logo
ТЕМА 10

5.Леворукий ребенок в школе

Леворукость – очень важная индивидуальная особенность  ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.

   Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно – пространственных заданий.

   До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью детей (неврозы и невротические состояния).

   В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких

детей и они пишут удобной для них рукой. Очень важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.

   Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее

использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному обучению.

Таким образом, вопрос о переучивание леворукого ребенка в каждом

Конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей  организма и личных установок ребенка.

   В деятельности леворукого ребенка особенности организации его

познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

 1. Сниженная способность зрительно – двигательных координаций: дети

         плохо справляются с задачами на срисовывание графических

         изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как

         правило, имеют плохой почерк.

 2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти,

         зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические

         ошибки.

  3. Для левшей характерна поэлементная работа с материалом,

         раскладывание по «полочкам»

 4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.

  5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.

   Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их

эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность,

сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.

   Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у  20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе

беременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность леворуких  является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.

   Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:

- зрительно – моторной координации;

    - точности пространственного восприятия;

    - зрительной памяти;

    - наглядно – образного мышления;

    - способности к целостной переработке информации;

    - моторики;

    - фонематического слуха;

    - речи.

   При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в

привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.

   Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует

отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в

связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые  могут встретится у конкретного ребенка.