5.Леворукий ребенок в школе
Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.
Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно – пространственных заданий.
До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью детей (неврозы и невротические состояния).
В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких
детей и они пишут удобной для них рукой. Очень важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.
Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее
использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному обучению.
Таким образом, вопрос о переучивание леворукого ребенка в каждом
Конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка.
В деятельности леворукого ребенка особенности организации его
познавательной сферы могут иметь следующие проявления:
1. Сниженная способность зрительно – двигательных координаций: дети
плохо справляются с задачами на срисовывание графических
изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как
правило, имеют плохой почерк.
2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти,
зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические
ошибки.
3. Для левшей характерна поэлементная работа с материалом,
раскладывание по «полочкам»
4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.
5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.
Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их
эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность,
сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.
Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе
беременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность леворуких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.
Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:
- зрительно – моторной координации;
- точности пространственного восприятия;
- зрительной памяти;
- наглядно – образного мышления;
- способности к целостной переработке информации;
- моторики;
- фонематического слуха;
- речи.
При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в
привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.
Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует
отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в
связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретится у конкретного ребенка.
- Тема 10
- Психологические особенности детей младшего школьного возраста
- Симптомы потери непосредственности. Кризис семи лет
- Как же диагностировать готовность ребенка к школьному обучению?
- Строение учебной деятельности младшего школьника
- Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста
- Особенности развития детей младшего школьного возраста группы риска»
- 1.Общая характеристика развития детей младшего школьного возраста.
- 2.Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
- 3.Особенности развития детей «группы риска»
- 4.Гиперактивные и пассивные дети
- 5.Леворукий ребенок в школе
- 6. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте.
- 7.Формы и методы социально-педагогической поддержки .
- Психические особенности подросткового возраста.
- Анатомо-физиологические особенности.
- Когнитивные особенности.
- Аффективная сфера.
- Мотивационная сфера.
- Развитие я-концепции.
- Поведенческие особенности.
- Общая характеристика кризиса подросткового возраста
- Склярова т.В.