3. Функции одежды
План
История развития одежды
Что такое одежда
Как делится одежда по назначению (бытовая, производственная, специальная (форм.))
Что содержат в себе швейные изделия
Функции одежды
Литература
ДЕРЖСТАНДАРТ 17037-85 «Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения»
Шаршов В.С. Введение в специальность
Иллюстрированная энциклопедия моды.
ТШИ - Першина Л.Ф.
ТШИ - Савостицкий А.В.
Журналы мод
История одежды из древних времен является зеркалом в котором отражается вся история человечества, каждая страна, каждый народ в отдельные периоды накладывают свой отпечаток.
Одежда является наиболее индивидуальной формой материальной культуры народа. В одежде находит свое отражение и его духовная культура, воплощенные представления об удобстве, целесообразности, красоте тела, души и окружающего мира.
В течении всей истории существования человечества люди создавали для себя одежду, внося свой взнос в этот многовековой процесс. Именно этот вид творчества был наиболее близкий большинству людей, так как в нем каждый мог проявить свое мастерство, фантазию, понимание прекрасного. Т.э. одежда - это изделие или совокупность изделий надеваемое человеком, которая несет утилитарные и эстетические функции. Она создает необходимый комфорт, который разрешает сохранить здоровье и трудоспособность человека в разных метеорологических условиях. Украшает и защищает от влияния окружающей среды.
В зависимости от климатических условий одежда может быть выполнена из разных материалов и иметь вид многослойного пакета. Качество одежды характеризуется совокупностью потребительских и производственных свойств изделия, которые определяют степень его пригодности для использования его по назначению.
В зависимости от сезона одежда подразделяется на:
летнюю
зимнюю
демисезонную (для весняно-осеннього периода)
всесезонную (для ношения в любое время года)
В зависимости от половозрастного признака одежда делится на:
1. женскую,
2. мужскую,
3. детскую.
В свою очередь детская делится на:
грудных детей (до 9месяцев)
ясельного возраста (от 9месяцев до 3лет)
дошкольного возраста (от 3лет до 7лет)
мл.шк. возраста - девочки (от7лет до 11,5лет),
мальчики (от 7лет до 12,5лет)
старш.шк. возраста - девочки (от 11,5лет до 14,5лет),
мальчики (от 12,5лет до 15,5лет)
подростков - девочки (от 14,5лет до 18лет),
мальчики (от 15,5лет до 18лет)
По назначению одежда подразделяется на: бытовую, производственную, форменную, согласно (ГОССТАНДАРТ 17037-85) государственного стандарта. «Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения».
I Бытовая одежда – одежда для ношения в разных бытовых и общественных условиях.
Бытовая одежда в свою очередь подразделяется на:
повседневную - бытовая одежда для повседневного ношения.
торжественную - бытовая одежда для ношения в торжественных условиях.
домашнюю - бытовая одежда для работы и отдыха в домашних условиях.
рабочую - домашняя одежда для работы в бытовых условиях.
спортивную - бытовая одежда для занятий спортом.
национальную - бытовая одежда, которая отражает специфику национальной культуры и быта народа.
II Производственная одежда – одежда для ношения в производственных условиях разных областей народного хозяйства.
Производственная одежда подразделяется на:
специальную - производственная одежда для защиты работающего об влияния опасных и вредных производственных факторов.
санитарную - производственная одежда для защиты предметов работы от работающие и работающие от общих производственных загрязнений. Примечание. Разновидностью санитарной одежды является технологическая одежда для защиты предметов работы.
III Форменная одежда – одежда военнослужащих, работников специальных ведомств и учеников, для которых установленная форма.
По способу производства одежда делится:
Одежда массового производства - одежда на типичные фигуры, установленная сериями в условиях поточного производства (фабрики).
Одежда по индивидуальному заказу - одежда, изготовленная по измерениям фигуры человека и предлагаемой модели (ателье).
Готовая одежда - одежда готовая к эксплуатации, с законченным циклом технологической обработки.
