в малой октаве, насколько позволяет голос. Для создания оптимальных условий саморегуляции переноса имеющихся навыков из фальцетного режима в грудной, целесообразно использовать межрегистровый эффект, т.е. петь широкие интервалы в нисходящем движении – с фальцета – в грудной регистр через регистровый порог. Ширина интервала зависит от уровня мутации: чем ниже может опуститься мутант, тем шире может быть использованный интервал, вплоть до двух октав. С прохождением мутации и укреплением грудного режима работы гортани интервал должен сужаться: квинта, терция, прима, т.е. пение поочерёдно фальцетом и грудным режимом так, чтобы разница в тембре была минимальная. После освоения этого перехода, необходимо закреплять навык, нагружая уже грудной регистр. Таким образом, можно выстроить некоторую систему последовательной нагрузки голоса во время мутации. Для начала идёт нагрузка в фальцетном режиме, второй цикл – переход от фальцета к грудному режиму через регистровый порог, и наконец, нагрузка в грудном режиме.

Несмотря на то, какую методику брать за основу в работе с детским хоровым коллективом в мутационный период развития голоса, нужно помнить, что использование различных методов и приёмов должно быть ориентировано, в первую очередь, на развитие основных качеств певческого голоса детей, на сохранение природных голосовых качеств. Педагог должен обладать знаниями голосовых возможностей детей от рождения до периода мутации, а также физиологические особенности в период мутации (особенно остро протекающей у мальчиков).