Одежда полуфабрикат - одежда с незаконченным циклом технологической обработки. (характеризуется необработанными некоторыми узлами, заканчивается после подгона изделия по фигуре человека)
По материалу верха одежды, подразделяется на одежду с натуральных (х/б, льняных, шерстяных, шелковых) и химических (искусственных и синтетических) волокон.
Одежда делится на 2 большие группы:
плечевая одежда – одежда, которая опирается на верхнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линиями сочленения туловища с шеей и верхними конечностями, а внизу – линией, которая проходит через выступающие точки лопаток и груди.
поясная одежда – одежда, которая опирается на нижнюю опорную поверхность тела, ограниченной сверху линией талии, а снизу - линией бедер.
Швейные изделия делятся на изделия, изготовленные в условиях швейного производства из любых видов материалов, предназначенных для одежды и бельевые изделий).
Термины и определения швейных изделий:
комплект одежды - одежда состоит из 2х или больше изделий, каждое из которых является составной частью комплекта.
верхняя(ее) одежда (изделие) - одежда (изделие) надеваемое на корсетные изделия, нательное бельё и изделия костюмно-платьевой группы.
бельевое изделие - швейное или трикотажное изделие для создания необходимых гигиеничных условий тела и быта (пример: к бельевому относятся нательное бельё, постельная и столовая бельё).
корсетное изделие - швейное или трикотажное изделие, которое надевается непосредственно на тело для формирования и поддерживания отдельных частей тела, а также для держания чулок.
головной убор - швейное или трикотажное изделие, которое покрывает голову.
чулочно-насочное изделие - трикотажное изделие, которое надевается непосредственно на тело и покрывающая нижнюю часть туловища ноги, каждую отдельно, включая ступни.
перчаточное изделие - швейное или трикотажное изделие, которое надевается непосредственно на тело и покрывающее нижнюю часть руки и предплечья.
платочно-шарфовое изделие - швейное или трикотажное изделие, которое покрывает голову или шею.
Назначение изделия определяет его главную функцию, а условия эксплуатации - второстепенную функцию.
Под функцией одежды понимают ту роль, которую она выполняет в жизни человека. Функции современной одежды делят на утилитарные и социально-эстетические.
Социально-эстетические функции одежды состаят в ее духовной полезности, т.е. способности одежды предметно-чувственным образом отображать свою естественную и общественную целесообразность, красоту и совершенство, нести в себе определенную информацию.
Функции одежды | |||
Утилитарные | Социально-эстетические | ||
защитные | Утилитарно-практические | социальные | Художественно-эстетические |
защитные - наиболее важные в группе утилитарных и обеспечивают защиту человека от неблагоприятных влияний, химической, биологической, естественной среды и механических повреждений.
утилитарно - практические - обеспечивают эффективное выполнение разных процесов, для которых она предназначена: (работа, сон, отдых, спорт, и т.д.) это характеризует функцию назначения. Второй чертой утилитарно- практической функции есть практическая функция присущий некоторым видам одежды (грация, пояса, и т.д.) и, что состоит в фиксации отдельных участков тела в определенном положении или придание им определенной формы.
социальные функции - характеризуют их общественную целесообразность и значимость.
художественно-эстетическая функция - заключается в ее способности доставлять человеку чувственно-эмоциональное удовлетворение своей художественностью, выразительностью, гармонией с окружающей средой и внешним видом человека.
Каждая модель одежды определенного вида выполняет не все функции, а только некоторые, из которых одна - две главные, другие второстепенные.
Истоки одежды уходят глубоко в века. Уже 30тыс. лет тому люди могли пользоваться различными природными материалами, для создания одежды и украшений. Своеобразность одежды разных народов зависело от разных факторов - естественных условий, климата, образа жизни и основных занятий, доступных материалов и систем религиозных представлений.
Поэтому со времени своего возникновения одежда кроме чисто утилитарной , выполняла социальную и эстетическую функцию.
В настоящее время костюм может дать довольно много информации о своем владельце, не смотря на значительное ослабление социальной функции одежды. Но как и прежде, большое значение предаётся ее эстетической роли. Благодаря одежде, человек может изменить свой внешний вид, украсить себя, спрятать недостатки и подчеркнуть достоинства внешности, продемонстрировать свой вкус.
Женщина всегда понимала, что ее оценивают не только по уму, характеру, хозяйственным привычкам, но и по туалету и, учитывая это, уделяла умению одеваться, довольно много времени, сил, средств, раскрывая в этом все свои достоинства. На развитие одежды не могли отразиться религиозные взгляды людей, и их внимание очень заметно на протяжении почти всей истории. Это влияние было различным в разные времена и у разных народов. Например: орнаментация одежды у славянских народов строго отвечало языческим представлениям о миру и человеке. Так как природа по представлениям славянина была насыщенна духами зла и добра. Человек был беззащитный, и ему помогали доброжелательные символы (изображение солнца, фигуры богинь, знаки воды, дождя, растений, животных, птиц), которые располагались в самых чувствительных местах жилья и одежды.
Особое значение предоставлялось головному убору, в котором воплощалась идея неба, солнца (форма) мирового древа жизни, направленного к небу, птицам. Это отражалось даже в названиях (кокошник - (от кокош - петух), кика (кичка - утка) от головного убора к груди шли подвески - рясны, имитирующие струи дождя, небесной влаги, на концах которых крепились колты с фигурками посредников между небом и землей. Потеряв со временем свое языческое содержание, эти орнаменты и знаки остались своеобразной эстетической основой художественного оформления одежды.
Изменение религии, принятие христианства отразились на одежде появлением новых форм, взятых из Византии. Народная одежда в отличии от духовенства изменялась медленно. В русском костюме особенно великолепны были вышивки - любимый вид отделки, доступной любой мастерице, позволяющей создать неповторимые по красоте шедевры. Особенности времени, в котором мы живем, внесли в довольно неторопливый когда-то процесс создания новой моды большие изменения.
Революцией в моде стало промышленное производство одежды. Быстрое удовлетворение больших потребностей человека в необходимой одежде ее высокое качество и большое разнообразие, тем не менее отняли у костюма одно из особенно ценных его свойств - уникальность, индивидуальность. Промышленное производство освободила нас от необходимости уметь изготовливать себе одежду, но одновременно с этим и почти разучило нас шить. В то же время не вполне удоволетворенное стремление быть единственной и неповторимой, не вздрагивать, встречая на улице двойников, вызывает во многих женщин желания научиться шить.
Гете говорил: «Хотя мир в целом продвигается вперед, молодежи приходится каждый раз начинать сначала. Не только осваивать ценности прошлого, но и вносить в них нового, созвучное времени».
Ассортименты одежды
Требования предлагаемы к одежде
Короткая характеристика швейных изделий бытового назначения.
План.
Что такое ассортименты одежды, ее признаки.
Свойства одежды и требования предъявляемые к ней.
Классы на которые подразделяется одежда
Бытовая одежда - самый разнообразный вид швейных изделий.
Литература:
Шаршов В.С. «Введение в специальность»
Сборник гостов Москва 1988г.
ТШИ - Першина Л.Ф.
ТШИ - Савостицкий А.В.
В.Зайцев «Этот многоликий мир моды»
- Введение к специальность
- Учебное издание
- Система подготовки инженерно-педагогических кадров.
- Подготовка рабочих кадров.
- Опыт методической подготовки инженера-педагога.
- Кпд вуза.
- Инженер-Педагог сегодня.
- Кем же станет сегодня инженер-педагог в пту.
- Инженер-Педагог - личность и функции.
- Как готовить инженеров педагогов.
- Цель и задачи учебной дисциплины.
- Роль и место инженера-педагога в подготовке квалифицированных кадров для отрасли.
- Теория инженерно-педагогического образования.
- 1. Короткая история развития одежды и способы ее производства
- 2. Общие сведения об одежде
- 3. Функции одежды
- Ассортименты одежды
- Структура предприятия швейной промышленности.
- Источники советской моды
- Мода (структура и функции моды).
- Мода как социальный и психологический феномен.
- Мода как форма рекламы.
- Моделирование и художественное оформление одежды.
- Основные понятия и терминология.
- Форма и силуэт.
- Цвет в костюме.
- Материалы для одежды.
- Новые популярные виды тканей.